ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-322/2022 от 04.03.2022 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 5-322/2022

23RS0008-01-2022-000817-43

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

04 марта 2022 года город Белореченск

Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Черепова Р.В.,

секретаря судебного заседания Григорян В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении юридического лица - ОАО «РЖД», юридический адрес: г. Москва ул. Новая Басманная, 2/1 стр. 1,

УСТАНОВИЛ:

В Белореченский районный суд Краснодарского края из федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Северо-Кавказского управления г. Краснодара поступил протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица ОАО «РЖД» (юр.<адрес>, о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из представленного материала следует, что 14.02.2021г. по результатам плановой выездной проверки на основании решения Северо - Кавказского управления Ростехнадзора от 26.01.2022г. -рш о проведении плановой выездной проверки юридического лица ОАО «РЖД» по <адрес>, установлено, что при эксплуатации опасных производственных объектов: «База товарно - сырьевая на <адрес> ОМТО Ростовской ДМТО СП Росжелдорснаба - филиала ОАО «РЖД»», per. опасности допущены нарушения требований промышленной безопасности, а именно: Допускается эксплуатация сооружения резервуар вертикальный стальной РВС-1900 на опасном производственном объекте, не соответствующего требованиям промышленной безопасности, так как заключение ЭПБ per. C-02756-2022 на указанное сооружение не может являться положительным, так как эксплуатирующая организация не выполнила мероприятия, указанные в пункте 8.3 ЭПБ, а именно - не оснастила насосы для нагнетания нефтепродуктов в резервуар блокировками, прекращающими работу при отклонении уровня продукта в резервуаре от предельно допустимых значений, тем самым не обеспечив условия безопасной эксплуатации сооружения, данное сооружение введено в эксплуатацию 1937 год; допускается эксплуатация технических устройств на опасном производственном объекте: резервуар РГС-25 инв. , год ввода в эксплуатацию 1965, (заключение ЭПБ per. -ТУ-15595-2018); резервуар РГС-50 инв. , год ввода в эксплуатацию 1970, (заключение ЭПБ рег.-ТУ-0275 8-2022); резервуар РГС-60 инв. , год ввода в эксплуатацию 2004, (заключение ЭПБ рег.-ТУ-02760-2022); резервуар РГС-40 инв. , год ввода в эксплуатацию 1970, (заключение ЭПБ рег.-ТУ-02759-2022); резервуар РГС-50 инв. , год ввода в эксплуатацию 1966, (заключение ЭПБ рег.-ТУ-02770-2022);

резервуар РГС-50 инв. , год ввода в эксплуатацию 1965, (заключение ЭПБ рег.-ТУ-02769-2022);резервуар РГС-60 инв. , год ввода в эксплуатацию 1968, (заключение ЭПБ рег.-ТУ-02771-2022), с истекшим сроком службы без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, так как заключения экспертизы промышленной безопасности не могут являться положительными в связи с невыполнением; Допускается эксплуатация технических устройств на опасном производственном объекте:Насос Ш-100 (год ввода в эксплуатацию -1985); Насос ШБ-100 (год ввода в эксплуатацию - 1988);Насос ФГ51/58 (год ввода в эксплуатацию - 1980); Насос РЗ-100 (год ввода в эксплуатацию - 1985); Насос Х20/18Ц (год ввода в эксплуатацию -1979); Устройство нижнего слива коробчатого типа (год ввода в эксплуатацию - 1937); Устройство нижнего слива УСН-150 (год ввода в эксплуатацию - 1983); Устройство нижнего слива УСН-150 (год ввода в эксплуатацию – 1983); без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности в связи с истечением фактического срока службы технических устройств, превысивших двадцать лет. Допускается эксплуатация резервуарного парка хранения светлых нефтепродуктов при отсутствии приборов обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров за пределами зоны обвалования резервуаров, что создает непосредственно угрозу жизни и здоровью людей, угрозу возникновения техногенной катастрофы, угрозу причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.

Наличие вышеуказанных нарушений подтверждается актом проверки от (дата).

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов»: организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 Федеральная служба ю экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116- ФЗ D промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В судебное заседание представитель Ростехнадзора не явился, о дне слушания дела был уведомлен надлежащим образом.

Представитель ОАО «РЖД» в судебном заседании просил прекратить производство по данному административному материалу, указав, что ОАО «РЖД» ранее уже было привлечено к административной ответственности за данные нарушения.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 14.02.2021г. по результатам плановой выездной проверки на основании решения Северо - Кавказского управления Ростехнадзора от 26.01.2022г. -рш о проведении плановой выездной проверки юридического лица ОАО «РЖД» по адресу 352631, <адрес>, установлено, что при эксплуатации опасных производственных объектов: «База товарно - сырьевая на <адрес> ОМТО Ростовской ДМТО СП Росжелдорснаба - филиала ОАО «РЖД»», per. № АО 1- 07011-11383, III класс опасности допущены нарушения требований промышленной безопасности, а именно: Допускается эксплуатация сооружения резервуар вертикальный стальной РВС-1900 на опасном производственном объекте, не соответствующего требованиям промышленной безопасности, так как заключение ЭПБ per. C-02756-2022 на указанное сооружение не может являться положительным, так как эксплуатирующая организация не выполнила мероприятия, указанные в пункте 8.3 ЭПБ, а именно - не оснастила насосы для нагнетания нефтепродуктов в резервуар блокировками, прекращающими работу при отклонении уровня продукта в резервуаре от предельно допустимых значений, тем самым не обеспечив условия безопасной эксплуатации сооружения, данное сооружение введено в эксплуатацию 1937 год; допускается эксплуатация технических устройств на опасном производственном объекте: резервуар РГС-25 инв. , год ввода в эксплуатацию 1965, (заключение ЭПБ per. -ТУ-15595-2018); резервуар РГС-50 инв. , год ввода в эксплуатацию 1970, (заключение ЭПБ рег.-ТУ-0275 8-2022); резервуар РГС-60 инв. , год ввода в эксплуатацию 2004, (заключение ЭПБ рег.-ТУ-02760-2022);резервуар РГС-40 инв. , год ввода в эксплуатацию 1970, (заключение ЭПБ рег.-ТУ-02759-2022); резервуар РГС-50 инв. , год ввода в эксплуатацию 1966, (заключение ЭПБ рег.-ТУ-02770-2022);

резервуар РГС-50 инв. , год ввода в эксплуатацию 1965, (заключение ЭПБ рег.-ТУ-02769-2022); резервуар РГС-60 инв. , год ввода в эксплуатацию 1968, (заключение ЭПБ рег.-ТУ-02771-2022), с истекшим сроком службы без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, так как заключения экспертизы промышленной безопасности не могут являться положительными в связи с невыполнением; Допускается эксплуатация технических устройств на опасном производственном объекте: Насос Ш-100 (год ввода в эксплуатацию -1985); Насос ШБ-100 (год ввода в эксплуатацию - 1988);Насос ФГ51/58 (год ввода в эксплуатацию - 1980); Насос РЗ-100 (год ввода в эксплуатацию - 1985); Насос Х20/18Ц (год ввода в эксплуатацию -1979); Устройство нижнего слива коробчатого типа (год ввода в эксплуатацию - 1937); Устройство нижнего слива УСН-150 (год ввода в эксплуатацию - 1983); Устройство нижнего слива УСН-150 (год ввода в эксплуатацию – 1983); без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности в связи с истечением фактического срока службы технических устройств, превысивших двадцать лет. Допускается эксплуатация резервуарного парка хранения светлых нефтепродуктов при отсутствии приборов обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров за пределами зоны обвалования резервуаров, что создает непосредственно угрозу жизни и здоровью людей, угрозу возникновения техногенной катастрофы, угрозу причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.

По результатам указанной проверки составлен Акт плановой выездной проверки от 14.02.2022г. (далее -Акт) с указанием 155 нарушений в области промышленной безопасности, вытекающих из деятельности дирекции.

14.02.2022г. Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора выдано Предписание об устранении нарушений , в котором перечислены все выявленные в ходе проверки нарушения.

16.02.2022г. Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора вынесено Постановление о признании ОАО «РЖД» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, выразившееся в нарушении обязательных норм и правил, в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и назначении административного наказания в виде штрафа 300 000 рублей.

Одновременно с этим, 14.02.2022г. Северо - Кавказским управлением Ростехнадзора вынесено определение о передаче дела об административном правонарушении от 14.02.2022г. в отношении ОАО «РЖД» по ст. 9.1.4.1 КоАП РФ по объекту База товарно - сырьевая на <адрес> ОМТО Ростовской ДМТО СП Росжелдорснаба - филиала ОАО «РЖД»», per. № АО 1- 07011-11383.

В данном определении указаны нарушения, содержащиеся в общем акте проверки от 14.02.2022г. (пункты 66,67,68,73 акта).

По мнению суда, в данном случае имеет место нарушение установленного законом порядка привлечения к административной ответственности, так как в силу части 5 статьи 4.1 КоЛП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и тоже правонарушение.

Данная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой: определение верховного суда РФ от 01.02.2021г. №301-ЭС20-15182 по делу А82- 12352/2019, Постановление Двеннадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 08.02.201Зг. по делу №А 12-26595/2012.

В указанных судебных актах отражена позиция судов, которая говорит о том, что если в рамках одной проверки, в один временной период выявлены несколько однородных нарушений одних и тех же правил, подпадающих под одну статью КоАП РФ, то кодекс не предусматривает возможность применения наказания в таком случае отдельно за каждый выявленный факт нарушения. По сути, это одно правонарушение, состоящее из нескольких эпизодов.

Проверкой выявлено одно правонарушение - нарушение требований промышленной безопасности, состоящее из нескольких эпизодов и образует состав одного правонаругиения, что должно влечь за собой однократное привлечение к административной ответственности. Поэтому у административного органа не имелось оснований квалифицировать несколько выявленных фактов, вошедших в общий акт проверки, как самостоятельные правонарушения.

В данном случае содеянное полностью охватывается составом одного административного правонарушения – ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, совершение которого влечет однократное привлечение лица к административной ответственности вне зависимости от количества объектов, в отношении которых были допущены нарушения, подпадающие под действие данной нормы.

Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения к данной ответственности, были выявлены в рамках одной проверки, по окончании которой составлен один акт. Все постановления вынесены одним должностным лицом, в одном месте и в один день. Поэтому ОАО «РЖД» должно быть привлечено к административной ответственности с вынесением одного постановления по делу об административном правонарушении и назначением одного наказания в пределах санкции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, что уже и было сделано Постановлением о назначении административного наказания от 16.02.2022г.

Кроме того, суд учитывает и предпринимаемые (предпринятые) ОАО «РЖД» меры для устранения выявленных нарушений:

Нарушены требования промышленной безопасности в части эксплуатации сооружения, а именно организована проверка уровня нефтепродуктов в резервуаре перед его заполнением, результаты проверок заносятся в «Журнал учета нефтепродуктов в резервуаре, организован ежедневный визуальный осмотр резервуаров, результаты осмотров заносят в «Журнал осмотра резервуаров». В процессе работы насосных агрегатов за ними установлен постоянный контроль, работниками проводиться ежесменное техническое обслуживание предусмотренное эксплуатационной документацией, результаты осмотров заносят в «Журнал эксплуатации насосных агрегатов», организован осмотр для обнаружения утечек с помощью переносного газоанализатора с периодичностью 2 часа в дневное время, обеспечено немедленное прекращение работ, отключение насосных установок, перекрытие задвижек на трубопроводах с нефтепродуктами при поступлении сигнала с переносного газоанализатора. Результаты осмотра фиксируются в журнале «Учета и контроля состояния периодических осмотров и обслуживания технических средств топливного склада».

В соответствии с п. 2 ст. 32.12 КоАП при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

На базе топлива станции Белореченская осуществляется снабжение топочным мазутом трех котельных, которые обеспечивают горячим водоснабжением и отапливают многоквартирные дома, школу , помещения линейного отдела полиции, частный сектор и служенные здания ОАО РЖД.

Так же на базе топлива экипируются дизельным топливом и моторным маслом тепловозы, которые в свою очередь обеспечивают бесперебойную работу станции Белореченская по перевозке стратегических и военных грузов Российской Федерации на участке от ст. Армавир до ст. Туапсе, а так же обеспечивающих перевозку граждан, прибывших из приграничных с РФ территорий, административное приостановление деятельности базы топлива может повлечь за собой срыв пассажирских и грузовых перевозок.

Судом так же учитывается, что за весть период эксплуатации базы топлива станции Белореченская не возникали ситуации, создающие угрозу жизни или здоровью людей, угрозу возникновения техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Кроме того, приостановление деятельности товарно - сырьевой базы повлечет за собой приостановление деятельности Белореченского отделения железной дороги, что в настоящее время повлечет за собой более существенное причинение ущерба государству.

Руководствуясь ст. 4.1, 29.9, 29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Российские железные дороги» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ (в части пунктов 66,67,68,73 акта акт проверки от (дата)), прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение 10 суток.

Судья Черепов Р.В.