ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-317/18 от 21.06.2018 Ольского районного суда (Магаданская область)

Дело № 5-317/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2018.

Мотивированное постановление составлено 23.06.2018.

Судья Ольского районного суда Магаданской области Власенко О.В.,

с участием представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, действующего на основании доверенности № 01-08/2667 от 19.06.2018 и ФИО2, действующей на основании доверенности № 01-08/311 от 23.01.2018,

рассмотрев в помещении Ольского районного суда Магаданской области по адресу: <...>, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.14 ст.19.5 КоАП РФ в отношении администрации муниципального образования «Ольский городской округ», юридический адрес: пос. Ола Ольского района Магаданской области, пл. Ленина, д. 4, ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/490101001,

у с т а н о в и л:

Главным государственным инспектором Ольского района по пожарному надзору К.В.Е. в отношении администрации муниципального образования «Ольский городской округ» (далее по тексту – администрация Ольского городского округа) составлен протокол № 47 от 06.06.2018 об административном правонарушении, в котором указано, что 04.06.2018 в 16 часов 59 минут отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Ольскому району (далее по тексту – ОНД и ПР по Ольскому району) на основании распоряжения от 28.05.2018 № 87 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации Ольского городского округа, в ходе которой установлено, что последней не выполнены пункты 2, 3 предписания № 21/1/16 по устранению требований пожарной безопасности от 07.03.2018, выданного ОНД и ПР по Ольскому району, срок устранения которых был установлен до 01.05.2018.

Нарушения требований пожарной безопасности, указанные в пунктах 2 и 3 предписания № 21/1/16 выявлены по результатам плановой проверки, проведенной 31.03.2017 (предписание № 12/1/15). Подтверждены к исполнению 15.08.2017 (предписание № 34/1/28).

29.09.2017 в адрес ОНД и ПР по Ольскому району от администрации Ольского городского округа поступило ходатайство о переносе срока исполнения предписания № 34/1/28. Данное ходатайство удовлетворено и установлен срок до 01.05.2018.

12.10.2017 администрация Ольского городского округа была привлечена к административной ответственности по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ.

Таким образом, в нарушение требований законодательства в области пожарной безопасности администрация Ольского городского округа повторно не выполнила в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего федеральный государственный надзор, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.14 ст.19.5 КоАП РФ.

Представители администрации Ольского городского округа с протоколом об административном правонарушении не согласились, пояснив, что решением Ольского районного суда Магаданской области от 28.04.2017 по делу № 2-942/2017 на администрацию Ольского городского округа возложена обязанность в срок до 01.12.2017 создать условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения для целей пожаротушения на территории с. Ямск путем оборудования места забора воды на реке Яна; на территории пос. Радужный путем установки на котельной пос. Радужный пожарного гидранта; на территории с. Тауйск путем бурения водозаборной скважины; на территории с. Балаганное путем бурения водозаборной скважины; на территории пос. Яна путем бурения водозаборной скважины; на территории пос. Янский путем бурения водозаборной скважины; на территории с. Тахтоямск путем обеспечения доступа пожарной техники к водозаборной скважине, расположенной на территории ООО «Тахтоямск-Энергия». Определением Ольского районного суда от 28.02.2018 администрации Ольского городского округа предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.12.2018. В настоящее время названное решение суда частично исполнено – созданы условия в пос. Яна, пос. Янский, с. Тауйск, пос. Радужный. В установленный судом срок решение будет исполнено в полном объеме. Таким образом, вменение Администрации Ольского городского округа неисполнения пункта 2 Предписания № 21/1/16 является необоснованным.

Также пояснили, что в пос. Ола установлена региональная автоматизированная система централизованного оповещения (РАСЦО), которая проводит оповещение населения в пос. Ола о возникновении чрезвычайных ситуаций и включается при возникновении ЧС. Еженедельно проводятся проверки данной системы. Включение оповещения проводится дежурным диспетчером с пульта ЕДДС при администрации Ольского городского округа и дистанционно с ПСЦ в г. Магадане. Оповещение системой РАСЦО проводит охват всей территории пос. Ола, в том числе и граждан, проживающих по ул. 60 лет СССР, ул. Гатилова, ул. Шевчено и ул. Лесная в пос. Ола. Кроме того, в пос. Ола имеется местная система оповещения, которая задействуется для проведения профилактических мероприятий, в том числе и по профилактике пожарной безопасности, и расположена в месте с массовым нахождением людей в пос. Ола на пл. Ленина. Данная система постоянно модернизируется. На 2019 год на модернизацию МСО в предварительный бюджет муниципального образования включены мероприятия на общую сумму 1260 тысяч рублей на разработку проекта местной системы оповещения на всей территории Ольсдкого городского округа. Помимо этого, постановлением администрации Ольского городского округа № 757 от 28.12.2015 утверждено Положение об оповещении и информирования организаций и населения муниципального образования «Ольский городской округ» при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе и пожаров, которым определены организация, задачи и механизмы реализации мероприятий по оповещению и информированию населения, предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории муниципального образования «Ольский городской округ». В частности данным Положением предусмотрено, что основным способом оповещения населения об опасностях, возникающих при пожарах, считается передача речевой информации с использованием систем проводного вещания, радиовещания и телевидения, передвижных технических средств связи и оповещения. Оповещение населения о пожарной опасности осуществляется по автоматизированной системе централизованного оповещения населения с помощью электросирен, а также с использованием местных систем проводного вещания, радиовещания и телевидения. Таким образом, пункт 3 Предписания № 21/1/16 от 07.03.2018 выполнен в полном объеме.

При проведении проверки государственным противопожарным инспектором не были учтены вышеуказанные обстоятельства, что, по мнению юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава правонарушения.

По письменному ходатайству представителя администрации Ольского городского округа ФИО2 к материалам дела об административном правонарушении приобщены: постановление Администрации Ольского городского округа № 353 от 28.04.2018; письмо ООО «НПП Гидрогеолог№ от 29.05.2017; постановление Администрации Ольского городского округа № 1037 от 09.11.2017; письмо ООО «МегаЛайн» от 03.05.2018; постановление Администрации Ольского городского округа № 757 от 28.12.2015.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).

В силу положений ст.26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со ст.2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

Исходя из положений ст.17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.

Повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст.19.5 КоАП РФ.

Из диспозиции данной нормы следует, что установленная ею административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания указанного органа.

Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.

Из материалов дела усматривается, что по результатам проведения внеплановой выездной проверки ОНД по Ольскому району в отношении администрации Ольского городского округа выдано предписание № 21/1/16 от 07.03.2018 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.05.2018 и до 01.09.2018.

Данное предписание получено главой администрации Ольского городского округа М.Д.В. 07.03.2018, о чем имеется его подпись.

04.06.2018 с 10 часов 06 минут до 12 часов 39 минут ОНД и ПР по Ольскому району на основании распоряжения начальника ОНД и ПР по Ольскому району К.В.Е. от 28.05.2018 № 87 проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации Ольского городского округа в ходе которой установлено, что учреждением не выполнены пункты 2 и 3 предписания № 21/1/16 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выданного 07.03.2018 ОДН по Ольскому району, срок исполнения по которым установлен 01.05.2018, а именно:

- в нарушение п.80 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в целях пожаротушения в населенных пунктах пос. Радужный, пос. Янский, пос. Яна, с. Тауйск, с. Балаганное, с. Ямск, не созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения;

- в нарушение ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.7 ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», имеющаяся в пос. Ола система оповещения не обеспечивает доведение информации и оповещение о пожаре до населения, проживающего на окраинах населенного пункта (ул. 60 лет СССР, ул. Гатилова, ул. Шевченко, ул. Лесная).

Постановлением судьи Ольского районного суда от 10.09.2017, оставленным без изменения решением судьи Магаданского областного суда по делу от 12.10.2017, администрации Ольского городского округа была привлечена к административной ответственности по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 70000 рублей.

Повторное невыполнение предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный послужило основанием для составления главным государственным инспектором Ольского района по пожарному надзору 06.06.2018 в отношении администрации Ольского городского округа протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.14 ст.19.5 КоАП РФ.

В ходе производства по данному делу об административном правонарушении представители администрации Ольского городского округа указывали на то, что требования п.3 Предписания № 21/1/16 выполнены в полном объеме, поскольку установленная в пос. Ола региональная автоматизированная система централизованного оповещения полностью охватывает всю территорию пос. Ола, включая указанные в предписании улицы. Кроме того, администрацией Ольского городского округа утвержден Порядок оповещения населения о ЧС, которым предусмотрены дополнительные меры для оповещения жителей населенного пункта о пожарной опасности. Относительно невыполнения п.2 Предписания пояснили, что указанная в нем обязанность возложена на администрацию Ольского городского округа решением суда, срок исполнения которого в настоящее время еще не наступил.

В подтверждение данных доводов в материалы дела приобщены в числе прочего постановление Администрации Ольского городского округа № 757 от 28.12.2015, решение Ольского районного суда от 28.04.2017 и определение Ольского районного суда от 28.02.2018.

В силу положений ч.3 ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решением Ольского районного суда Магаданской области от 28.04.2017 по гражданскому делу № 2-942/2017 удовлетворен иск прокурора Ольского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ольский городской округ» об обязании создать условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения на территории населенных пунктов. Данным решением на администрацию Ольского городского округа возложена обязанность в срок до 01.12.2017 создать условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения на территории населенных пунктов с. Ямск, пос. Радужный, с. Тауйск, с. Балаганное, пос. Яна, пос. Янский, с. Тахтоямск. Определением Ольского районного суда Магаданской области от 28.02.2018 администрации Ольского городского округа предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 28.04.2017 по гражданскому делу № 2-942/2017 до 31.12.2018.

Таким образом, на момент вынесения ОНД и ПР по Ольскому району предписания № 21/1/16 от 07.03.2018, на администрацию Ольского городского округа в судебном порядке была возложена обязанность, указанная в п.2 Предписания со сроком исполнения до 31.12.2018.

При таких обстоятельствах требования предписания, изложенные в п.2 со сроком исполнения до 01.05.2018 не могут быть признаны законными, поскольку противоречат вступившему в законную силу решению суда.

Кроме того, администрации Ольского городского округа вменяется неисполнение п.3 Предписания № 21/1/16, которым установлена обязанность устранить нарушения ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.7 ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, к которым в числе прочего относится организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

В соответствии с п.7 ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

Как следует из пояснения представителей Администрации Ольского городского округа, а также представленных ими документов, в пос. Ола установлена региональная автоматизированная система централизованного оповещения, которая проводит оповещение населения в пос. Ола о возникновении чрезвычайных ситуаций и включается при возникновении ЧС. Кроме того, в пос. Ола имеется местная система оповещения, которая задействуется для проведения профилактических мероприятий, в том числе и по профилактике пожарной безопасности, и расположена в месте массового нахождения людей в пос. Ола на пл. Ленина.

Постановлением Администрации Ольского городского округа № 757 от 28.12.2015 утверждено Положение об оповещении и информирования организаций и населения муниципального образования «Ольский городской округ» при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе и пожаров, которым определены организация, задачи и механизмы реализации мероприятий по оповещению и информированию населения, предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории муниципального образования «Ольский городской округ». В частности данным Положением предусмотрено, что основным способом оповещения населения об опасностях, возникающих при пожарах, считается передача речевой информации с использованием систем проводного вещания, радиовещания и телевидения, передвижных технических средств связи и оповещения. оповещение населения пожарной опасности осуществляется по автоматизированной системе централизованного оповещения населения с помощью электросирен, а также с использованием местных систем проводного вещания, радиовещания и телевидения.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что требования ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и п.7 ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» органом местного самоуправления – Администрацией Ольского городского округа соблюдены.

При этом судья отмечает, что ни Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ, ни Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ не определено, что оповещение населения о пожаре должно производиться исключительно посредством установления системы оповещения, охватывающей весь населенный пункт.

Постановление Администрации Ольского городского округа № 757 от 28.12.2015 предусматривает комплекс мер, направленных на оповещение населения о возникновении чрезвычайной ситуации, что соответствует требованиям указанных в Предписании нормативных правовых актов.

Кроме того, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют допустимые доказательства утверждения административного органа о том, что имеющаяся в пос. Ола система оповещения не обеспечивает доведение информации и оповещение о пожаре до населения, проживающего на ул. 60 лет СССР, ул. Гатилова, ул. Шевченко, ул. Лесная. Документально данное утверждениие по подтверждено, каких-либо данных о проведении испытаний системы оповещения, времени ее включения и отключения, доказательств присутствия должностного лица, проводившего проверку и фиксации результатов проверки по каждой из указанных улиц не представлено. Из актов проверки от 04.06.2018 и от 07.03.2018 определить, каким образом был установлен данный факт, невозможно. Вместе с тем, представители администрации Ольского городского округа в судебном заседании утверждали, что имеющаяся в пос. Ола система оповещения охватывает весь населенный пункт, включая улицы, перечисленные в предписании.

Изложенное в совокупности подтверждает отсутствие оснований для привлечения администрации Ольского городского округа к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в ее действиях отсутствует такой необходимый признак состава вменяемого ему правонарушения как вина в невыполнении требований предписания в установленный срок. В рассматриваемой ситуации вышеуказанные требования предписания нельзя признать законными, поскольку перечисленные нарушения законодательства не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела об административном правонарушении.

В силу положений ч.ч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.14 ст.19.5 КоАП РФ в отношении Администрации муниципального образования «Ольский городской округ» подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5, 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья,

п о с т а н о в и л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.14 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации муниципального образования «Ольский городской округ» прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, путем подачи жалобы (прокурором протеста) через Ольский районный суд либо непосредственно в Магаданский областной суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения (получения) копии постановления.

Установить дату составления мотивированного постановления – 23.06.2018.

Судья . О.В. Власенко