ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-320/20 от 15.06.2020 Пушкинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 15 июня 2020 года

Дело № 5-320/2020

78RS0020-01-2020-001325-65

Судья Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга Макарова Татьяна Геннадьевна, рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: Санкт-Петербург, <...>, зал № 3 материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» ИНН <***>, КПП 782001001, ОГРН <***>, юридический адрес: 196601, Санкт-Петербург, <...>, лит. А,

с участием защитника Шустова В.Н.,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» совершило нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 7.13 КоАП РФ, а именно:

в нарушение требований ст.ст. 33, 47.2, 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» (ФГБОУ ВО СПбГАУ) не приняло исчерпывающих мер, направленных на сохранение объекта культурного наследия федерального значения «Оранжерея», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <...>, литера А, входящего в состав ансамбля объекта культурного наследия федерального значения «Оранжерея Большая». В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2001 года № 527 «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в Санкт-Петербурге» здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <...>, литера А, является объектом культурного наследия федерального значения «Оранжерея», входящим в состав ансамбля объекта культурного наследия федерального значения «Оранжерея Большая». Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21.11.2019 года № 99/2019/296969890 правообладателем объекта на праве оперативного управления является ФГБОУ ВО СПбГАУ. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и на основании задания КГИОП от 10.12.2019 года № 01-59-1163/19-0-0 проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия. Актом мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия от 10.12.2019 года зафиксировано, что по визуальному осмотру фасады объекта находятся в неудовлетворительном техническом состоянии: стены выполнены из полнотелого кирпича на известковом растворе, оштукатурены и окрашены, на отдельных участках наблюдаются: штукатурный слой стен имеет частичные утраты, отслаивается в зонах намокания, на отдельных участках наблюдается обнажение кирпичной кладки, красочный слой загрязнен и шелушится, имеются позднейшие подкраски; на отдельных участках сложно профилированных штукатурных элементов (тяги, карниз) декора наблюдаются утраты, следы намокания, красочный слой загрязнен и шелушится; гипсовые элементы и детали декора частично утрачены, наблюдаются следы намокания, красочный слой загрязнен и шелушится; на деревянных оконных и дверных заполнениях наблюдается отслаивание красочного слоя и деструкция древесины, следы гнили; цоколь и приямки облицованы известняковым камнем, на цоколе наблюдаются трещины, сколы, частично разрушения, утраты шовного раствора, высолы, следы намокания и биопоражения; ступени и тумбы парадных входов выполнены из гранитных блоков, наблюдаются трещины, сколы, частично разрушения, утраты шовного раствора, высолы, следы намокания и биопоражения; карнизные свесы, линейные окрытия, водосточные желоба и трубы частично коррозированы, деформированы, имеются механические повреждения, утраты нижних колен водосточных труб, окрывочный слой загрязнен и шелушится.

07.02.2020 года в отношении ФГБОУ ВО СПбГАУ составлен протокол № 22-2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Ректор ФГБОУ ВО СПбГАУ, будучи надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал. При указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Защитник ФГБОУ ВО СПбГАУ Шустов В.Н. пояснил, что работы по фасадам указанного объекта запланированы на 2021 год, полагал, что производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения, в обоснование представил документы, подтверждающие следующее. Согласно актам по форме КС-2 работы по Государственному контракту выполнены в полном объеме, в 2010 году выполнены проектные работы: «Реконструкция с элементами реставрации учебного корпуса № 6», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <...> д 14, литеры А, Б. 15.11.2010 года между ФГБОУ ВО СПбГАУ и ЗАО «Ремфасад» заключен Государственный контракт № 63 ГК/2010 на выполнение работ по реконструкции с элементами реставрации лабораторного корпуса № 6. Согласно акту от 15.10.2010 года по форме КС-2 в рамках Государственного контракта выполнены работы по реставрации фасадов в сумме 28005470 рублей. Получено положительное заключение государственной экспертизы Санкт-Петербургского филиала ФГУ «Главгосэкспертиза России» от 23.12.2010 года № 655-10/СПЭ-1248/02 и положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, строительство которого финансируется с привлечением средств федерального бюджета Санкт-Петербургского филиала ФГУ «Главгосэкспертиза России» от 04.03.2011 года № 078-11/СПЭ-1248/05. Распоряжением МСХ РФ № 33-р от 29.03.2011 года утвержден проект «Реконструкции с элементами реставрации учебного корпуса № 6». По государственному контракту № 42 ГК/2012 от 25.07.2012 года АО «БалтСтрой» проводило работы по реконструкции с элементами реставрации Лабораторного корпуса № 6. Основные виды работ, выполненные АО «БалтСтрой» по объекту - внутренние. В процессе выполнения вышеперечисленных работ возникла необходимость усиления наружных оконных проемов и кровли здания. На данные виды работ в 2014, 2016 и 2017 годах финансирование не осуществлялось. В настоящее время в связи с невозможностью продолжения работ без перепроектирования и определения новой сметной стоимости по Объекту с прохождением государственной экспертизы контракт вынужденно расторгнут по соглашению сторон. Ранее полученные лимиты бюджетных обязательств отозваны Министерством сельского хозяйства РФ и решается вопрос о выделении средств на проведение перепроектирования, определение новой сметы. Все возможности по сохранению памятника культуры Университетом используются в полном объеме. Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 02.06.2020 года по делу № 2-1431/2020 ФГБОУ ВО СПбГАУ обязано в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в силу выполнить в установленном законом порядке реставрацию лицевых и дворовых фасадов объекта культурного наследия федерального значения «Оранжерея», за неисполнение данного решения судом установлена судебная неустойка в пользу КГИОП. Привлечение Университета к административной ответственности необоснованно и влечет усугубление финансовых затруднений, которые испытывает учебное заведение в период пандемии, в подтверждение чего защитник представил справку о наличии кредиторской задолженности ФГБОУ ВО СПбГАУ и размере субсидий федерального бюджета.

В судебном заседании в качестве свидетеля опрошен главный специалист отдела правового обеспечения административного производства Юридического управления КГИОП ФИО1, который не согласился с доводами защитника, подтвердил сведения, изложенные в составленном им протоколе об административном правонарушении, а также обстоятельства, выявленные актом мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия от 10.12.2019 года, вместе с тем полагал, что с учетом имущественного положения ФГБОУ ВО СПбГАУ возможно назначение штрафа в размере менее минимального размера.

Суд, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, несмотря на доводы стороны защиты, считает, что в действиях ФГБОУ ВО СПбГАУ имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Часть 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 указанной статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, являются предметом регулирования Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 47.2 Закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном указанным Законом.

В силу пп. 3 п. 3 ст. 47.2 Закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 указанного Закона.

На основании пп. 1, 3, 4 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ законный владелец объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен, обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

Нарушение требований ст.ст. 33, 47.2, 47.3 Закона № 73-ФЗ образует объективную строну состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2001 года № 527 «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в Санкт-Петербурге» здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <...>, литера А, является объектом культурного наследия федерального значения «Оранжерея», входящим в состав ансамбля объекта культурного наследия федерального значения «Оранжерея Большая».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21.11.2019 года № 99/2019/296969890 правообладателем объекта на праве оперативного управления является ФГБОУ ВО СПбГАУ; здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <...>, литера А, является объектом культурного наследия, имеется обязательство по его сохранению.

В соответствии с пп. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве оперативного управления учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению учреждением.

ФГБОУ ВО СПбГАУ было известно о необходимости соблюдения им требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации при использовании объекта, но юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных требований, что указывает на наличие вины юридического лица.

Представленные стороной защиты документы также не свидетельствуют о том, что ФГБОУ ВО СПбГАУ приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных требований законодательства. Заключение ФГБОУ ВО СПбГАУ контрактов на проведение работ и проведение строительными организациями соответствующих работ не освобождают ФГБОУ ВО СПбГАУ от предусмотренной пп. 1, 3, 4 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ обязанности поддержания объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии.

Вина ФГБОУ ВО СПбГАУ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении № 20-2020 от 07.02.2020 года, копией акта мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия от 10.12.2019 года с приложение фотографий, копией задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, копией выписки из ЕГРН, копией выписки из ЕГРЮЛ, копией плана границ территории памятника истории и культуры федерального значения «Оранжерея Большая с садом», копией приказа от 18.05.2015 года № 39-р, копией постановления от 10.07.2001 года № 527, копией перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в Санкт-Петербурге, другими материалами административного дела.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, требования закона при его составлении не нарушены, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.

Указанные доказательства являются достоверными, достаточными, получены без нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, и прав лица, привлеченного к административной ответственности.

Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 02.06.2020 года по делу № 2-1431/2020, которым ФГБОУ ВО СПбГАУ обязано выполнить реставрацию фасадов объекта культурного наследия, не является препятствием для привлечения ФГБОУ ВО СПбГАУ к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Оснований для признания совершенного ФГБОУ ВО СПбГАУ правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии события либо состава административного правонарушения, не установлено.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение ФГБОУ ВО СПбГАУ, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность является совершение административного правонарушения впервые.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа, которое, по мнению суда способно обеспечить достижение целей административного наказания. Вместе с тем с учетом исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, в целях исключения избыточного ограничения прав привлекаемого к административной ответственности юридического лица, суд считает возможным определить размер штрафа с применением положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ о назначении административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст. 7.13 ч. КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 7.13 ч. 1, 29.9, 29.10, 29.11, 32.2 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Федеральное государственное бюджетное образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

Указанный штраф перечислить согласно следующим реквизитам: Получатель: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, ИНН <***>, КПП 784001001, р/с <***> Северо-Западное ГУ Банка России г. Санкт-Петербург, БИК 044030001, КБК 81411601072010000140, ОКТМО 40909000 УФК по г. Санкт-Петербургу, УИН 03216979000158435626344487.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: