Дело №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Судья Тосненского городского суда <адрес> Смирнова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, холостого, иждивенцев не имеющего, не работающего,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 00, находясь на участке местности в 4 км от д.Переход по направлению в д.<адрес>, в 50 метрах от автомобильной дороги слева, имеющем координаты: 59.085546, 31.862654, осуществлял незаконные археологические полевые работы (археологическую разведку (раскопку), путем выкапывания из земли металлических предметов с помощью металлоискателя марки «Minilab» и лопаты «Fiskars» в отсутствие разрешения, полученного в установленном порядке, открытого листа не имел.
Указанные действия ФИО2 должностным лицом ОМВД России по <адрес> квалифицированы по ч.3 ст.7.15 КоАП РФ.
ФИО2 в судебном заседании вину не признал. Пояснил, что вместе с братом ФИО4 приехали в <адрес> для сбора металла. При себе каждый из них имел по металлоискателю и лопате, с помощью которых осуществляли поиск металла. В ходе поисков металлических предметов не нашли. Прибывшие на место сотрудники полиции сфотографировали их, доставили в отдел полиции. Изъятые у него сотрудниками полиции металлоискатель и лопата принадлежат ему лично, изъятые у ФИО4 металлоискатель и лопата ему (ФИО4) не принадлежат. Найденный металл планировали сдать за плату. О составлении протокола об административном правонарушении 12.07.2019г. его по телефону 11.07.2019г. известил сотрудник полиции, он в ответ сообщил ему, что на составление протокола прибыть не сможет. Ходатайство об отложении составления протокола на иное время не заявлял.
В представленных письменных пояснениях по делу ФИО2 считал, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, поскольку о его составлении он был уведомлен ненадлежащим образом (менее чем за сутки), что нарушило его право на защиту; при составлении протокола об административном правонарушении по ч.3 ст.7.15 КоАП РФ ухудшено его положение, поскольку первично составленный в отношении него протокол об административном правонарушении был составлен по ч.1 ст.7.15 КоАП РФ. Событие и состав административного правонарушения отсутствуют, поскольку участок местности, где он находился, не является памятником культуры и объектом археологического наследия, поставленным на государственную охрану и внесенным в единый государственный реестр, он не осуществлял археологические раскопки памятников археологии, а выкапывание из земли металлических предметов не является противозаконным деянием.
Защитник ФИО2ФИО5 в судебном заседании считала, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.15 КоАП РФ.
Судья, исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав ФИО2, его защитника ФИО5, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.45.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее – Закон № 73-ФЗ) работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).
Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.
Данный порядок определен действующим в настоящее время Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 865 (с изм. на ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с п. 1 ст. 63 названного выше Закона впредь до вступления в силу утвержденных Правительством РФ нормативных актов, издание которых отнесено к полномочиям Правительства РФ, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные указанным выше Положением, применяемым постольку, поскольку указанные Правила не противоречат данному Закону.
Согласно ч.2 ст.45.1 Закона № 73-ФЗ, разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ, указанных в пункте 7 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 45.1 Закона № 73-ФЗ установлено, что порядок выдачи разрешений (открытых листов), приостановления и прекращения их действия устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 127 установлены «Правила выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия», в соответствии с которыми открытые листы выдаются Министерством культуры Российской Федерации с учетом заключения федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" (далее - Академия) о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом их проведения и методами исследования и подтверждают право на проведение одного из следующих видов археологических полевых работ:
а) археологические разведки;
б) археологические раскопки;
в) археологические наблюдения.
Согласно ст.45.2 Закона № 73-ФЗ использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов возможно исключительно при осуществлении археологических полевых работ, проводимых на основании разрешения (открытого листа).
При этом в силу ч.2 указанной нормы закона под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.
За проведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом) наступает административная ответственность по части 1 статьи 7.15 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 7.15 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин.
Обстоятельства дела и факт совершения ФИО2 административного правонарушения, подтверждаются:
- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ;
- рапортом участкового уполномоченного полиции ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении 01.05.2019г. в 17 часов 00 минут на участке местности в 4 км от д.Переход по направлению в д.<адрес>, в 50 метрах от автомобильной дороги слева, имеющем координаты: 59.085546, 31.862654, ФИО2, осуществлявшего незаконные археологические полевые работы (археологическую разведку (раскопку), путем выкапывания из земли металлических предметов с помощью металлоискателя марки «Minilab» и лопаты «Fiskars» в отсутствие разрешения, полученного в установленном порядке, открытого листа не имеет;
- протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ;
- иллюстрационной таблицей к протоколу осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ;
- протоколом изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ;
- фотографиями металлоискателя и лопаты;
- объяснением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ;
- квитанцией о приеме вещественных доказательств в камеру хранения от ДД.ММ.ГГГГ.
Судья, анализируя собранные по делу доказательства в совокупности, оценив из как относимые, допустимые и достоверные, считает их достаточными и взаимосвязанными, согласующимися друг с другом и не содержащими противоречий, в связи с чем находит установленной и доказанной вину ФИО2 в совершении административного правонарушения, и квалифицирует его действия по ч.3 ст.7.15 КоАП РФ как проведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), совершенных с использованием специальных технических средств поиска, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Доводы ФИО2 о незаконном составлении протокола об административном правонарушении 12.07.2019г. в его отсутствие, поскольку он не был надлежащим образом извещен о его составлении, подлежат отклонению как несостоятельные.
Из материалов дела следует, что в отношении ФИО2 01.05.2019г. с его участием составлялся протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.15 КоАП РФ, который был возвращен в отдел полиции для устранения недостатков (л.д. 8, 29-32). При этом ФИО2 сотрудником полиции разъяснены права, предусмотренные ч.2 ст.25.1, ст.51 Конституции РФ, что подтверждается его подписью. В целях устранения недостатков 24.05.2019г. в указанный протокол об административном правонарушении также с участием ФИО2 вносились изменения, в том числе, относительно квалификации его действий по ч.3 ст.7.15 КоАП РФ, указанный протокол с внесенными в него изменениями вновь был возвращен в отдел полиции для устранения недостатков (л.д. 36-38). В целях устранения недостатков, указанных в определении судьи от 03.07.2019г., в отношении ФИО2 12.07.2019г. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.15 КоАП РФ (л.д. 5). О времени и месте составления указанного протокола ФИО2 извещен телефонограммой 11.07.2019г. (л.д. 7). Вопреки доводам защитника ФИО2ФИО5, из текста телефонограммы следует, что она принята лично ФИО2 В судебном заседании ФИО2 подтвердил факт личного принятия им телефонограммы. При указанных выше обстоятельствах, из которых следует, что ФИО2 с 01.05.2019г. было известно о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении, его извещение о составлении протокола об административном правонарушении за сутки до его составления следует расценить как надлежащее. Кроме того, ФИО2 был не лишен возможности заявить соответствующее требованиям ст.24.4 КоАП РФ ходатайство об отложении составления протокола на иное время, однако такое ходатайство не заявлял, что подтвердил в судебном заседании. Учитывая неявку ФИО2, уведомленного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, отсутствие заявленных им ходатайств об отложении составления протокола, сотрудник полиции правомерно, в соответствии с ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ, 12.07.2019г. составил протокол об административном правонарушении в отсутствие ФИО2, основания считать права ФИО2, в том числе, на защиту, нарушенными, отсутствуют. Протокол от 12.07.2019г. об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела в нем отражены, действия ФИО2 описаны с учетом диспозиции ч.3 ст. 7.15 КоАП РФ, изложенные в нем обстоятельства позволяют установить событие вмененного ФИО2 правонарушения и достаточны для квалификации его действий по ч.3 ст. 7.15 КоАП РФ, признаки уголовно-наказуемого деяния в действиях ФИО2 отсутствуют. По ч.1 ст.7.15 КоАП РФ в отношении ФИО2 дело об административном правонарушении не рассматривалось, а потому составление в отношении него протокола об административном правонарушении по ч.3 ст.7.15 КоАП РФ нельзя рассматривать как ухудшающее его положение. При таких обстоятельствах, отсутствуют основания расценивать протокол как недопустимое доказательство.
Доводы ФИО2 об отсутствии события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.15 КоАП РФ, поскольку участок местности, где он находился, не является памятником культуры и объектом археологического наследия, поставленным на государственную охрану и внесенным в единый государственный реестр, и он не осуществлял археологические раскопки памятников археологии, а выкапывание из земли металлических предметов не является противозаконным деянием, являются несостоятельными как основанные на неправильном понимании законодательства.
Согласно ч. 7 ст. 45.1 Закона № 73-ФЗ видами археологических полевых работ являются археологические разведки, археологические раскопки, археологические наблюдения.
Под археологическими разведками понимается проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности. Археологическими раскопками является проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия. В свою очередь, археологические наблюдения - это проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.
При этом археологические раскопки и археологические полевые наблюдения осуществляются в отношении уже известных объектов культурного наследия. Археологические разведки, напротив, проводятся с целью отыскания возможных новых ранее не обнаруженных объектов археологии.
Таким образом, законодательное определение понятий археологических разведок и археологических раскопок предполагает поиск археологических либо вещественных остатков, имеющих какое-либо историческое или культурное значение, независимо от того, проводятся ли эти поиски в процессе земляных работ, путем систематического обследования поверхности или во время обследования дна или надпочвенных слоев внутренних или территориальных вод. При этом диспозициями норм ст.7.15 КоАП РФ не определяется, что составы соответствующих правонарушений будут иметь место лишь в случае проведения археологических разведок или раскопок на объекте археологического наследия, внесенном в соответствующий перечень.
Привлечение к административной ответственности может иметь место даже в случае совершения действий, имеющих внешние признаки археологических полевых работ, вне границ территории объекта археологического наследия. Это обусловлено положением ч. 3 ст. 3.1 Закона № 73-ФЗ о том, что границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ (в отличие от границ территории иных объектов культурного наследия, устанавливаемых на основании архивных документов и научных исследований). Таким образом, чтобы установить границы, нужно провести археологические полевые работы, а сами работы могут проводиться только на основании открытого листа.
Обстоятельства настоящего дела, безусловно, не свидетельствуют о том, что ФИО2 осуществлял незначительное воздействие на поверхностный слой почвы для хозяйственно-бытовых нужд или использовал металлоискатель для поиска утерянных предметов. Как следует из открытых источников сети «Интернет» (Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации), в д.<адрес> находится воинское кладбище, где похоронены воины Советской Армии, погибшие в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг., которое является памятником, связанным с Великой Отечественной войной, подлежащим охране государства (номер в реестре №). ФИО2, проживающий в <адрес>, выявлен на участке местности в 4 км возле д.Переход, как осуществляющий раскопки с помощью лопаты и металлоискателя, пояснил, что на данное место прибыл вместе с братом, и таким образом осуществляет поиск металлических предметов. Указанные обстоятельства в совокупности, безусловно, свидетельствуют о том, что ФИО2 с использованием специальных средств – металлоискателя и лопаты осуществлял археологические полевые работы, требующие получения специального разрешения (открытого листа), которое у него отсутствовало.
То обстоятельство, что при ФИО2 не было обнаружено предметов, имеющих археологическую ценность, не опровергает наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.15 КоАП РФ.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
ФИО2 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей с конфискацией инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ, и специальных технических средств поиска: металлоискателя «Minilab X-TERA 705» s/n 4047365 1473, лопаты «Fiskars» черного цвета дужкой оранжевого цвета, изъятых протоколом изъятия вещей и документов от 01.05.2019г., хранящихся в камере хранения ОМВД России по <адрес> (в книге учета №).
Административный штраф подлежит перечислению на счет:
УФК по <адрес> (УМВД России по <адрес>) (ОМВД России по <адрес>), ИНН <***>, КПП 532101001, код ОКТМО 49650000, номер счета получателя платежа 40№ в Отделение Новгород <адрес>, БИК 044959001, КБК 18№, наименование платежа: штраф, УИН 18№.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Ленинградский областной суд.
Судья Смирнова В.А.