ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3247/2022 от 14.06.2022 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело

УИД 86RS0-25

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении

14 июня 2022 года

Судья ФИО1 – Югры Лопатнёв А.В., расположенном по адресу: , рассмотрев в открытом заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.5.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении

Романова А. А.ча, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца Яр, ФИО1 , гражданина Российской Федерации, , города, проживающего по адресу: ,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.5.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Романова А.А., согласно которому Романов А.А., в нарушение ст. 34, п.3 ч.1 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ, являясь ответственным должностным лицом, заместителем директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации допустил несоблюдение эффективного использования бюджетных средств, переданных из бюджета автономного округа в бюджет ФИО1 округа Сургут — Югры на 2021 год на приобретение жилых помещений детям-сиротам, которое выразилось в следующем.

Из сводной бюджетной росписи ФИО1 округа Сургут - Югры на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) в целях исполнения государственных обязательств по предоставлению детям-сиротам в жилых помещений в бюджете автономного округа в 2021 году в рамках подпрограммы «Поддержка семьи, материнства и детства» государственной программы «Социальное и демографическое развитие» было предусмотрено 340 658 200,00 рублей.

В связи с отсутствием заключенных муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений детям-сиротам в бюджет автономного округа ДД.ММ.ГГГГ возращено 156 213 387,00 рублей (45,86%), что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей. оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений состояло 275 лиц.

Из них право на жилье возникло 189 лиц (у 82 и 106 лиц еще в 2020 и 2021 годах соответственно).

Однако, электронных аукционов заключено лишь 98 муниципальных контрактов на приобретение 98 жилых помещений.

Учитывая, что за последние 3 года темпы строительства жилья в выросли на 61%, фактический ввод жилья за последних 3 года составил 682 тыс. кв.м, возложенные законодательством обязательства на Администрацию по приобретению еще 90 жилых помещений для указанной категории лиц в 2021 году не исполнены.

Складывающаяся неблагоприятная ситуация с обеспечением прав детей-сирот в 2021 году привела к росту в 7 раз обоснованных жалоб в прокуратуру города в рассматриваемой сфере и предъявлению 70 исковых заявлений в Сургутский ФИО1 в защиту интересов лиц, указанной категории.

В соответствии с п. 4 Приложения 5 к Постановлению Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-п органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов автономного округа: осуществляют в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещение муниципального заказа на покупку (строительство) жилых помещений; обеспечивают правомерное, целевое и эффективное использование бюджетных средств, передаваемых местным бюджетам из бюджета автономного округа на вышеуказанные цели; используют средства федерального бюджета, предоставляемые в целях софинансирования расходных обязательств автономного округа, в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений; обеспечивают своевременное представление в Департамент финансов автономного округа и Депсоцразвития Югры отчетности об использовании средств и выполнении условий их предоставления по установленным Департаментом финансов автономного округа и Депсоцразвития Югры формам в срок, определенный Депсоцразвития Югры.

В соответствии с п.3 ч.3 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Принцип эффективности использования бюджетных средств в соответствии со ст.34 Бюджетного кодекса РФ означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В соответствии пп.8 п. 1 ст.2 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города, утвержденного решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ-V ДГ, департамент архитектуры и градостроительства создан в целях реализации переданных государственных полномочий в части приобретения жилья отдельным категориям граждан.

Согласно пп.1 п. 11 ст.3 вышеуказанного Положения департамент архитектуры и градостроительства в части жилищных отношений приобретает в муниципальную собственность жилые помещения, организует в установленном порядке регистрацию в муниципальную собственность жилых помещений, приобретенных в рамках государственных и муниципальных программ.

В соответствии с должностной инструкцией заместителя директора департамента, утвержденной директором департамента архитектуры и градостроительства ДД.ММ.ГГГГ, на заместителя директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации возложены обязанности по достижению наибольших результатов при наименьших затратах материальных и финансовых ресурсов, исполнению муниципальных программ, а также по координации и контролю курируемых отделов департамента по вопросу заключения договоров (соглашений), контрактов в пределах компетенции департамента.

Указанные обстоятельства, по мнению заместителя прокурора, свидетельствуют о наличии в действиях Романова А.А., как должностного лица, действующего от имени департамента архитектуры и градостроительства Администрации , признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ - нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условия предоставления межбюджетных трансфертов. Датой совершения административного правонарушения является дата возврата субвенций, выделенных из бюджета автономного округа - ДД.ММ.ГГГГ. Местом совершения административного правонарушения является место фактического исполнения должностных обязанностей заместителя директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации Романова А.А. - , Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

В судебном заседании Романов А.А. факт совершения вменяемого правонарушения не признал, пояснил, что им как должностным лицом ответственным за выполнение мероприятий по приобретению жилых помещений специализированного жилищного фонда в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей принимались все необходимые меры по обеспечению указанной категории детей жилыми помещениями. Необходимо отметить, что в 2021 году региональной службой по тарифам (РСТ) установлена норма площади жилого помещения в размере 33 кв.м на одного человека из расчета 57 000 рублей за 1 квадратный метр, свыше этой суммы доплата происходит за счет местного бюджета. Исходя из того, что рыночная стоимость за 1 кв.м в выше названного значения, примерно 90 000 за кв. м, 100% обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей путем приобретения квартир невозможно. В 2021 году по итогам 859 электронных аукционов заключено лишь 98 муниципальных контрактов на приобретение 98 жилых помещений, на приобретение которых из бюджета округа перечислено 184 444 722 рублей. Остальные аукционы не состоялись по причине отсутствия заявок от участников аукциона. Что касается возврата в бюджет округа ДД.ММ.ГГГГ субвенций на приобретение квартир на сумму 156 213 387 рублей, то данная сумма поступила для расходования департаментом архитектуры и градостроительства ДД.ММ.ГГГГ, данную сумму они не запрашивали, соответственно освоить данные денежные средства для приобретения квартир до конца года, то есть, до ДД.ММ.ГГГГ не представлялось возможным, так как, к примеру, для проведения электронного аукциона по регламенту требуется 30 дней.

Помимо этого на протяжении 2021 года, кроме встреч с основными застройщиками в городе Сургуте, им проводились рабочие встречи с представителями риэлтерских агентств с целью решения вопроса о приобретении жилья на вторичной рынке.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 пояснил, что обстоятельства правонарушения, изложенные в постановлении заместителя прокурора ФИО4 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждены представленными в деле доказательствами, виновность Романова А.А. во вменяемом правонарушении доказана, возражения относительно события правонарушения считает необоснованными, так как при исполнении своих должностных обязанностей Романовым А.А. не достигнуты эффективные результаты по приобретению квартир для всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Заслушав Романова А.А., помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя прокурора от ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора проведена проверка Администрации с целью установления законности деятельности Администрации на предмет исполнения федерального законодательства в сфере соблюдения жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, законодательства о контрактной системе и закупках, бюджетного законодательства.

По результатам проведения проверки установлено, что Романов А.А., в нарушение ст. 34, п.3 ч.1 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ, являясь ответственным должностным лицом, заместителем директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации допустил несоблюдение эффективного использования бюджетных средств, переданных из бюджета автономного округа в бюджет ФИО1 округа Сургут — Югры на 2021 год на приобретение жилых помещений детям-сиротам, которое выразилось в следующем.

Из сводной бюджетной росписи ФИО1 округа Сургут - Югры на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) в целях исполнения государственных обязательств по предоставлению детям-сиротам в жилых помещений в бюджете автономного округа в 2021 году в рамках подпрограммы «Поддержка семьи, материнства и детства» государственной программы «Социальное и демографическое развитие» было предусмотрено 340 658 200,00 рублей.

В связи с отсутствием заключенных муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений детям-сиротам в бюджет автономного округа ДД.ММ.ГГГГ возращено 156 213 387,00 рублей (45,86%), что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Романова А.А. дела об административном правонарушении, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако с выводами заместителя прокурора о наличии в действиях Романова А.А. состава административного правонарушения, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях согласиться нельзя.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренной настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Возбуждая дело об административном правонарушении в отношении Романова А.А. заместитель прокурора исходил из того, что в соответствии с п.3 ч.3 ст. 162 бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований. Принцип эффективности использования бюджетных средств в соответствии со ст.34 Бюджетного кодекса РФ означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В соответствии пп.8 п. 1 ст.2 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города, утвержденного решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ-V ДГ, департамент архитектуры и градостроительства создан в целях реализации переданных государственных полномочий в части приобретения жилья отдельным категориям граждан.

Согласно пп.1 п. 11 ст.3 вышеуказанного Положения департамент архитектуры и градостроительства в части жилищных отношений приобретает в муниципальную собственность жилые помещения, организует в установленном порядке регистрацию в муниципальную собственность жилых помещений, приобретенных в рамках государственных и муниципальных программ.

В соответствии с должностной инструкцией заместителя директора департамента, утвержденной директором департамента архитектуры и градостроительства ДД.ММ.ГГГГ, на заместителя директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации Романова А.А. возложены обязанности по достижению наибольших результатов при наименьших затратах материальных и финансовых ресурсов, исполнению муниципальных программ, а также по координации и контролю курируемых отделов департамента по вопросу заключения договоров (соглашений), контрактов в пределах компетенции департамента.

Между тем, в постановлении заместителя прокурора не указано, в чем состояло неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей заместителем директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации Романова А.А. который в ходе производства по делу ссылался на невозможность полного исполнения обязательств по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи необходимостью изменения расчета стоимости приобретаемых жилых помещений и изменения норматива предельно допустимой площади жилых помещений и расчета стоимости 1 квадратного метра.

Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.

В указанном случае событием административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, будет выступать нарушение порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.

Как установлено помощником прокурора в ходе производства по делу об административном правонарушении, так и при рассмотрении настоящего дела Соглашение о порядке и (или) условиях предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов между Правительством ХМАО-Югры и Администрацией отсутствует.

Как указано в постановлении, данный порядок определен Постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной программе - Югры «Социальное и демографическое развитие».

Между тем, как на момент проведения проверки, так и при возбуждении дела об административном правонарушении данный документ утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием постановления Правительства - Югры от ДД.ММ.ГГГГ N 596-п, в связи с чем, ссылка в постановлении на него незаконна.

Приложением 7 к постановлению Правительства – Югры от ДД.ММ.ГГГГ N 596-п разработан Порядок предоставления субвенций из бюджета ХМАО-Югры бюджетам муниципальных районов и городских округов ХМАО-Югры на осуществление отдельных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства, по предоставлению детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированых жилых помещений.

В соответствии со п. 6 названного Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований: формируют заявку на перечисление денежных средств бюджетам муниципальных образований и направляют ее в Департамент не позднее 20-го числа месяца, предшествующего месяцу перечисления субвенций; несут ответственность за нецелевое, неэффективное использование субвенций и недостоверность представляемых отчетов в Департамент и иные органы государственной власти автономного округа; представляют в Департамент и иные органы государственной власти автономного округа, на которые возложены функции контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, по их письменным запросам документы и другую информацию, касающуюся финансового исполнения субвенции; обеспечивают условия беспрепятственного проведения проверок использования предоставленных субвенций.

По мнению заместителя прокурора , Романов А.А. возвращая в бюджет автономного округа ДД.ММ.ГГГГ 156 213 387,00 рублей, которые были направлены на реализацию бюджетных средств выделенных на приобретение жилых помещений для детей детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированых жилых помещений, неэффективно использовал субвенции.

Однако, в материалах дела отсутствуют сведения о подаче Администрацией заявки на перечисление указанных денежных средств, как того требует Порядок, которые были перечислены округом ДД.ММ.ГГГГ и возвращены в бюджет округа ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием необходимости в расходовании данных денежных средств для приобретения жилья детям-сиротам, по причине невозможности проведения аукциона в 2021 году. Напротив, остальные поступившие из бюджета округа денежные средства в размере 184 444 722, 00 рублей были использованы на приобретение квартир ( л.д.43).

Учитывая принцип презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), при таких обстоятельствах следует признать отсутствие в действиях Романова А.А. состава вмененного ему административного правонарушения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Романова А. А.ча прекратить на основании пункта 2 части 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в ФИО1 -Югры в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, с подачей жалобы через Сургутский ФИО1.

Судья: подпись

КОПИЯ ВЕРНА «14»_июня 2022 г.

Подлинный документ находится в деле

ФИО1 ХМАО-ЮГРЫ

Судья ФИО1

______________________________ ФИО5ёв

Судебный акт вступил (не вступил)

в законную силу «_____»__________________20_____г.

Секретарь ФИО1 __________________________________