ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-320/2021 от 29.01.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-320/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Резолютивная часть постановления оглашена 29.01.2021.

01 февраля 2021 года <...>

Судья Псковского городского суда Псковской области Артамонов Г.В., при секретаре Николаевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), зарегистрированного по адресу: <адрес>, (ИНН , ОГРН , дата государственной регистрации 23.09.2003), ранее привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

22.10.2020 в составе поезда № 2110 (индекс 0818-113-0707) на таможенную территорию ЕАЭС в ПЗТК таможенного поста ЖДПП Печоры-Псковские Псковской таможни прибыл товар, находящийся в контейнере № , который перемещался на железнодорожной платформе № .

Перевозчик ОАО «РЖД» предоставил в таможенный орган следующие документы на перевозимый товар в контейнере № : железнодорожная накладная (СМГС) от 17.10.2020 № , INVOICE от 29.09.2020 № , упаковочная спецификация от 06.10.2020 № , согласно которым в вышеуказанном контейнере перемещались товары: масла моторные (2710198200 ТН ВЭД ЕАЭС) – 1050 грузовых мест (1050 коробок) общим весом брутто 19567,2 кг; масла для редукторов (2710198800 ТН ВЭД ЕАЭС) – 100 грузовых мест (100 коробок) общим весом брутто 1833,3 кг; жидкости для гидравлических целей (2710198400 ТН ВЭД ЕАЭС) – 100 грузовых мест (100 канистр) общим весом брутто 1846 кг; прочие смазочные масла (2710199800 ТН ВЭД ЕАЭС) – 10 грузовых мест (10 коробок) общим весом брутто 119,10кг; прочие материалы смазочные содержащие 70 мас. % или более нефти и нефтепродуктов (3403191000 ТН ВЭД ЕАЭС) – 70 грузовых мест (70 коробок) общим весом брутто 1299,9 кг; материалы смазочные (3403990000 ТН ВЭД ЕАЭС) – 80 грузовых мест (80 коробок) общим весом брутто 1139,6 кг. Общее количество грузовых мест -1410.

Отправитель товара – <данные изъяты>; получатель товара – <данные изъяты>; перевозчик - ОАО «РЖД».

В период с 11 часов 45 минут до 14 часов 15 минут 22.10.2020 таможенным органом совершены таможенные операции по регистрации прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

В рамках системы управления рисков, во исполнение поручения на таможенный досмотр № т/п ЖДПП Печоры-Псковские Псковской таможни проведен таможенный досмотр в отношении товара, перемещаемого в контейнере № на ж/д платформе № 9486451, по результатам которого установлено (АТД № ), что в грузовом отделении контейнера находится товар, незаявленный в товаросопроводительных документах, а именно:

1) шариковые ручки красного цвета с маркировкой «А.», в количестве 20 штук, общим весом 0,112 кг,

2) бирки по замене масла в картонной коробке с наклеенной на неё этикеткой «К.» (#191387T)». С лицевой стороны бирки красные с надписью «ASTRONMotorolisfromGermany», в количестве 1000 штук, общим весом с коробкой 1,756 кг,

3) календари с маркировкой «А.», в количестве 10 штук, общим весом 1,552 кг,

4) толстовки с капюшоном красного цвета с надписями на лицевой стороне «А.» и со стороны спины «А.OIL», к каждой толстовки пришита бирка: к двум пришита бирка с информацией «GILDANHeavyBlendMadeinHonduras», к третьей бирка с информацией «GILDANHeavyBlendMadeinSalvador», в количестве 3 штук, общим весом 1,708кг,

5) флаги с пластмассовыми крюками красного цвета с надписью «ASTRONMotorolisfromGermany», с лейблами с информацией «ViDiKomFahnenwww.vidikom.de», каждый флаг упакован в индивидуальную прозрачную упаковку, в которой находится этикетка: «NAME: 90838 AstronSIZE: 120см х 300см COLOR: 1С READYMADE: flagMATERIAL: 100% PolyesterOTHER:», в количестве 2 штуки, общим весом 1,042 кг,

6) разноразмерные наклейки с лицевой стороны красного цвета с надписью «А.», в количестве 15 штук, общим весом 0,582 кг,

7) ароматизаторы для автомобиля в форме легкового автомобиля красного цвета с надписью «А.» в индивидуальных прозрачных упаковках с этикеткой на каждой упаковке на немецком языке, в количестве 20 штук, общим весом 0,148 кг,

8) футболки красного цвета с надписями на лицевой стороне «А.» и со стороны спины «ASTRONMOTOROIL», с бирками с информацией «GILDANSoftstyleRINGSPUNMadeinBangladesh», в количестве 3 штук, общим весом 0,532 кг,

9) бейсболки белого цвета с нашивками «А.», в количестве 5 штук, общим весом 0,260 кг,

10) выдвижной баннер с лицевой стороны красного цвета в металлическом боксе, упакованный в тканевый чёрный тубус с ремешком для переноски, с информацией «А.» и изображением канистр и бочек с маслом, в количестве 1 штуки, общим весом 3, 702 кг.

Незаявленный товар (позиции 1-9) перемещался в картонной коробке, баннер (позиция 10) перемещался в тканевом тубусе. Общее количество грузовых мест перемещаемого ОАО «РЖД» товара составило – 1412.

Тем самым, общее количество грузовых мест товаров, от заявленного в товаросопроводительных документах (1410), превысило на 2 грузовых места.

Общий вес брутто товара 11,394 кг, количество грузовых мест – 2.

Указанный товар изъят и помещен на хранение СВХ ООО «Миком» (<адрес>).

Поскольку перевозчиком ОАО «РЖД» сообщены в таможенный орган недостоверные сведения о наименовании, количестве грузовых мест товара при прибытии на таможенную территорию Союза путем представления в таможенный орган недействительных товаросопроводительных документов в отношении юридического лица 27.11.2020 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Представитель ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав представителя Псковской таможни ФИО1, поддержавшую доводы протокола об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ административным правонарушением признается сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам

Как следует из положений, закрепленных в п.п. 26 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.

В соответствии с пп. 45 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС товар - любое движимое имущество, в том числе валюта стран государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

На основании пункта 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.

Согласно ст. 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров.

В соответствии с требованиями ст. 89 ТК ЕАЭС при международной перевозке автомобильным транспортом при прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик сообщает таможенному органу в числе прочих сведения о количестве грузовых мест, их маркировке, наименовании товаров, весе (брутто) товаров либо объеме товаров.

Незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза (п.п. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС) является перемещение товаров через таможенную границу Союза, вне мест, через которые в соответствие со ст. 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Согласно ст. 4 Конвенции о договоре международной перевозки грузов (далее – КДПГ) от 19.05.1956 заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, подписываемой отправителем и перевозчиком.

Данные сведения перевозчик сообщает путем представления таможенному органу следующих документов: международная транспортная накладная (CMR), имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары (инвойс, счет - фактура).

В ст. 6 КДПГ определен перечень сведений, которые должна содержать накладная, к числу которых относится число грузовых мест, наименование, вес груза (брутто) или выраженное, в других единицах измерения количество груза, приняты обозначения характера груза.

Заключая договор перевозки, перевозчик должен знать предмет договора, проверить все сведения, указанные в накладной. Подпись перевозчика для контролирующих органов свидетельствует о соответствии фактически принятого к перевозке грузу сведениям о нем, содержащимся в накладной.

Область применения КДПГ и обязанности перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя, регламентированные КДПГ, носят гражданско-правовой характер и используются при разрешении гражданских споров по вопросам ответственности целостности товара при осуществлении международных автомобильных перевозок между указанными лицами при заключении договора международной перевозки груза.

При этом необходимо учитывать, что отношения между перевозчиком и таможенным органом РФ, которому перевозчик представляет для таможенного оформления товаросопроводительные документы, регулируются ТК ЕАЭС и КоАП РФ, а не договорными отношениями перевозчика с грузополучателем, которые в отношения с таможенными органами РФ не вступают.

Нарушение обязательств между перевозчиком, с одной стороны, и отправителем или получателем товара, с другой стороны, о предоставлении достоверных сведений о перевозке, не может повлиять на выполнение обязанностей перевозчика перед таможенными органами Российской Федерации, в том числе сообщать таможенному органу достоверные сведения о количестве грузовых мест, их маркировке, о наименовании и весе товара.

Перевозчик обязан принять меры для обеспечения выполнения этих обязанностей, то есть проявить для этого должную степень заботливости и осмотрительности.

Меры административной ответственности применяются за неисполнение требований ст. 89 ТК ЕАЭС, в соответствии с которыми перевозчик при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС представляет сведения, в том числе, о наименовании, количестве грузовых мест товара.

Названная обязанность по сообщению в таможенный орган достоверных сведений о товарах путем предоставления документов, содержащих достоверные сведения, является обязанностью абсолютной и лицо, на которое она возложена законом, должно ее исполнить, приняв для этого все зависящие от него меры или отказаться от осуществления деятельности и/или действий, с которыми связана такая обязанность, если оно не в состоянии ее выполнить.

В качестве декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска декларируемых товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1 000 евро, в случаях, определяемых Комиссией в соответствии с п. 6 ст. 105 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ч. 5 ст. 95 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

На основании изложенного, рекламная продукция, стоимостью не превышающей 1000 Евро, для таможенных целей обладает статусом товара, сведения о котором подлежит сообщению перевозчиком таможенному органу при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС путем предоставления действительных документов.

В силу положения статьи 23 СМГС перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.

Законодательством Российской Федерации также установлено право железной дороги проверять сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных (ст. 27 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

В случае если при проверке груза во время его перевозки или выдачи, перевозчик констатирует несоответствие наименования, массы или количества мест груза сведениям, указанным в накладной, составляется коммерческий акт (статья 29 СМГС).

Кроме того, Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (приложение В к Конвенции «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ)», параграф 1 ст. 11) установлено право перевозчика в любой момент проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в документах, для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Из материалов дела установлено, 22.10.2020 в составе поезда № 2110 (индекс 0818-113-0707) на таможенную территорию ЕАЭС в ПЗТК таможенного поста ЖДПП Печоры-Псковские Псковской таможни прибыл товар, находящийся в контейнере № , который перемещался на железнодорожной платформе №

По результатам таможенного досмотра установлено, что в грузовом отделении контейнера находится товар, незаявленный в товаросопроводительных документах, общее количество грузовых мест товаров, от заявленного в товаросопроводительных документах, превысило на 2 грузовых места.

Таким образом, перевозчиком ОАО «РЖД» при перемещении товара через таможенную границу таможенному органу были заявлены недостоверные сведения о наименовании, количестве грузовых мест товара при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС.

Установлено, что перевозка груза осуществлялась на основании СМГС.

Из пояснений заместителя начальника отдела по таможенной деятельности филиала ОАО «РЖД» Центр фирменного транспортного обслуживания ФИО2 вагон № контейнер № отправка № принимался к перевозке договорным перевозчиком Республики Эстония. ОАО «РЖД» был принят к перевозке от перевозчика Республики Эстония по процедуре международных перевозок в соответствии с СМГС вагон № контейнер № отправка № , на который были наложены запорно-пломбировочные устройства иностранного грузоотправителя, товаросопроводительные документы были оформлены иностранным грузоотправителем, перевозчик ОАО ««РЖД» в погрузочных мероприятиях участия не принимал. При прибытии на таможенную территорию Союза перевозчиком ОАО «РЖД» был предъявлен таможенному органу товар и транспортное средство в неизменном состоянии за исправными пломбами отправителя и внесенными сведениями в перевозочные (транспортные) и товаросопроводительные документы иностранным грузоотправителем, а также предварительной информацией перевозчика Республики Эстония. Транспортное средство и товар перевозчиком был представлен таможенному органу для проведения таможенного контроля. По мнению представителя ОАО «РЖД», перевозчик выполнил все требуемые от него действия в соответствии со статьями ТК ЕАЭС и им не были нарушены статьи таможенного законодательства.

Отправитель товара <данные изъяты>Германия) письмом от 16.11.2020 подтвердил, что он является производителем моторных масел ASTRON/ALPINE, отправителем товара было презентовано и положено в контейнер вместе с товаром минимальное количество образцов рекламной продукции. По закону Федеральной Республики Германия, рекламная продукция стоимостью до 1000 Евро, не подлежит таможенному оформлению/декларированию как товар, а носит уведомительный характер, что было сделано в документе Proforma-InvoiceP00868/2020 от 29.09.2020.

При прибытии на таможенную территорию ЕАЭС перевозчиком ОАО «РЖД» Proforma-Invoice от 29.09.2020 таможенному органу не представлена, сведения о данном документе также отсутствуют в железнодорожной накладной(СМГС) от 17.10.2020 № .

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.

Вступая в правоотношения с таможенными органами, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах должна быть исполнена лицом, на которое она возложена, путем принятия всех зависящих от него мер.

То есть, перевозчик должен принять меры к тому, чтобы произвести проверку товара на предмет соответствия сведениям о нем, указанным в документах, получаемых от отправителя товара или его представителей.

Данные меры полностью зависят от перевозчика, и их непринятие прямо указывает на то, что им фактически не предпринимались все зависящие от него меры к надлежащему исполнению возложенной на него обязанности перемещать через таможенную границу России товары только по документам, содержащим достоверные сведения о таких товарах.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с нормами международных нормативно-правовых актов для перевозок всеми видами транспорта существует единый подход к установлению порядка действий перевозчика при приемке груза к перевозке.

В данном случае у ОАО «РЖД» имелась возможность заявить весь товар, ввезенный на таможенную территорию ЕАЭС, либо не приступать к перевозке в случае несоответствия данных о характере груза, однако этого сделано не было по субъективным причинам.

То обстоятельство, что ОАО «РЖД» к перевозке предъявлены загруженные и готовые к перевозке вагоны, относится к урегулированию взаимных обязательств между перевозчиком, с одной стороны, и отправителем товара, с другой стороны, в рамках их гражданско-правовых отношений. Названное обстоятельство с учетом международных норм и правил организации перевозки грузов в международном сообщении не освобождает общество от соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и исполнения законных обязанностей, связанных с перевозкой грузов, перед таможенными органами ЕАЭС.

Кроме того, ОАО «РЖД» имело возможность для реализации права проверки состояния груза и заявления при прибытии на таможенную территорию Союза достоверных сведений о товарах, так как располагало информацией о возможном незаконном перемещении товара на железнодорожной платформе №, поскольку Обществу были известны результаты взвешивания 20.10.2020 09 час. 55 мин. (55,65 т. (вес брутто при взвешивании) – 24,9 т. (масса тары) – 30 т. (вес товара с контейнером), 0,75 т. (перевес).

Таким образом, ОАО «РЖД», представив таможенному органу документы, содержащие недостоверные сведения о наименовании товара и количестве грузовых мест товара при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Вина ОАО «РЖД», помимо протокола об административном правонарушении, подтверждается: железнодорожной накладной (СМГС) от 17.10.2020 № , INVOICE от 29.09.2020 № , упаковочной спецификации от 06.10.2020 № копией акта таможенного досмотра № , копией листа взвешивания от 20.10.2020, протоколом изъятия вещей и документами от 29.10.2020 № , иными документами, содержащимися в материалах дела.

С учетом изложенного, вина указанного юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ доказана.

При назначении административного наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, предмет административного правонарушения, отсутствие по делу смягчающих ответственность обстоятельств и наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства – повторного совершения однородного правонарушения, считает необходимым определить наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9 и 29.10, ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо открытое акционерное общество «Российские железные дороги» признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения:

1) шариковых ручек красного цвета с маркировкой «<данные изъяты>», в количестве 20 штук, общим весом 0,112 кг,

2) бирок по замене масла в картонной коробке с наклеенной на неё этикеткой «<данные изъяты>)». С лицевой стороны бирки красные с надписью «ASTRONMotorolisfromGermany», в количестве 1000 штук, общим весом с коробкой 1,756 кг,

3) календарей с маркировкой «<данные изъяты>», в количестве 10 штук, общим весом 1,552 кг,

4) толстовок с капюшоном красного цвета с надписями на лицевой стороне «<данные изъяты>» и со стороны спины «ASTRONMOTOROIL», к каждой толстовки пришита бирка: к двум пришита бирка с информацией «GILDANHeavyBlendMadeinHonduras», к третьей бирка с информацией «GILDANHeavyBlendMadeinSalvador», в количестве 3 штук, общим весом 1,708кг,

5) флагов с пластмассовыми крюками красного цвета с надписью «<данные изъяты>», с лейблами с информацией «ViDiKomFahnenwww.vidikom.de», каждый флаг упакован в индивидуальную прозрачную упаковку, в которой находится этикетка: «NAME: 90838 AstronSIZE: 120см х 300см COLOR: 1С READYMADE: flagMATERIAL: 100% PolyesterOTHER:», в количестве 2 штуки, общим весом 1,042 кг,

6) разноразмерных наклеек с лицевой стороны красного цвета с надписью «<данные изъяты>», в количестве 15 штук, общим весом 0,582 кг,

7) ароматизаторов для автомобиля в форме легкового автомобиля красного цвета с надписью «<данные изъяты>» в индивидуальных прозрачных упаковках с этикеткой на каждой упаковке на немецком языке, в количестве 20 штук, общим весом 0,148 кг,

8) футболок красного цвета с надписями на лицевой стороне «<данные изъяты>» и со стороны спины «ASTRONMOTOROIL», с бирками с информацией «GILDANSoftstyleRINGSPUNMadeinBangladesh», в количестве 3 штук, общим весом 0,532 кг,

9) бейсболок белого цвета с нашивками «<данные изъяты>», в количестве 5 штук, общим весом 0,260 кг,

10) выдвижного баннера с лицевой стороны красного цвета в металлическом боксе, упакованный в тканевый чёрный тубус с ремешком для переноски, с информацией «<данные изъяты>» и изображением канистр и бочек с маслом, в количестве 1 штуки, общим весом 3, 702 кг. Общий вес брутто товара 11,394 кг, количество грузовых мест – 2, находящегося на хранении на складе временного хранения ООО «Миком» (<...>).

Обязать Псковскую таможню в порядке исполнения настоящего постановления передать конфискованный товар в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.

Судья Г.В. Артамонов