ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-322/2013 от 11.12.2013 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

  Дело №5-

322

/2013

ПОСТАНОВЛЕНИЕ     11

декабря

2013 г.

Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Бутырин А.В.,

при секретаре судебного заседания Богатыревой О.И.

с участием защитника Ветчиновой Ю.С.

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Департамента по тарифам Новосибирской области по части 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

29.10.2013 должностным лицом ФСТ России составлен протокол об административном правонарушении в отношении Департамента по тарифам Новосибирской области по части 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как следует из протокола об административном правонарушении, согласно пункту 69 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» в пределах социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются в рамках предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в рамках социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденных Федеральной службой по тарифам. Департамент в приложении 1 к приказу от 14.12.2012 № 811-Е установил ставку одноставочного тарифа в пределах социальной нормы ниже предельного уровня тарифа на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2013 год, утвержденного приказом ФСТ России от 09.10.2012 № 230-э/З. Таким образом, в деянии юридического лица - Департамента по тарифам Новосибирской области, усматриваются признаки совершенного административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Защитник Ветчинова Ю.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не согласилась с вменяемым юридическому лицу административным правонарушением, дала пояснения согласно письменным возражениям, приобщенным к материалам дела.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав защитника, полагает, что производство по делу подлежит прекращению, исходя из следующего.

Частью 2 ст. 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 29.10.2013 № 164, событие административного правонарушения заключается в том, что департамент в нарушение положений пункта 69 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования) в приложении № 1 к приказу от 14.12.2012 № 811-Е (далее - Приказ) установил ставку одноставочного тарифа в пределах социальной нормы ниже предельного уровня тарифа на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2013 год, утвержденного приказом ФСТ России от 09.10.2012№ 230-э/3.

В соответствии с пунктом 69 Основ ценообразования: «Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и сверх такой социальной нормы, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности). Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (для применения с 1 сентября 2013 г. в субъектах Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к Положению об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 614) в соответствии с указанным порядком прогнозные объемы электрической энергии, поставляемые населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в целях установления тарифов определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с сохранением суммарных объемов электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, учтенных в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на соответствующий период регулирования по каждому гарантирующему поставщику и энергосбытовой (энергоснабжающей) организации. При этом гарантирующие поставщики и энергосбытовые (энергоснабжающие) организации вправе направить органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения по разделению объема электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей отдельно в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

В последующие периоды регулирования прогнозные объемы электрической энергии (мощности), поставляемые населению и приравненным к нему категориям потребителей отдельно в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), определяются в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на соответствующий период регулирования Федеральной службой по тарифам в порядке, утверждаемом Федеральной службой по тарифам, на основании информации, полученной от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в том числе о фактических объемах поставки электрической энергии (мощности) в пределах и сверх социальной нормы.

В пределах социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются в рамках предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в рамках социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденных Федеральной службой по тарифам.

Сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) цена (тариф) на электрическую энергию (мощность) устанавливается в рамках предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденных Федеральной службой по тарифам, с учетом экономически обоснованного уровня стоимости услуг по передаче и представляет собой сумму следующих слагаемых:

стоимость единицы электрической энергии с учетом стоимости мощности, определяемая исходя из включенных в прогнозный баланс совокупных объемов поставки электрической энергии и объемов поставки мощности для целей снабжения населения и приравненных к нему категорий потребителей, индикативных цен на электрическую энергию и мощность для населения и приравненных к нему категорий потребителей в субъекте Российской Федерации;

стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых осуществляется поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяемая сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам;

сумма цен (тарифов) на иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей;

сбытовая надбавка гарантирующего поставщика для соответствующей категории потребителей, рассчитываемая в соответствии с пунктом 65(1) настоящего документа и методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

При этом в расчетном периоде регулирования, в котором социальная норма потребления электрической энергии (мощности) в субъекте Российской Федерации применяется первый год в соответствии с Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), цена (тариф) на электрическую энергию (мощность) сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) не может превышать цену (тариф) на электрическую энергию (мощность) в пределах социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) более чем на 30 процентов».

Таким образом, пункт 69 Основ ценообразования регламентирует порядок государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для населения в тех случаях, если на территории субъекта РФ уполномоченным на то органом исполнительной власти субъекта РФ установлена социальная норма.

На момент принятия Приказа отсутствовал порядок установления социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (Положение об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) утверждено постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614).

Соответственно, в отсутствие утвержденного порядка на территории Новосибирской области департаментом не принималось решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Новосибирской области, в связи с чем, нельзя говорить о том, что приложением № 1 к Приказу установлена ставка одноставочного тарифа в пределах социальной нормы.

В приложении № 1 к Приказу департаментом установлен в соответствии с пунктом 16 Положения о департаменте, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 18.10.2010 № 326, предусмотренный пунктом 4 постановления Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444 (далее -Постановление № 1444) региональный лимит электроэнергии (в товарном и стоимостном выражении), в пределах которого допускается отпуск электрической энергии малоимущим слоям населения по тарифам ниже минимального уровня.

Указанный региональный лимит электроэнергии в размере 250 кВтч/чел. в месяц департаментом был установлен приказом от 17.08.2007 № 84-Е «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения Новосибирской области».

Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 17.08.2007 № 84-е установлены и введены в действие региональные нормативы по электроснабжению и газоснабжению для населения Новосибирской области, которые действовали до 01.01.2013.

Порядок использования регионального лимита электроэнергии утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Впоследствии, начиная с установления тарифов на электрическую энергию на 2008 год, департамент ежегодно устанавливал тарифы на электрическую энергию (мощность) для населения с учетом регионального лимита потребления в размере 250 кВтч/чел. в месяц, в пределах которого отпуск электроэнергии населению осуществляется по тарифам ниже минимального уровня. При этом ФСТ России приказами от 27.07.2007 № 193-э и от 25.10.2007 № 307-э/25 согласовала проекты приказа департамента об установлении тарифов на электрическую энергию для населения на 2008 год, в которых тарифы на электрическую энергию для населения дифференцировались в зависимости от объема потребления электроэнергии в пределах установленного лимита и сверх него, тем самым, подтвердив правомерность введения департаментом дифференциации тарифов для населения с учетом регионального лимита потребления, установленного в соответствии с пунктом 4 Постановления № 1444.

Приказом департамента от 14.12.2012 № 811-Е:

- установлен экономически обоснованный тариф на электрическую энергию в размере 2,66 руб./кВтч. за объем электропотребления сверх установленного лимита (250 кВтч на чел. в месяц) на уровне предельного минимального уровня тарифов, утвержденного приказом ФСТ России от 09.10.2012 № 230-э/З в соответствии с абзацем вторым примечания (согласно пункту 4 Постановления 1444: «В цепях защиты малоимущих слоев населения при повышении тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением, разрешить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать за счет частичного сохранения перекрестного субсидирования региональный лимит электроэнергии (в товарном и стоимостном выражении), в пределах которого допускается отпуск электрической энергии малоимущим слоям населения по тарифам ниже минимального уровня) к указанному приказу ФСТ России;

- установлен тариф на уровне ниже минимального уровня, утвержденного приказом ФСТ России от 09.10.2012 № 230-э/З, в пределах регионального лимита электропотребления (в размере 250 кВтч на чел. в месяц).

Таким образом, отсутствуют какие-либо нарушения положений постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, приказом ФСТ России от 09.10.2012 № 230-э/З, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.

Кроме того, суд полагает, что в рассматриваемом случае не представлены надлежащие доказательства признания недействительным нормативного акта Новосибирской области, что предполагает рассмотрение в ином порядке, определенном специальными нормами процессуального законодательства.

В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии с определением, данным в статье 2 Закона Новосибирской области от 25.12.2006 № 80-ОЗ «О нормативных правовых актах Новосибирской области» (далее - Закон № 80-ОЗ): «Нормативный правовой акт Новосибирской области (далее - нормативный правовой акт) - официальный документ определенного Уставом Новосибирской области, настоящим Законом вида, постоянного или временного характера, принятый Законодательным Собранием Новосибирской области. Губернатором Новосибирской области. Правительством Новосибирской области, областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области (далее - нормотворческие органы) или непосредственно населением на областном референдуме Новосибирской области в установленном порядке, содержащий правовые нормы (правша поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правовых отношений.»

Согласно пункту 2 статьи 11 Устава Новосибирской области: «В систему нормативных правовых актов Новосибирской области входят: Устав Новосибирской области, законы Новосибирской области, постановления Губернатора Новосибирской области, постановления Законодательного Собрания Новосибирской области, постановления Правительства Новосибирской области, нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Новосибирской области».

В соответствии с пунктом 19 Закона № 80-ОЗ: «Областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области по вопросам, решение которых отнесено к их полномочиям, издают нормативные правовые акты в виде приказов, за исключением случаев, когда в соответствии с законом в положении об областном исполнительном органе государственной власти Новосибирской области предусмотрен иной вид издаваемого им нормативного правового акта».

Согласно Положению о департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденным постановлением Губернатора Новосибирской области от 18.10.326 № 326:

- департамент является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования;

- издает приказы по вопросам, относящимся к сфере деятельности департамента.

Приказ № 811-Е принят в рамках полномочий департамента, в установленном порядке и содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.

Приказ № 811-Е опубликован в установленном порядке в официальном печатном издании органов исполнительной власти Новосибирской области - газете «Советская Сибирь» N 240, 21.12.2012.

Таким образом, Приказ № 811-Е является нормативным правовым актом Новосибирской области.

Приказом № 811-Е установлены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненным к ним категориям потребителей по Новосибирской области на 2013 год.

Таким образом, фактически, имеет место спор межу департаментом и ФСТ России, связанный с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (тарифов на электрическую энергию для населения), подведомственный исключительно Арбитражному суду.

Доказательством наличия спора между ФСТ России и департаментом является также то обстоятельство, что ФСТ России, обладая полномочиями по отмене решений департамента об установлении цен (тарифов) (пункт 7 статьи 23.1 Закона № 35-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 03.03.2004 № 123 «Об утверждении Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения»), а также по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6 КоАП РФ (статья 23.51 КоАП РФ), не реализовала данные полномочия.

В силу положений пункта 2 постановления Губернатора Новосибирской области от 26.04.2010 № 134 «О порядке подготовки принятия, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Губернатора Новосибирской области, Правительства Новосибирской области, областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области» Приказ № 811-Е в установленном порядке направлялся в Главное управление Минюста РФ по Новосибирской области и в прокуратуру Новосибирской области для проведения юридической экспертизы и осуществления надзора за соответствием правовых актов закону, соответственно.

Если федеральным законом установлено, что нормативно-правовой акт может быть обжалован в суде или арбитражном суде, дело об оспаривании такого акта, затрагивающего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривается арбитражным судом.

В силу п. 10 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" споры, связанные с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Таким образом, порядок признания недействительным нормативного акта, связанного с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в данном случае не соблюден, доказательств признания незаконным в установленном порядке принятого нормативного акта Новосибирской области в указанной сфере не представлено.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

В силу п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного или состава административного правонарушения.

Следовательно, основания для привлечения Департамента по тарифам Новосибирской области по части 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отсутствуют, а производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

п о с т а н о в и л :

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Департамента по тарифам Новосибирской области по части 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня его вручения или получения копии постановления.

Судья А.В.Бутырин