Дело <№> (протокол <№>) УИД <№> УИН 0 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е о назначении административного наказания г. Архангельск, ...<Дата> Судья Ломоносовского районного суда города Архангельска Ибрагимова Н.В., с участием защитника Администрации муниципального образования «Город Архангельск» - Малеевой С.В., руководителя инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области ФИО1, ведущего консультанта инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области ФИО2, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении: юридического лица – Администрации муниципального образования «Город Архангельск» (сокращенное фирменное наименование Администрация МО «Город Архангельск»), зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (дата внесения записи 20 августа 2002 года), глава муниципального образования «Город Архангельск» - ФИО3, <№> адрес (место нахождения): 163000, Архангельская область, г. Архангельск, площадь В.И. Ленина, ..., ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения, установил: Администрация МО «Город Архангельск» нарушила требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах. В собственности муниципального образования «Город Архангельск» находится объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения - «Дом Е.Ф. ФИО4», расположенный по адресу: г. Архангельск .... Объект культурного наследия принят на государственную охрану постановлением Администрации Архангельской области № 207 от 13 августа 1998 года «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры Архангельской области». Распоряжением инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области № 188-р от 13 декабря 2017 года утверждено охранное обязательство объекта культурного наследия «Дом Е.Ф. ФИО4». Планом проведения работ, содержащимся в акте осмотра технического состояния объекта культурного наследия, предусмотрено проведение противоаварийных работ в период с 01 июня 2018 года по 31 октября 2018 года. Сведения о наличии охранного обязательства объекта недвижимости 28 декабря 2017 года зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Из протокола об административном правонарушении усматривается, что <Дата> в адрес инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области поступило уведомление о выполнении требований охранных обязательств Администрации муниципального образования «Город Архангельск» <№> от 29 июня 2018 года. Указанное уведомление не содержало сведений о проведении (начале проведения) противоаварийных работ на объекте культурного наследия «Дом Е.Ф. ФИО4». <Дата> должностным лицом инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области проведено мероприятие по систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, находящихся в собственности муниципального образования «Город Архангельск» и являющихся аварийным жильем, в том числе в отношении объекта культурного наследия «Дом Е.Ф. ФИО4». В ходе мероприятия по систематическому наблюдению было установлено ненадлежащее содержание муниципального имущества, а именно: - доступ во внутренние помещения объектов культурного наследия не ограничен, дверные и оконные проемы не заблокированы; - территория объектов культурного наследия захламлена, выкос травы не осуществляется. По выявленным фактам ненадлежащего содержания объектов культурного наследия 09 августа 2018 года в адрес главы Администрации муниципального образования «Город Архангельск» - ФИО3 инспекцией было направлено письмо с просьбой принять незамедлительные меры по исполнению требований Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части содержания и использования собственником объекта культурного наследия, в том числе к поддержанию его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, и направить в инспекцию информацию о принятых мерах в срок до 31 августа 2018 года. Письмом <№> от 31 августа 2018 года Администрация муниципального образования «Город Архангельск» представила отчет об исполнении данных рекомендаций и невозможности проведения работ по консервации объектов культурного наследия, в том числе объекта культурного наследия «Дом Е.Ф. ФИО4», поскольку расходование средств бюджета на данные работы будет нецелевым. В целях профилактики нарушений законодательства об объектах культурного наследия инспекцией в связи с истечением сроков проведения противоаварийных работ на объекте культурного наследия, установленных в акте осмотра технического состояния объекта культурного наследия, в адрес собственника объекта культурного наследия - Администрации муниципального образования «Город Архангельск» направлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований. В предостережении предложено собственнику обеспечить исполнение пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно: провести противоаварийные работы на объекте культурного наследия «Дом Е.Ф. ФИО4». В ответе на указанное предостережение поступило письмо департамента муниципального имущества муниципального образования «Город Архангельск» <№> от 29 ноября 2018 года о невозможности исполнения охранного обязательства по причине сформированного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. В ходе очередного мероприятия по систематическому наблюдению, которое состоялось <Дата>, было установлено, что доступ во внутренние помещения объекта культурного наследия «Дом Е.Ф. ФИО4» не ограничен, дверные и оконные проемы не заблокированы, оконные проемы не имеют остекления (преимущественно на первом этаже), во внутренних помещениях имеются следы возгорания. Таким образом, в период с 07 августа 2018 года по 25 января 2019 года состояние объекта культурного наследия «Дом Е.Ф. ФИО4» существенно ухудшилось по причине того, что собственником объекта культурного наследия меры по надлежащему содержанию объекта культурного наследия не принимались, работы, предусмотренные охранным обязательством, не осуществлялись. Следовательно, собственником объекта культурного наследия в лице Администрации муниципального образования «Город Архангельск» не приняты меры по исполнению требований охранного обязательства, а именно, не проведены противоаварийные работы на объекте культурного наследия «Дом Е.Ф. ФИО4» в период с 01 июня 2018 года по 31 октября 2018 года, а также не приняты меры по поддержанию объекта в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Более того, собственник объекта культурного наследия не уведомил орган охраны объектов культурного наследия - Инспекцию по охране объектов культурного наследия Архангельской области об ухудшении состояния объекта культурного наследия «Дом Е.Ф. ФИО4» и не провел необходимые противоаварийные работы. В судебном заседании защитник Администрации муниципального образования «Город Архангельск» - Малеева С.В. с протоколом об административном правонарушении категорически не согласилась. Утверждала, что доверитель не является надлежащим субъектом административной ответственности. Более того, противоаварийные работы на объекте культурного наследия не могли быть проведены, поскольку требуют разработки проектной документации, частью которой является рабочая документация. Срок проведения научно-исследовательских и проектных работ: 01 января 2019 года – 31 декабря 2019 года. При этом противоаварийными мероприятиями являются работы, проводимые не на объекте культурного наследия, а на его территории. Исследовав письменные материалы дела, выслушав объяснения защитника Администрации муниципального образования «Город Архангельск» - Малеевой С.В., доводы руководителя инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области ФИО1 и позицию ведущего консультанта инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области ФИО2, изучив возражения на протокол об административном правонарушении и дополнительно представленные участниками документы, прихожу к следующему. Оспаривая событие административного правонарушения и вину Администрации муниципального образования «Город Архангельск» в его совершении, защитник Малеева С.В. не учитывает следующее. Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 73-ФЗ) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. По смыслу пункта 1 части 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственники объекта культурного наследия обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Пунктом 7 части 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ определено, что собственник объекта культурного наследия обязан незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия. В судебном заседании защитник Администрации муниципального образования «Город Архангельск» - Малеева С.В. не оспаривала юридически значимое по делу обстоятельство, что в собственности доверителя находится объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения - «Дом Е.Ф. ФИО4», расположенный по адресу: г. Архангельск .... Согласилась, что указанный объект культурного наследия принят на государственную охрану постановлением Администрации Архангельской области № 207 от 13 августа 1998 года «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры Архангельской области». При этом, распоряжением инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области № 188-р от 13 декабря 2017 года утверждено охранное обязательство объекта культурного наследия «Дом Е.Ф. ФИО4». Планом проведения работ, содержащимся в акте осмотра технического состояния объекта культурного наследия, предусмотрено проведение противоаварийных работ в период с 01 июня 2018 года по 31 октября 2018 года. Сведения о наличии охранного обязательства объекта недвижимости 28 декабря 2017 года зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Не оспаривала защитник Администрации муниципального образования «Город Архангельск» - Малеева С.В. и тот факт, что объект культурного наследия «Дом Е.Ф. ФИО4» с 26 августа 2018 года находится в 100 % муниципальной собственности. Признала, что в рамках Порядка выполнения требований, содержащихся в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия, включенного в единый реестр объектов культурного наследия, доверителем 29 июня 2018 года за <№> в адрес инспекции было направлено уведомление о выполнении требований охранных обязательств. При этом уведомление не содержало сведений о проведении (начале проведения) противоаварийных работ на объекте культурного наследия «Дом Е.Ф. ФИО4». Согласилась, что в настоящее время доступ во внутренние помещения объекта культурного наследия «Дом Е.Ф. ФИО4» не ограничен, дверные и оконные проемы не заблокированы, оконные проемы не имеют остекления (преимущественно на первом этаже), во внутренних помещениях имеются следы возгорания. Не оспаривала, что собственник объекта культурного наследия не уведомил орган охраны объектов культурного наследия - Инспекцию по охране объектов культурного наследия Архангельской области об ухудшении состояния объекта культурного наследия «Дом Е.Ф. ФИО4» и не провел необходимые противоаварийные работы. Заявленные в судебном заседании защитником Администрации муниципального образования «Город Архангельск» - Малеевой С.В. доводы несостоятельные. Довод защитника о том, что противоаварийные работы на объекте культурного наследия не могли быть проведены, поскольку требуют разработки проектной документации, частью которой является рабочая документация противоречит Разъяснениям о ремонтных и противоаварийных работах, данных Министерством культуры Российской Федерации за <№> от 27 мая 2017 года. Согласно данным разъяснениям в рамках неотложных мер по сохранению памятника необходимо проведение противоаварийных работ для предотвращения полной его утраты параллельно с продолжающейся разработкой научно-проектной документации, предусмотренной заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Следовательно, разработка проектной документации не препятствует проведению первоочередных в рамках неотложных мер по сохранению памятника противоаварийных мероприятий, направленных на предотвращение физической утраты объекта культурного наследия. Утверждение защитника о том, что противоаварийными мероприятиями являются работы, проводимые не на объекте культурного наследия, а на его территории, основаны на неверном толковании норм материального права. В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия – это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. Следовательно, работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе консервация, - это работы, проводимые на самом объекте культурного наследия. Ссылки защитника на проведенную вырубку деревьев на территории объекта не освобождали собственника от выполнения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, поскольку свод деревьев, создающих угрозу физического уничтожения объекта культурного наследия, является мероприятиями по обеспечению его сохранности, а не работами по его сохранению. Довод защитника Малеевой С.В. о том, что Администрация муниципального образования «Город Архангельск» не является надлежащим субъектом административной ответственности, необоснованный. В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 29 Устава муниципального образования «Город Архангельск» Администрация города – это исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Город Архангельск» федеральными законами и областными законами. В силу подпункта 17 пункта 1 статьи 2 Устава к вопросам местного значения муниципального образования «Город Архангельск» относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в муниципальной собственности, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск». Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют, в том числе, местные администрации либо входящие в их структуру и уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевые (функциональные) или территориальные органы. Поскольку в структуре Администрации муниципального образования «Город Архангельск» отсутствует орган охраны объектов культурного наследия Администрация муниципального образования «Город Архангельск» является надлежащим субъектом административной ответственности. С учетом изложенного, нахождение муниципального жилищного фонда на оперативном и техническом учете в департаменте городского хозяйства, как и нахождение объектов капитального строительства на период выполнения работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции и техническому перевооружению в департаменте транспорта, строительства и городской инфраструктуры не освобождали Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» от обязанности соблюдать требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Создание таких департаментов не освобождало Администрацию муниципального образования «Город Архангельск», как собственника объекта культурного наследия, от исполнения обязанностей по надлежащему содержанию объекта культурного наследия. Такой вывод не противоречит положениям статьи 13 Федерального закона от № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Вопреки доводам защитника собственник объекта культурного наследия имел достаточно времени для исполнения возложенных на него обязанностей по надлежащему содержанию объекта культурного наследия «Дом Е.Ф. ФИО4». Факт совершения Администрацией муниципального образования «Город Архангельск» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью представленных доказательств. Приведенные доказательства признаю допустимыми, достоверными, согласующимися друг с другом и являющимися достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности Администрации муниципального образования «Город Архангельск» в совершении вменяемого административного правонарушения. Действия Администрации муниципального образования «Город Архангельск» подлежат квалификации по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Выяснив обстоятельства, подлежащие в силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснению по делу об административном правонарушении, должностное лицо правильно квалифицировало допущенное Администрацией муниципального образования «Город Архангельск» административное правонарушение по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. За совершенное правонарушение юридическое лицо подлежит административному наказанию. В соответствии с санкцией части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей. В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса. Учитывая в полной мере обстоятельства данного дела, характер административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, наличие дефицита бюджета, в целях назначения справедливого и соразмерного наказания и возможности его исполнения, считаю необходимым назначить Администрации муниципального образования «Город Архангельск» административное наказание в виде административного штрафа в низшем размере, чем установлено санкцией части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для освобождения от административной ответственности, не имеется. Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности административного правонарушения, судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек. Руководствуясь статьей 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил: Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей. Реквизиты для уплаты штрафа - получатель: <№> Квитанцию об уплате штрафа необходимо предоставить в канцелярию Ломоносовского районного суда города Архангельска по адресу: г. Архангельск, ..., кабинет <№>. В случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок со дня вступления данного постановления в законную силу, лицо, не уплатившее штраф, может быть подвергнуто административному наказанию по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей. Разъяснить законному представителю Администрации муниципального образования «Город Архангельск» - главе муниципального образования «Город Архангельск» - ФИО3, что при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев (статья 31.5 Кодекса). Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии постановления. Судья Н.В. Ибрагимова |