ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-321/2023УИД от 11.09.2023 Тракторозаводского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 5-321/2023 УИД: 74RS0003-01-2023-004458-57

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 11 сентября 2023 года

Судья Тракторозаводского районного суда г. Челябинска Макаренко О.В.,

при секретаре судебного заседания Лебединской А.Е.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2,

должностного лица ФИО6,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении

ФИО2, <данные изъяты>

- по ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ),

УСТАНОНОВИЛ:

11 сентября 2023 года в 11:00 часов по адресу: ул. 40 лет Октября, 34 в г. Челябинске был выявлен гражданин <данные изъяты> ФИО2, который, нарушил режим пребывания, выразившейся в нарушении режима пребывания в Российской Федерации, так как уклонился с выезда с территории Российской Федерации с 06 мая 2023 года, при этом ранее пребывал на территории Российской Федерации в период с 23 января 2023 года по 18 февраля 2023 года, с 18 февраля 2023 года по 19 апреля 2023 года, с 02 мая 2023 года по 25 июля 2023 года, с 25 июля 2023 года по настоящее время, таким образом общий срок пребывания на территории РФ составил 178 суток, что превышает установленные законом 90 суток суммарно в течении каждого периода в 180 суток.

ФИО2 от выезда с территории Российской Федерации уклонился, чем нарушил пункт 1 статьи 5 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан на территории РФ».

11 сентября 2023 года в отношении ФИО2 инспектором ОПНМ-3 ОИК УВМ ГУ МВД России по Челябинской области ФИО6 составлен протокол об административном правонарушении, взято объяснение по факту нарушения.

В судебном заседании ФИО2 пояснил, что с протоколом об административном правонарушении согласен, просил назначить наказание в виде штрафа, без выдворения, указал, что все его родственники являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают в г. Челябинске, в настоящее время он проживает со своей семьей – бывшей женой и детьми, гражданами Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, суд считает, что вина ФИО2 по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, а именно – в нарушении иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, нашла свое подтверждение. В судебном заседании установлено следующее.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 115-ФЗ).

Согласно ст. 2 названного Федерального закона находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно сведениям ФМС России, ФИО2 пребывал на территории Российской Федерации с 23 января 2023 года по 18 февраля 2023 года, с 18 февраля 2023 года по 19 апреля 2023 года, с 02 мая 2023 года по 25 июля 2023 года, с 25 июля 2023 года по 11 сентября 2023 года. Таким образом, непрерывный срок пребывания ФИО2 в РФ составил 178 суток.

Суд полагает необходимым считать непрерывный срок пребывания ФИО2 на территории Российской Федерации с 23 января 2023 года по 18 февраля 2023 года, с 18 февраля 2023 года по 19 апреля 2023 года, с 02 мая 2023 года по 25 июля 2023 года, с 25 июля 2023 года по настоящее время, общее количество пребывания на территории РФ составило 178 суток суммарно, тем самым срок пребывания превысил период в 90 суток, допустимых в период 180 суток.

По истечению срока пребывания, ФИО2 от выезда с территории РФ уклонился. В настоящее время продолжает пребывать в Российской Федерации незаконно.

Поскольку ФИО2, являясь иностранным гражданином, по истечении срока временного пребывания, который составил 90 суток в период 180 суток, не выехал из Российской Федерации, документов, подтверждающих его законное право пребывания на территории РФ он в настоящее время не имеет, его действия образуют состав правонарушения, предусмотренный ч. 1.1 ст.18.8 КоАП РФ.

ФИО2 за оформлением патента до 11 сентября 2023 года, временного проживания, вида на жительство, либо гражданства РФ в уполномоченные органы не обращался, статуса беженца, либо вынужденного переселенца не имеет.

Факт совершения административного правонарушения ФИО2 подтверждается:

- сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 11 сентября 2023 года по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ;

- объяснением ФИО3, согласно которому он является гражданином <данные изъяты>, русским языком владеет, в услугах переводчика не нуждаюсь. Из близких родственников на территории РФ у него проживают бывшая супруга гражданка РФ ФИО1, а так же шестеро детей, которые также являются гражданами РФ ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Недвижимого имущества на территории РФ не имеет, у бывшей супруги в собственности квартира, которые нажили в совместно браке. С ФИО1 он был в браке с 2009 года по 27 января 2023 года, брак был расторгнут по причине того, что он не смог получить справку о доходах, для получения пособия. С последующим получением справки хотели опять заключить брак и оформить гражданство РФ, ранее пробовал получить гражданство РФ, но ему отказывали. Последний раз на территорию РФ прибыл 25 июля 2023 года, с целью въезда "работа", сделал себе регистрацию по адресу: <адрес>. По данному адресу он проживает в настоящее время со своей семьей. До этого он пребывал с 23 января 2023 года в <адрес> в <адрес>. Затем 18 февраля 2023 года он сделал выезд и въезд в один день, так как ему не дали миграционную карту, пришлось пересекать границу. Затем с 18 февраля 2023 года он находился в Челябинске со своей семьей. 19 апреля 2023 года он уехал с бывшей супругой ФИО4 в <данные изъяты> для того, что бы забрать детей. 02 мая 2023 года они вернулись на территорию РФ для дальнейшего проживания. 25 июля 2023 года он знал, что у него заканчивается регистрация и он снова пересек границу и начал оформлять патент. Таким образом, от сотрудников полиции он узнал, что он превысил указанные сроки пребывания на территории Российской Федерации, что он должен был уехать до 06 мая 2023 года, так как мой срок пребывания уже превышал 90 суток, на 11 сентября 2023 года он пребывает на территории Российской Федерации уже суммарно 178 суток. Вину в нарушении миграционного законодательства признает;

- копией паспорта, подтверждающим факт того, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином <данные изъяты>, копией миграционной карты, копией отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина;

- копией паспорта гражданина РФ на имя ФИО1, копии свидетельств о рождении детей ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., копии свидетельства о расторжении брака;

- копией справки ЦБД УИГ МВД России, в которой отражены периоды временного пребывания ФИО3 на территории Российской Федерации;

- рапортом инспектора ОПНМ-3 ОИК УВМ ГУ МВД России по Челябинской области ФИО6

Объективных данных, ставящих под сомнение вышеуказанные доказательства, в деле не имеется. Все представленные доказательства являются согласованными между собой и в совокупности с пояснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, полностью подтверждают вину ФИО2

Протокол об административном правонарушении в отношении ФИО2 составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела в протоколе отражены, и оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных сведений, у суда нет. При этом, ФИО2 принимал участие при составлении протокола об административном правонарушении, процессуальные права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ ФИО2 разъяснены.

С протоколом об административном правонарушении ФИО2 ознакомлен, копию протокола получил под расписку.

Согласно ч.1 ст.2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, установленных КоАП РФ.

Нарушений конституционных прав лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, не добыто.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).

Учитывая обстоятельства совершенного правонарушения, личность лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, его имущественное положение, а именно: отсутствие постоянного и официального источника дохода, наличие смягчающих обстоятельств, к которым суд относит признание вины, и отсутствие отягчающих административную ответственность, обстоятельств, судья полагает необходимым назначить ФИО2 наказание в виде административного штрафа.

Кроме того, при определении вида и размера наказания суд учитывает следующие обстоятельства.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В соответствии с положениями ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом РФ об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства.

При системном толковании вышеуказанных положений КоАП РФ и ст.ст.1.5, 2.1, 2.6 и ч.2 ст.4.1 КоАП РФ, судья приходит к выводу, что административный орган, в юрисдикции которого находится составление протокола об административном правонарушении, обязан установить, и доказать не только наличие всех конструктивных признаков состава инкриминируемого правонарушения, но и обстоятельства, влияющие и связанные с назначением административного наказания, а именно обстоятельства совершенного административного правонарушения, характеризующие личность виновного, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В силу положений ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Из пояснений ФИО2 следует, что он проживает на территории Российской Федерации совместно со своей семьей: с бывшей супругой ФИО1 и детьми ФИО9, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, являющихся гражданами Российской Федерации, имеет намерение оформить гражданство Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 года № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, по мнению судьи районного суда, распространяются и на административную ответственность, т.е. имеют свою юридическую силу и при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях.

В Постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное – в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции РФ идей справедливости и гуманизма – было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.

С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, назначение ФИО2 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При таких обстоятельствах, суд считает, что ФИО2 необходимо назначить наказание в виде штрафа, без выдворения за пределы Российской Федерации.

Принимая такое решение, суд, выполняя исключительно функции правосудия, учитывая требования процессуального закона, предусматривающего сокращенные сроки рассмотрения вышеуказанных дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.18.10 КоАП РФ, и будучи лишенным ввиду этого полномочий по самостоятельному истребованию доказательств, полагает, что любые неустранимые сомнения должны трактоваться в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности. Кроме того, судья принимает во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства того, что ФИО2 имеет близких родственников, которые проживают с ним на территории Российской Федерации и являются гражданами Российской Федерации, а также имеет намерение получить гражданство Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.29.10 и 29.11, 27.6 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и гражданина <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей в доход государства.

Разъяснить ФИО2, что в соответствии с ч.1.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Получатель платежа: УФК по Челябинской области (ГУ МВД России по Челябинска); ИНН: <***>; КПП 745301001; ОКТМО 75701000; БИК: 017501500 (административный штраф); Номер р/с банка получателя средств (номер банковского счета, входящего состав единого казначейского счета): 40102810645370000062; Номер счета получателя (казначейского счета): 03100643000000016900 КБК: 18811601181019000140 УИН: 18891749990172191938.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение 10 суток с момента вынесения постановления.

Судья О.В. Макаренко