ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-323/2016 от 18.10.2016 Ленинскогого районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 5-323/2016


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 октября 2016 года гор. Ижевск

Судья Ленинского районного суда г.Ижевска А.А.Антюганова, при секретаре Б.А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Ижевский автотранспортный техникум» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра финансов Удмуртской Республики начальником Юридического управления П.Н.В. был составлен протокол об административном правонарушении в отношении бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Ижевский автотранспортный техникум» (далее - БПОУ УР «ИАТ») за совершение им административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП Российской Федерации.
Министерством финансов Удмуртской Республики (далее - Минфин УР) в соответствии с планом контрольных мероприятий Минфина УР на 2016 год и на основании приказа Минфина УР от 7 июня 2016 года № 96 в БПОУ УР «ИАТ» проведена проверка полноты и достоверности отчетности об исполнении государственного задания.

По результатам контрольного мероприятия составлен Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено нецелевое использование средств субсидии в общей сумме 177 300 руб., предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания - оплата горюче-смазочных материалов для автомобилей <данные изъяты> с государственным номером <данные изъяты>, <данные изъяты> с государственным номером <данные изъяты>, <данные изъяты> с государственным номером <данные изъяты>, <данные изъяты> с государственным номером <данные изъяты>, не участвующих в оказании государственных услуг. Акт подписан возражений (замечаний).

ДД.ММ.ГГГГ Минфином УР на основании результатов контрольного мероприятия вынесено Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

По результатам административного расследования был составлен протокол об административном правонарушении в отношении БПОУ УР «ИАТ», предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

В судебном заседании представители Минфин УР С.А.А., П.О.Г., действующие на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержали, просили привлечь БПОУ УР «ИАТ» к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ.

Представитель БПОУ УР «ИАТ» - директор П.Л.Г. в судебном заседании, которому разъяснены права и обязанности лица привлекаемого к административной ответственности по ст. 25.1 КоАП РФ, требования ст. 51 Конституции РФ, вину признал, ходатайств не заявил.

Выслушав представителей Минфин УР, представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив материалы административного дела суд приходит к выводу:
Статьей 15.14 КоАП Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Объективной стороной этого правонарушения является использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.

В судебном заседании установлено, что автомобили, числящиеся на балансе БПОУ УР «ПАТ», содержание которых осуществлялось за счет средств субсидии, предоставленной из бюджета УР на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, находились в распоряжении Министерства образования и науки Удмуртской Республики (далее - Министерство), в том числе автомобиль <данные изъяты> с государственным номером <данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в течение 9 дней находился в распоряжении Министерства (всего за указанный период было списано бензина марки Аи-95 на сумму 10 250 руб.); автомобиль <данные изъяты> с государственным номером <данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в течение 17 дней (всего за указанный период было списано бензина марки Аи-95 на сумму 11 440 руб.); автомобиль <данные изъяты> с государственным номером <данные изъяты> в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в течение 228 дней (всего за указанный период было списано бензина марки Аи-95 на сумму 87 670 тыс. руб.); автомобиль <данные изъяты> с государственным номером <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в течение 214 дней в распоряжении Министерства (всего за указанный период было списано бензина марки Аи-95 на сумму 67 940 руб.).

Всего за счет средств субсидии, предоставленной из бюджета УР на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на автомобили, находившиеся в распоряжении Министерства, было приобретено бензина марки Аи-95 на общую сумму 177 300 руб.

Кроме того, водителям за период нахождения автомобилей в распоряжении Министерства за счет средств субсидии, предоставленной из Удмуртской Республики на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, начислена заработная плата в сумме 428 000 руб., с учетом страховых взносов расходы составили 557 200 руб.

Согласно ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования

Статьей 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

В силу ч.2 ст. 306.2 БК РФ действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Порядок предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации Фонду (далее - Субсидия) регламентирован Правилами предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в Российский научный фонд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 N 1170 (далее - Правила).

Согласно п 2. Правил субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству образования и науки Российской Федерации, для достижения цели деятельности фонда, определенной Федеральным законом "О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и расходуется в соответствии с утвержденным попечительским советом фонда финансовым планом доходов и расходов (бюджетом) фонда, включающим в том числе финансовое обеспечение его административно-хозяйственной деятельности.

Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Закон N 349-ФЗ) Министерству образования и науки Российской Федерации предусмотрены бюджетные ассигнования из федерального бюджета на выделение субсидии Фонду в виде имущественного взноса Российской Федерации в размере 11 396 827,2 тыс. руб.

Пунктом 3 Правил N 1170 установлено, что субсидия предоставляется в соответствии с заключенным между Министерством и Фондом соглашением о предоставлении субсидии, в котором предусматриваются, в том числе целевое назначение и размер субсидии; сроки и условия предоставления субсидии; а также обязательство фонда обеспечить целевое использование средств, полученных в результате предоставления субсидии, в соответствии с настоящими Правилами и соглашением.

По смыслу приведенных норм права любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные при предоставлении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, действия БПОУ УР «ИАТ» по оплате бензина и оплате труда водителей автомобилей, которые фактически были в распоряжении Министерства, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ.

Сумма нецелевого использования средств бюджета составила 734 500 руб.

Факт нецелевого использования средств бюджета Удмуртской Республики подтверждается следующими документами:

- копией приказа Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 13 января 2015 года № 47 «Об утверждении государственного задания на оказание государственных услуг «Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих)», «Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена», «Реализация основных общеобразовательных программ среднего общего образования в государственных образовательных организациях Удмуртской Республики» бюджетному профессиональному образовательному учреждению Удмуртской Республики «Ижевский автотранспортный техникум» на 2015 год и плановый период 2016,2017 годов».

- копией приказа Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 5 августа 2015 года № 734 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки от 13 января 2015 года № 47 «Об утверждении государственного задания на оказание государственных услуг «Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих)», «Реализация основных профессиональных) образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена», «Реализация основных) общеобразовательных программ среднего общего образования в государственных образовательных организациях Удмуртской Республики» бюджетному профессиональному образовательному учреждению Удмуртской Республики «Ижевский автотранспортный техникум» на 2015 год и плановый период 2016, 2017 годов».

- Копией приказа Министерства образования и науки Удмуртской

Республики от 9 декабря 2015 года № 1165 «О внесении изменений в приказ

министерства образования и науки от 13 января 2015 года № 47 «Об

утверждении государственного задания на оказание государственных услуг «Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих)», «Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена», «Реализация основных преобразовательных программ среднего общего образования в государственных образовательных организациях Удмуртской Республики» бюджетному профессиональному образовательному учреждению Удмуртской Республики «Ижевский автотранспортный техникум» на 2015 год и плановый период 2016, 2017 годов».

- копией Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания от ДД.ММ.ГГГГ.

- копией дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

- копией дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к Соглашению о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания от ДД.ММ.ГГГГ.

- копией письма БПОУ УР «ИАТ» от ДД.ММ.ГГГГ с приложением суммы начисленной заработной платы водителям.

- копиями путевых листов легкового автомобиля <данные изъяты> с дарственным номером <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: № , .

- копиями путевых листов легкового автомобиля <данные изъяты> с государственным номером <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: № ,

- копиями путевых листов легкового автомобиля <данные изъяты> с государственным номером за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: № , .

- копиями путевых листов легкового автомобиля <данные изъяты> с государственным номером <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: № , .

При таких обстоятельствах вина БПОУ УР «ИАТ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, является установленной.

Таким образом, административным органом доказана объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, является санкционированный государством порядок расходования средств федерального бюджета. Совершение данного правонарушения неизбежно отражается на государственной финансовой дисциплине, нарушении единой бюджетной политики, и тем самым наносит вред интересам государства.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела не содержат доказательств, из которых бы следовал вывод о том, что нарушение было допущено по причинам, препятствующим БПОУ УР «ИАТ» для добросовестного исполнения соответствующей обязанности. Само нарушение требований бюджетного законодательства свидетельствует об отсутствии со стороны БПОУ УР «ИАТ» надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризует пренебрежительное отношение к установленным правовым требованиям и предписаниям.

Непосредственным объектом указанного правонарушения является санкционированный государством порядок расходования средств федерального бюджета. Совершение данного правонарушения неизбежно отражается на государственной финансовой дисциплине, нарушении единой бюджетной политики и тем самым наносит вред интересам государства. Возникновение существенной угрозы общественным интересам в бюджетной сфере обусловлено самим фактом неисполнения установленной обязанности. Противоправная деятельность в финансовой сфере препятствует законодательно урегулированному движению денежных средств всех элементов финансовой системы и является общественно опасным социально-правовым явлением, негативно влияющим на обеспечение финансовой безопасности.

Противоправная деятельность в финансовой сфере препятствует законодательно урегулированному движению денежных средств всех элементов финансовой системы и является общественно опасным социально-правовым явлением, негативно влияющим на обеспечение финансовой безопасности. Правонарушение, допущенное юридическим лицом, посягает на установленный нормативно правовыми актами порядок в области бюджетного регулирования.

Таким образом, по настоящему делу оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Судом нарушений процессуальных норм КоАП РФ при производстве административным органом дела об административном правонарушении не установлено.

Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступившим в законную силу 04.08.2013 года, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства увеличен до двух лет.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности составляет два года.

В силу ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, составляет один год.

Принимая во внимание, что санкция статьи в отношении юридических лиц предусматривает наказание в виде штрафа, то положение части 3 статьи 4.5 КоАП РФ применению в данном случае не подлежит.

Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения БПОУ УР «ИАТ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, имели место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, к административной ответственности привлечено ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, срок привлечения к административной ответственности за совершенное БПОУ УР «ИАТ» административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ, составляет два года с момента его совершения и на момент рассмотрения дела должностным лицом Минфина Удмуртской Республики не истек.

Оснований для назначение штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ст. 15.14 КоАП РФ, не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:


Признать Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики «Ижевский автотранспортный техникум» (юридический адрес: <адрес>), ИНН , ОГРН виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП Российской Федерации и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 5 процентов от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению - 36 725 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Ленинский районный суд г.Ижевска в течение 10 дней со дня вынесения или получения копии постановления.

Судья А.А.Антюганова