ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-323/2013 от 11.12.2013 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Центральный районный суд города Новосибирска

Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099

  Дело №5-

323

/2013

ПОСТАНОВЛЕНИЕ     11

декабря

2013 г.

Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Бутырин А.В.,

при секретаре судебного заседания Богатыревой О.И.

с участием защитника Ветчиновой Ю.С.

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Департамента по тарифам Новосибирской области по части 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

29.10.2013 должностным лицом ФСТ России составлен протокол об административном правонарушении в отношении Департамента по тарифам Новосибирской области по части 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как следует из протокола об административном правонарушении, по результатам проведенного анализа было установлено, что Департамент по тарифам Новосибирской области (далее - Департамент) приказом от 14.12.2012 №811-Е установил тарифы на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории «население» по Новосибирской области. В соответствии с пунктом 29 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденным приказом ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э (далее - Регламент), решение регулирующего органа принимается по утвержденной Федеральной службой по тарифам форме. Форма тарифного решения, утвержденного приложением № 1 к приказу Департамента от 14.12.2012 № 811-Е, не соответствует форме, установленной Регламентом, а именно не содержит тарифов, установленных для группы потребителей, приравненных к населению. Таким образом, в деянии юридического лица - Департамента по тарифам Новосибирской области, усматриваются признаки совершенного административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Защитник Ветчинова Ю.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не согласилась с вменяемым юридическому лицу административным правонарушением, дала пояснения согласно письменным возражениям, приобщенным к материалам дела.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав защитника, полагает, что производство по делу подлежит прекращению, исходя из следующего.

Частью 2 ст. 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 29.10.2013 № 166, событие административного правонарушения заключается в том, что форма тарифного решения, утвержденного приложением № 1 к приказу от 14.12.2012 № 811-Е (далее - Приказ), не соответствует форме, установленной Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденным ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э (далее - Регламент), поскольку не содержит тарифов, установленных для группы потребителей, приравненных к населению.

В соответствии с пунктом 29 Регламента: «Решение регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается по утвержденной Федеральной службой по тарифам форме (Приложение № 1 к настоящему Регламенту). Содержание решения в рамках утвержденной формы (Приложение № 1 к настоящему Регламенту) должно отражать конкретные условия поставки электрической энергии (мощности), тепловой энергии, оказания услуг. При фактическом отсутствии уровней напряжения и (или) групп потребителей соответствующие пустые строки и графы, предусмотренные указанной формой, включая заголовок, в решении регулирующего органа не указываются либо в них проставляется прочерк».

Приказ департамента принят по форме, утвержденной приложением № 1 к Регламенту, и приложением № 1.2 к форме.

При этом в отношении группы потребителей, приравненных к населению, согласно примечанию к приложению № 1 к Приказу, применяются те или иные тарифы, предусмотренные в таблице приложения № 1 к Приказу в зависимости от категории указанной группы потребителей.

Соответственно, приложение № 1 к Приказу, содержит тарифы, установленные для группы потребителей, приравненных к населению.

Неуказание в таблице приложения № 1 к Приказу строки 2 «Потребители, приравненные к населению», предусмотренной Приложением № 1.2 к форме, а приведение в примечании к приложению № 1 к Приказу разъяснений относительно того, какие из указанных в таблице приложения № 1 к Приказу тарифных решений должны применяться той или иной категорией из тарифной группы потребителей «потребители, приравненные к населению» обусловлено следующими обстоятельствами:

1) в целях соблюдения положений пункта 11(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, в соответствии с которым: «регулируемые цены (тарифы) устанавливаются с календарной разбивкой, исходя из непревышения величины цен (тарифов) в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации»; департамент обязан был принять приложение № 1 к Приказу в полном соответствии с приложением № 2 к приказу департамента от 14.12.2011 № 655-Е, которым были установлены тарифы на электрическую энергию (мощность) для населения и потребителей, приравненных к категории население по Новосибирской области на второе полугодие 2012 года;

2) при установлении тарифов на 2012 год департаментом на основании положений пунктов 2 и 4 постановления Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» была введена дифференциация в зависимости от того, является ли население городским или сельским; применяется ли понижающий коэффициент 0,7; а также потребляется ли электроэнергия в пределах или сверх установленного регионального лимита электропотребления.

Поскольку ФСТ России в приложении № 1.2 к форме не предусмотрела дифференциацию тарифов для категории «потребители, приравненные к населению», в зависимости от принадлежности к какой-либо группе (наличие (отсутствие) стационарных электрических плит и электроотопительных установок, местоположение (город, село), а также применение региональных лимитов электропотребления) порядок применения тарифов на электрическую энергию, установленных приложением № 2 к приказу департамента от 14.12.2011 № 655-Е, в целях соблюдения формы был изложен в примечаниях по применению указанного приложения.

Таким образом, суд полагает, что в действиях Департамента отсутствует состав административного правонарушения, поскольку необходимые и установленные Регламентом сведения содержатся в приказе Департамента от 14.12.2012 № 811-Е. При этом, как следует из диспозиции части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, заключается: 1) в занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного); 2) в занижении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному); 3) в нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок,
ставок и тому подобного); 4) в ином нарушение установленного порядка ценообразования. То есть отдельное отступления департамента от формы тарифного решения в целях соблюдения действующего законодательства в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую энергию в отношении тарифной группы «потребители, приравненные к населению», не образует ни одну из перечисленных объективных сторон административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоП РФ.

Кроме того, суд полагает, что в рассматриваемом случае не представлены надлежащие доказательства признания недействительным нормативного акта Новосибирской области, что предполагает рассмотрение в ином порядке, определенном специальными нормами процессуального законодательства.

В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии с определением, данным в статье 2 Закона Новосибирской области от 25.12.2006 № 80-ОЗ «О нормативных правовых актах Новосибирской области» (далее - Закон № 80-ОЗ): «Нормативный правовой акт Новосибирской области (далее - нормативный правовой акт) - официальный документ определенного Уставом Новосибирской области, настоящим Законом вида, постоянного или временного характера, принятый Законодательным Собранием Новосибирской области. Губернатором Новосибирской области. Правительством Новосибирской области, областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области (далее - нормотворческие органы) или непосредственно населением на областном референдуме Новосибирской области в установленном порядке, содержащий правовые нормы (правша поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правовых отношений».

Согласно пункту 2 статьи 11 Устава Новосибирской области: «В систему нормативных правовых актов Новосибирской области входят: Устав Новосибирской области, законы Новосибирской области, постановления Губернатора Новосибирской области, постановления Законодательного Собрания Новосибирской области, постановления Правительства Новосибирской области, нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Новосибирской области».

В соответствии с пунктом 19 Закона № 80-ОЗ: «Областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области по вопросам, решение которых отнесено к их полномочиям, издают нормативные правовые акты в виде приказов, за исключением случаев, когда в соответствии с законом в положении об областном исполнительном органе государственной власти Новосибирской области предусмотрен иной вид издаваемого им нормативного правового акта».

Согласно Положению о департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденным постановлением Губернатора Новосибирской области от 18.10.326 № 326:

- департамент является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования;

- издает приказы по вопросам, относящимся к сфере деятельности департамента.

Приказ № 811-Е принят в рамках полномочий департамента, в установленном порядке и содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.

Приказ № 811-Е опубликован в установленном порядке в официальном печатном издании органов исполнительной власти Новосибирской области - газете «Советская Сибирь» N 240, 21.12.2012.

Таким образом, Приказ № 811-Е является нормативным правовым актом Новосибирской области.

Приказом № 811-Е установлены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненным к ним категориям потребителей по Новосибирской области на 2013 год.

Таким образом, фактически, имеет место спор между департаментом и ФСТ России, связанный с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (тарифов на электрическую энергию для населения), подведомственный Арбитражному суду.

Доказательством наличия спора между ФСТ России и департаментом является также то обстоятельство, что ФСТ России, обладая полномочиями по отмене решений департамента об установлении цен (тарифов) (пункт 7 статьи 23.1 Закона № 35-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 03.03.2004 № 123 «Об утверждении Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения»), а также по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6 КоАП РФ (статья 23.51 КоАП РФ), не реализовала данные полномочия.

В силу положений пункта 2 постановления Губернатора Новосибирской области от 26.04.2010 № 134 «О порядке подготовки принятия, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Губернатора Новосибирской области, Правительства Новосибирской области, областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области» Приказ № 811-Е в установленном порядке направлялся в Главное управление Минюста РФ по Новосибирской области и в прокуратуру Новосибирской области для проведения юридической экспертизы и осуществления надзора за соответствием правовых актов закону, соответственно.

Если федеральным законом установлено, что нормативно-правовой акт может быть обжалован в суде или арбитражном суде, дело об оспаривании такого акта, затрагивающего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривается арбитражным судом.

В силу п. 10 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" споры, связанные с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Таким образом, порядок признания недействительным нормативного акта, связанного с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в данном случае не соблюден, доказательств признания незаконным в установленном порядке принятого нормативного акта Новосибирской области в указанной сфере не представлено.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

В силу п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного или состава административного правонарушения.

Следовательно, основания для привлечения Департамента по тарифам Новосибирской области по части 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отсутствуют, а производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

п о с т а н о в и л :

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Департамента по тарифам Новосибирской области по части 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня его вручения или получения копии постановления.

Судья А.В.Бутырин