№ 5-44\2014
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
город Сочи 23 января 2014 года
Судья Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края Тайгибов Р.Т. рассмотрев административный материал, поступивший из Сочинской таможни, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки ст.<адрес>, гражданки РФ, зарегистрированной и проживающей по <адрес> ст.<адрес>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Как следует из представленного суду дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ из Турецкой Республики в Росиию на теплоходе «Принц Трабзона» рейсом Трабзон-Сочи прибыла ФИО1, которая ввезла на таможенную территорию Таможенного союза товары, находящиеся в двух грузовых местах (сумка дорожная черного цвета и непрозрачный полиэтиленовый пакет черного цвета). ФИО1 следовала по «зеленому коридору» международного павильона на причале № 1 Сочинского морского торгового порта, расположенного в регионе деятельности Сочинского центрального таможенного поста Сочинской таможни, пассажирскую таможенную декларацию не заполняла и в таможенный орган не подавала, устно о наличии при ней товаров, подлежащих таможенному декларированию, не заявляла.
ДД.ММ.ГГГГ в 21 час 45 минут при прохождении таможенного контроля с использованием рентген аппарата «HEIMANN» установлено, что в указанных двух грузовых местах, принадлежащих ФИО1, находятся однородные товары. Из объяснения ФИО1 следует, что всю одежду она приобрела себе и своим родственникам, о необходимости декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу и не предназначенных для личного пользования, она не знала, таможенную декларацию не заполняла, в таможенный орган не подавала.
Участвующий в судебном заседании представитель Сочинской таможни, по доверенности ФИО2, просил о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.16.2 КРФобАП, назначении наказания в соответствии с санкцией статьи.
ФИО1 в назначенное судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просит о рассмотрении дела об административном правонарушении в свое отсутствие.
В соответствии со ст. 26.11 КРФобАП судья осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 названного Кодекса, влечет административное наказание.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 21 час 45 минут ФИО1, прибывшая на таможенную территорию Таможенного союза на теплоходе «Принц Трабзона» рейсом Трабзон-Сочи, для прохождения таможенного контроля выбрала «зеленый» коридор международного павильона на причале № 1 Сочинского морского торгового порта, расположенного в регионе деятельности Сочинского центрально таможенного поста Сочинский таможни, предназначенный для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию, на общую сумму 44662 рубля 50 копеек.
Определением главного государственного таможенного инспектора ОТО и ТК № 1 Сочинского Центрального таможенного поста Сочинской таможни в отношении ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.2 КРФобАП, составлен протокол об административном правонарушении.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 26.11.2012 года № 28-П, в силу статей 8 (часть 1), 19 (часть 1), 34 (часть 1) и 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, осуществляя регулирование административной ответственности за нарушение таможенных правил (статья 72, пункт «к» части 1, Конституции Российской Федерации), обязан исходить не только из публичных интересов, связанных с экономической безопасностью государства как одной из основ суверенитета Российской Федерации, но и из частных интересов физических и юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений и внешнеэкономической деятельности, а также из отражающих условия достижения баланса этих интересов требований статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, по смыслу которой введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право собственности, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния
При этом любые административные правонарушения в таможенной сфере, равно как и санкции за их совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы - в случае необходимости с помощью толкования, данного ей судами, - каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия); иное противоречило бы конституционным принципам равенства и справедливости, из которых вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования; неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного его истолкования и, следовательно, произвольного применения, т.е. противоречивую правоприменительную практику, и тем самым ослабляют гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан.
Суверенитет Российской Федерации, будучи одной из основ ее конституционного строя, предполагает, по смыслу статей 3, 4, 5 и 15 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении
Устанавливая правила ввоза товаров на территорию таможенного союза, включая процедуры декларирования, условия и порядок уплаты таможенных пошлин, порядок определения стоимости ввозимых товаров для исчисления таможенных платежей, а также порядок определения таможенной стоимости ввозимого товара, Таможенный кодекс таможенного союза дифференцирует эти правила применительно к юридическим лицам и физическим лицам, ввозящим товары для личного пользования.
Так, в соответствии с его главой 8 «Таможенная стоимость товаров», положения которой не распространяются на товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами для личного пользования (пункт 4 статьи 64),
Особенности перемещения физическими лицами товаров для личного пользования определены главой 49 Таможенного кодекса таможенного союза,
Так, согласно ч.2 ст.352 «Таможенного кодекса Таможенного союза» к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу, не применяются меры нетарифного и технического регулирования.
В соответствии со ст.357 «Таможенного кодекса Таможенного союза» в местах прибытия на таможенную территорию таможенного союза или убытия с этой территории для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования может применяться система двойного коридора.
Применение системы двойного коридора предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу, таможенного декларирования в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора («зеленого» или «красного») для совершения таможенных операций.
При этом, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 26.11.2012 года № 28-П положения части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 КРФобАП в их взаимосвязи - с учетом смысла, придаваемого им сложившейся правоприменительной практикой, - не обладают достаточной определенностью с точки зрения того, какой именно критерий оценки стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров должен использоваться при их применении. Порядок оценки стоимости изъятых вещей, предписывающий исходить из цены товара (государственной или рыночной) либо устанавливать ее путем проведения экспертизы, не позволяет объективно отражать реальные затраты декларанта на приобретение товара в целях квалификации деяния как административного правонарушения, поскольку цены на одни и те же товары, продаваемые в разных странах и ввозимые на территорию Российской Федерации, при обычном течении розничной и оптовой торговли в условиях поддержки свободной и добросовестной рыночной конкуренции могут многократно как увеличиваться, так и уменьшаться;
При отсутствии прямого нормативного указания, какую именно цену товара, приобретенного для личного пользования, необходимо учитывать при перемещении через таможенную границу Российской Федерации, физические лица ориентируются на его фактическую стоимость в стране приобретения, тогда как для правоприменительных органов не исключается возможность использования рыночной или иной стоимости этого товара в Российской Федерации, которая может не совпадать с закупочной (таможенной) стоимостью товара. Кроме того, при исчислении стоимости однородный товар может оцениваться с применением различных методик, притом что в разных регионах России рыночная цена одного и того же товара неодинакова. Тем самым приобретатели товара лишаются возможности с достаточной четкостью предвидеть правовые последствия совершаемых ими действий, что при привлечении их к административной ответственности приводит к нарушению принципов справедливости и равенства;
Предусмотрев возможность применения различных методов оценки стоимости ввозимых физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации товаров для личного пользования, в том числе допустив использование рыночных цен на территории Российской Федерации, федеральный законодатель не установил четкого критерия определения их стоимости при решении вопроса о привлечении к административной ответственности, а также при исчислении размера административного штрафа, что приводит к неоднозначному истолкованию, а значит, и применению положений части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 КРФобАП. Следовательно, - при отсутствии прямого нормативного указания на использование строго определенного критерия исчисления стоимости ввозимого товара - расчет стоимости товара, предполагающий дискрецию правоприменителя при выборе метода ее оценки, не может быть применен для указанных целей.
Признав положения части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 КРФобАП в их взаимосвязи не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 1), 19 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3), 54 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они в системе действовавшего правового регулирования позволяли для целей определения наличия состава административного правонарушения (недекларирование товаров) и исчисления размера административного штрафа использовать при оценке стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров, ввозимых физическими лицами для личных нужд, вместо таможенной стоимости этих товаров их рыночную стоимость на территории Российской Федерации и включать в стоимость товара ту ее часть, которая законом и подзаконными правовыми актами разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов, Конституционный Суд Российской Федерации не исключил наличие у федерального законодателя дискреционного правомочия устанавливать для указанных целей иной порядок определения стоимости этих товаров при исчислении размера штрафных санкций.
Кроме того, согласно заключению эксперта Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №, товар, являющийся предметом административного правонарушения, не входит в «Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на который государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ»,
В силу ч.1 ст.1.5 КРФобАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Административным правонарушением, согласно ст.2.1 КРФобАП, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.3.1 КРФобАП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КРФобАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.24.5 КРФобАП, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки ст.<адрес>, гражданки РФ, зарегистрированной и проживающей по <адрес> ст.<адрес>, прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Р.Т.Тайгибов