ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-324/20 от 13.11.2020 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

13 ноября 2020г. судья Центрального районного суда г. Воронежа Михина Н.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области о привлечении к административной ответственности по ст.7.13 ч.1 КоАП РФ,

установил:

Из протокола по делу об административном правонарушении № 36 АД 2020 от 19.05.2020, составленного заместителем начальника отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ЦФО ФИО8, следует, что в результате внеплановой документарной и выездной проверки в отношении госоргана – Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области местонахождения: 394036 <...> проведенной в период с 10.02.2020 по 10.03.2020, выявлены факты грубого нарушения госорганом требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере охраны объектов культурного наследия при осуществлении переданных полномочий по федеральному государственному контролю и надзору за объектами культурного наследия, а именно:

- ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон №73-ФЗ), пп.5,7 приказа Минкультуры России от 04.06.2015 №1745 «Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия» (далее – Приказ Минкультуры России №1745) в части утверждения границ территории объектов археологического наследия в отсутствие проектов границ территории указанных объектов (п.1 протокола),

- п.5 Приказа Минкультуры России №1745 в части отсутствия документации по установлению границ территорий объектов археологического наследия обосновывающих материалов по определению указанных границ территории, а также режимов использования их территории (приказы от 28.12.2019 №№ 71-1-07/418, 71-01-07/419, 71-01-07/420, 71-01-07/421, 71-01-07/422) (п.2 протокола),

- п. 1 ст. 3.1 Федерального закона №73-ФЗ, п. 2.1 приказа Минкультуры России №1745 при утверждении границ территории объектов археологического наследия «Курганный могильник 1 у с. Липовка», «Могильник курганный у с. Хреновое (5 насыпей)», в части отсутствия линий, обозначающих территорию указанного объекта культурного наследия, а именно в соответствии с графической, текстовой частями, а также таблицами координат установлено по 2 участка территории указанных объектов культурного наследия, что не соответствует целям и задачам государственной охраны объектов культурного наследия (приказы от 28.12.2019 №№ 71-01-07/418) (п.3 протокола),

- ст. 6 Федерального закона № 73-ФЗ, в части не обеспечения мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда при установлении границ территории объектов археологического наследия «Курганный могильник 1 у с. Липовка» в части несоответствия утвержденных границ учетным данным по указанному объекту, а именно отсутствие трех ранее исследованных курганов в установленной территории объекта культурного наследия (п.4 протокола);

- п. 9 приказа Минкультуры России № 1745, в части несоответствия нормативно-правовых актов об утверждении границ территории объектов археологического наследия в части содержания графических схем описания местоположения границ объекта археологического наследия соответствующим картографическим материалам документации, послужившей основанием для утверждения указанных границ (приказы от 28.12.2019 № 71-1-07/418, 71-01-07/419, 71-01-07/420, 71-01-07/421, 71-01-07/422) (п.5 протокола),

- недостоверность сведений, содержащихся в приказах от 28.12.2019 №№ 71-01-07/418, 71-01-07/419 в отношении объектов культурного наследия «Курганный могильник 1 у с. Липовка», «Курганный могильник 2 у с. Липовка», «Курган у с. Старый Курлак», а именно несоответствие графической схемы таблице координат (п.6 протокола),

- п. 13 приказа Минкультуры России №1745, в части внесения в единый государственный кадастр недвижимости сведений о границах территорий объектов археологического наследия не соответствующих приказам об их утверждении (объекты археологического наследия «Курганный могильник 1 у с. Липовка», «Курганный могильник 2 у с. Липовка», «Курганный могильник 2 у с. Николо-Варваринка», «Курган у с. Старый Курлак», «Могильник у с. Хреновое») (п.7 протокола);

- пп.4 п.2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ, в части не установления ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с Федеральным законом №73-ФЗ в отношении объектов археологического наследия, имеющих утвержденные границы территории (п.8 протокола),

- ст. 6 Федерального закона № 73-ФЗ в части не обеспечения предотвращения разрушения или причинения вреда объектам археологического наследия при осуществлении мероприятий государственной охраны по установлению границ территорий, в отсутствие режима использования территории объектов археологического наследия с учетом особенностей указанных объектов, а также обеспечивающего сохранность объектов археологического наследия в условиях ведущейся хозяйственной деятельности на их территории (распашка) (приказы от 28.12.2019 №№ 71-01-07/418, 71-01-07/419, 71-01-07/420, 71-01-07/421, 71-01-07/422) (п.9 протокола),

- пп.10 п.2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ в части отсутствия утвержденных предметов охраны на 1305 объектов археологического наследия федерального значения (п.10 протокола),

- пп. 10 п.2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ в части отсутствия утвержденных границ территории на 1273 объекта археологического наследия федерального значения (п.11 протокола),

- п.4 ст. 17 Федерального закона № 73-ФЗ в части направления утвержденных границ территории объектов археологического наследия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости в срок, превышающий 5 рабочих дней (п.12 протокола),

- п.6 п.2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ в части отсутствия разработанных и утвержденных проектов зоны объектов археологического наследия федерального значения (п.13 протокола). Таким образом, в действиях (бездействии), выраженными в ненадлежащем осуществлении переданных полномочий по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, госорган нарушил требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и его действия квалифицированы по ч. 1 ст.7.13 КоАП РФ.

Постановлением судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 21.07.2020 производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ (т.3 л.д.87-93).

Решением судьи Воронежского областного суда от 05.10.2020 постановление судьи от 21.07.2020 отменено, дело направлено на новое рассмотрение (т.3 л.д.133-138).

Управление Министерства культуры Российской Федерации по Центральному федеральному округу о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в заявлении в суд просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Представитель Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области по доверенности ФИО9 считал, что вмененные правонарушения не обоснованы; не раскрыта объективная сторона правонарушения в протоколе об административном правонарушении; недостоверность сведений содержащихся в приказе Управления от 28.12.2019 № 71-01-07/418 носили характер технической ошибки, допущенной кадастровым инженером и были устранены в ходе проведения проверки путем издания приказов Управления от 04.03.2020 №71-01-07/162, 71-01-07/163; приказы Управления от 28.12.2019 № 71-01-07/418, 71-01-07/419, 71-01-07/420, 71-01-07/421, 71-01-07/422 об утверждении границ территории объектов культурного наследия содержат графическое (карта (схема)) описание местоположения границ объекта культурного наследия, перечень координат поворотных (характерных) точек и режим использования его территории; границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ; Управлением в соответствии с требованиями действующего законодательства об охране объектов культурного наследия направлены в орган регистрации прав информация и копии приказов об утверждении границ территории объектов археологического наследия; в протоколе об административном правонарушении не указано в отношении каких конкретных объектов археологического наследия, имеющих утвержденные границы, не установлены ограничения (обременения) права собственности, по каким нормативным правовым актам Управления (с указанием номера, даты, наименования приказа Управления), в которых допущены нарушения; в протоколе об административном правонарушении нет ссылки на реквизиты приказов, которые по мнению Управления Минкультуры по ЦФО направлены с нарушением сроков, нет указания на конкретные факты направления сведений с нарушением сроков (по каким границам, в какие сроки должны быть направлены, в какие сроки не направлены и какие сроки конкретно нарушены); представлены письменные возражения (т.2 л.д.178-187, т.3 л.д.155-166).

Заслушав объяснения представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности,изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, которые регулируются Федеральным законом №73-ФЗ. Предметом правонарушения – объекты культурного наследия, их территории и зоны охраны.

Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия.

Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица и юридические лица, виновные как в умышленном невыполнении или нарушении правил охраны и использования объектов культурного наследия, так и по неосторожности.

Субъективная сторона правонарушения выражается в форме вины.

Требования сохранения и использования объекта культурного наследия, за нарушение которых установлена административная ответственность, связаны с обеспечением неизменности облика объекта и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями, являющимися предметом его охраны, а также с соблюдением установленного режима содержания и использования сопряженных с недвижимым памятником истории и культуры зон его охраны.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Разграничение полномочий в сфере государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия определено статьями 9-9.3 Федерального закона № 73-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 9.1 Федерального закона № 73-ФЗ полномочия по осуществлению государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Воронежской области, за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации, переданы Управлению по охране объектов культурного наследия Воронежской области (далее – Управление).

Пунктом 3.1.2 Положения об Управлении по охране объектов культурного наследия Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 13.04.2015 №275 установлены полномочия Управления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраной объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации:

- государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ, за исключением: ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и установления требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места; выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия (п. 3.1.2);

- осуществление федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (п. 3.1.4).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч.ч.1,2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

На основании ст. 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (ч. 1).

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя:

1) государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе принятие решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение реестра;

2) проведение историко-культурной экспертизы;

3) организацию исследований, необходимых для исполнения полномочий федерального органа охраны объектов культурного наследия, регионального органа охраны объектов культурного наследия, муниципального органа охраны объектов культурного наследия;

4) установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия;

6) разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима;

7) установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места; установление особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия;

8) согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

9) осуществление в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ;

10) установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта;

11) установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений;

12) выдачу в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

13) утверждение отчетной документации о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия;

14) обследование и фотофиксацию один раз в пять лет состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности;

15) иные мероприятия государственной охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия (ч. 2).

Как указано в статье 6 Федерального закона №73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

В силу подпункта 4 части 2 статьи 33 указанного закона, государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу подпункта 10 части 2 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя также установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима (пп. 6 ч. 2 ст. 33)

В соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» границы территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, определяются в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ, а также на основании сведений, изложенных в акте органа государственной власти об отнесении объекта к памятникам истории и культуры, сведений, указанных в паспорте и (или) учетной карточке данного объекта культурного наследия, на основании научного отчета о выполненных археологических полевых работах (для объектов археологического наследия) и утверждаются до регистрации данных объектов в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для объектов культурного наследия федерального значения, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, либо актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для объектов культурного наследия федерального значения, за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, для объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Указанные в настоящей части акты направляются утвердившим их органом охраны объектов культурного наследия не позднее пяти рабочих дней со дня их утверждения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости.

Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 4 июня 2015 года N 1745, в котором закреплено, что границами территории объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию. Обозначение указанных линий, а также поворотных (характерных) точек границ территории объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы территории объекта культурного наследия (пункт 2.1.). Разработка проекта границ территории объекта культурного наследия осуществляется физическими и/или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований (пункт 3). Проект границ территории объекта культурного наследия представляет собой документацию в графической в виде карт (схем) и текстовой форме, а также включает материалы по их обоснованию и утверждению (пункт 5). Разработанный проект границ территории объекта культурного наследия представляется в 2 экземплярах на рассмотрение в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны культурного наследия указанного объекта (пункт 7).

Положениями статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Закон об объектах культурного наследия) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации отнесены объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия).

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются, в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

Как усматривается из материалов настоящего дела на основании мотивированного представления от 22.01.2020 № 1, составленного по результатам анализа информации о ненадлежащем исполнении госорганом - Управлением по охране объектов культурного наследия Воронежской области переданных полномочий в части утверждения охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов археологического наследия федерального значения, расположенных на территории Воронежской области, актов технического состояния, а также зон охраны объектов археологического наследия, в соответствии с распоряжением руководителя Управления Министерства культуры Российской Федерации по центральному федеральному округу ФИО1 от 24.01.2020 № 31-Р., руководителем Минкультуры России по ЦФО ФИО1., заместителем руководителя Управления Минкультуры России по ЦФО ФИО2, начальником территориального отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ЦФО ФИО3, главным государственным инспектором отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ЦФО ФИО4 и старшим государственным инспектором отдела государственного контроля и надзора Управления Минкультуры России по ЦФО ФИО5 в период с 10.02.2020 по 10.03.2020 проведена внеплановая документарная и выездная проверка в отношении Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, местонахождения: 394036 <...>). Указанная проверка проводилась с целью предупреждения и устранения нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере охраны культурного наследия (т. 1 л.д.137-140).

Проведение проверки согласовано с Прокуратурой Воронежской области письмом от 30.01.2020 № 7/3-102В-2020.

Сообщение о проведении внеплановой документарной и выездной проверки с приложением копии распоряжения от 24.01.2020 № 31-Р было направлено руководителю Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области письмом от 31.01.2020 исх. №275/2020, что также подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 04.02.2020 (т.1 л.д.141,142-147).

Перечень документов, представление которых Госорганом необходимо для достижения целей и задач проведения внеплановой документарной и выездной проверки, указан в п.13 распоряжения от 24.01.2020 № 31-Р, а также был направлен руководителю Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области 10.02.2020 исх. № 71-11/312 (т.1 л.д.171-174).

Руководителем Управления Минкультуры России по ЦФО ФИО1. было вынесено предписание № 18-П об устранении нарушений, выявленных в результате проведения внеплановой документарной и выездной проверки в отношении Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области от 10.03.2020 (т.1 л.д.155-161). Указанное предписание обжаловано не было, доказательств обратного суду не представлено.

Копия Акта проверки от 10.03.2020 №39 и копия предписания от 10.03.2020 №18-П были направлены руководителю Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области 10.03.2020 исх. №672/2020, а также в прокуратуру Воронежской области (т.1 л.д.163, 166, 167-170).

В подтверждение виновности Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ представлены: протокол по делу об административном правонарушении № 36 АД 2020 от 19.05.2020 (т.1 л.д.6-14), акт №39 внеплановой документарной и выездной проверки в отношении Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области от 10.03.2020 (т.1 л.д.148-154), предписание № 18-П об устранении нарушений, выявленных в результате проведения внеплановой документарной и выездной проверки в отношении Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области от 10.03.2020 (т.1 л.д.155-162).

Так, в пункте 1 протокола об административном правонарушении Управлению вменяется нарушение ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, пп.5,7 приказа Минкультуры России №1745 в части утверждения границ территории объектов археологического наследия в отсутствие проектов границ территории указанных объектов.

Между тем, согласно статье 3.1 Закона об объектах культурного наследия, территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей (пункт 1).

В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.

Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков (пункт 2).

Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.

Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ (пункт 3).

Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5).

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, указанные в пункте 5 настоящей статьи и части 4 статьи 17 Федерального закона от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости (пункт 7).

Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия, утвержденные одноименным Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 4 июня 2015 года N 1745, определяют состав документации, необходимой для утверждения границ территорий объектов культурного наследия органами исполнительной власти, осуществляющими функции в сфере государственной охраны объектов культурного наследия (далее Требования).

Проект границ территории объекта культурного наследия представляет собой документацию в графической в виде карт (схем) и текстовой форме, а также включает материалы по их обоснованию и утверждению (п.5).

Разработанный проект границ территории объекта культурного наследия представляется в 2 экземплярах на рассмотрение в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны культурного наследия указанного объекта (п.7).

В силу п. 9 Требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия, утвержденных приказом Минкультуры России от 04.06.2015 N 1745, нормативно-правовой акт об утверждении границ территории объекта культурного наследия содержит текстовое и графическое (карта (схема)) описания местоположения границ объекта культурного наследия, перечень координат поворотных (характерных) точек и режим использования его территории.

Информация об утвержденных границах территории объекта культурного наследия и режиме ее использования земель размещается в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также направляется для внесения сведений в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) и государственный кадастр недвижимости органом исполнительной власти, принявшим решение об утверждении указанных границ (пункт 13).

Требования по установлению границ территории и выявленного объекта археологического наследия закреплены в абзаце 2 пункта 3 статьи 3.1 Закона №73-ФЗ, в силу которого границы объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ.

К археологическим полевым работам отнесены археологические разведки, археологические раскопки, археологические наблюдения (п.7 ст. 45.1 Закона №73-ФЗ).

Граница объекта археологического наследия, рекомендуемого для включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), определяется на основании научно-исследовательских археологических работ. Работы по определению границ объектов археологического наследия проводятся для всех объектов археологического наследия: при формировании документации на выявленные объекты археологического наследия; при подготовке документации для включения объекта археологического наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Археологические полевые работы по определению границ объектов археологического наследия проводятся исключительно на основании Разрешения (Открытого Листа), выданного в порядке, определенном законодательством Российской федерации. Землеустроительные работы по установлению границ объектов археологического наследия осуществляют специализированные организации, специалисты, на основании результатов определения границ объектов археологического наследия, и в порядке, определенном для проведения геодезических и землеустроительных работ законодательством Российской Федерации. Материалы, полученные в результате работ по определению границ объектов археологического наследия, предоставляются в органы государственной охраны объектов культурного наследия (федеральные, региональные) в виде заключения или краткой формы отчета (п. 1.6,.1.7, 1.9, 1.10, 1.11 Письмо Минкультуры России от 27.01.2012 №12-01-39/05-АБ).

Анализируя указанные нормативные акты, суд полагает, что, поскольку для определения границ территории объекта археологического наследия не требуется составления проекта границ территории такого объекта, то применение судом Требований к составлению проектов границ территории объектов культурного наследия, утвержденных Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 4 июня 2015 года N 1745, нельзя признать обоснованным, поскольку данные Требования не регулируют вопросы определения границ территории объекта археологического наследия, а применяются для составления проекта границ объекта культурного наследия, который в данном случае, не составлялся.

Пунктом 2 протокола об административном правонарушении вменяется нарушение п.5 Приказа Минкультуры России №1745 в части отсутствия документации по установлению границ территорий объектов археологического наследия обосновывающих материалов по определению указанных границ территории, а также режимов использования их территории (приказы от 28.12.2019 №№ 71-1-07/418, 71-01-07/419, 71-01-07/420, 71-01-07/421, 71-01-07/422).

Между тем, в материалы дела представлены документы по установлению границ территорий объектов археологического наследия обосновывающих материалов по определению указанных границ территории (т.2 л.д.13-115).

Пунктом 3 протокола об административном правонарушении вменяется нарушение п. 1 ст. 3.1 Федерального закона №73-ФЗ, п. 2.1 приказа Минкультуры России №1745 при утверждении границ территории объектов археологического наследия «Курганный могильник 1 у с. Липовка», «Могильник курганный у с. Хреновое (5 насыпей)», в части отсутствия линий, обозначающих территорию указанного объекта культурного наследия, а именно в соответствии с графической, текстовой частями, а также таблицами координат установлено по 2 участка территории указанных объектов культурного наследия, что не соответствует целям и задачам государственной охраны объектов культурного наследия (приказы от 28.12.2019 №№ 71-01-07/418).

Согласно п. 1 ст. 3.1 ФЗ №73-ФЗ, территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

На основании п. 2.1 Требований, границами территории объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию. Обозначение указанных линий, а также поворотных (характерных) точек границ территории объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы территории объекта культурного наследия.

Между тем, установление 2-х участков территории объектов культурного наследия «Курганный могильник 1 у с.Липовка», «Могильник курганный у с.Хреновое (5 насыпей)» не является нарушением п.1 ст. 3.1 ФЗ №73-ФЗ.

Пунктом 4 протокола об административном правонарушении указано на нарушение ст. 6 Федерального закона № 73-ФЗ, в части не обеспечения мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда при установлении границ территории объектов археологического наследия «Курганный могильник 1 у с. Липовка» в части несоответствия утвержденных границ учетным данным по указанному объекту, а именно отсутствие трех ранее исследованных курганов в установленной территории объекта культурного наследия.

Согласно ст. 6 ФЗ № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

В соответствии с ч.9 ст. 45.1 ФЗ №73-ФЗ допускается проведение спасательных археологических полевых работ, то есть проведение методами научных исследований объектов археологического наследия работ по сохранению объектов археологического наследия с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов в целях их сохранения и получения научных знаний.

Согласно материалам дела, охранные раскопки кургана № 5 и курганов №1,3 у с. Липовка были проведены ФИО6 в 2006 году и ФИО7 в 2009 году с полным изъятием археологических предметов, место раскопок рекультивировано (т.2 л.д.188-204, 205-222).

Таким образом, данные курганы изучены и не могут учитываться при определении границ территории объекта археологического наследия «Курганный могильник 1 у с. Липовка».

Пунктом 5 протокола об административном правонарушении указано на нарушение п. 9 приказа Минкультуры России № 1745, в части несоответствия нормативно-правовых актов об утверждении границ территории объектов археологического наследия в части содержания графических схем описания местоположения границ объекта археологического наследия соответствующим картографическим материалам документации, послужившей основанием для утверждения указанных границ (приказы от 28.12.2019 № 71-1-07/418, 71-01-07/419, 71-01-07/420, 71-01-07/421, 71-01-07/422).

Вместе с тем, указанные приказы Управления содержат графическое (карта, схема) описание местоположения границ объектов, перечень координат поворотных (характерных) точек и режим использования его территории.

В пункте 6 протокола об административном правонарушении указано на недостоверность сведений, содержащихся в приказах от 28.12.2019 №№ 71-01-07/418, 71-01-07/419 в отношении объектов культурного наследия «Курганный могильник 1 у с. Липовка», «Курганный могильник 2 у с. Липовка», «Курган у с. Старый Курлак», а именно несоответствие графической схемы таблице координат.

Вместе с тем, недостоверность сведений носила технический характер и было устранено в ходе проведения внеплановой выездной проверки путем издания приказов Управления от 04.03.2020 №71-01-07/162, 71-01-07/163.

Пунктом 7 протокола об административном правонарушении указано на нарушение п. 13 приказа Минкультуры России №1745, в части внесения в единый государственный кадастр недвижимости сведений о границах территорий объектов археологического наследия не соответствующих приказам об их утверждении (объекты археологического наследия «Курганный могильник 1 у с. Липовка», «Курганный могильник 2 у с. Липовка», «Курганный могильник 2 у с. Николо-Варваринка», «Курган у с. Старый Курлак», «Могильник у с. Хреновое»).

Вместе с тем, суд принимает во внимание, что после исправления технической ошибки, допущенной кадастровым инженером, издании приказов, копии приказов об утверждении границ были направлены в Единый государственный кадастр, что подтверждается письмом заместителя директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» от 22.04.2020 № 125-03218/20 (т. 2 л.д.237-239).

Пунктом 8 протокола об административном правонарушении указано на нарушение пп.4 п.2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ, в части не установления ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с Федеральным законом №73-ФЗ в отношении объектов археологического наследия, имеющих утвержденные границы территории.

Согласно п.1 ст. 33 ФЗ № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом (пп.4 п.2 ст. 33 ФЗ №73-ФЗ).

Как следует из материалов дела, в соответствии с Приказом Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области №71-01-07/147 от 08.06.2017 «О включении объектов археологического наследия в перечень выявленных объектов культурного наследия Воронежской области включен объект археологического наследия «Поселение 1 в мкр. Ольха в Новоусманском районе» (т.1 л.д.88). Утвержден особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия Поселение 1 в мкр. Ольха в Новоусманском районе» (т.1 л.д.89-90).

На основании Приказа Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области № 71-01-07/101 от 10.04.2019 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца утверждено охранное обязательство собственника или законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» (т.1 л.д.183, 184-207).

Приказом Управления по охране объектов культурного наследи Воронежской области №71-01-07/122 от 07.05.2019 «О внесении изменений в приказ управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области от 10.04.2019 №71-01-07/101 внесены изменения в Охранное обязательство собственника или законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» (т.1 л.д.208).

На основании Приказа Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области №71-01-07/234 от 07.10.2019 «О признании утратившим силу приказов управления по охране объектов культурного наследия по Воронежской области» признаны утратившими законную силу приказы управления по охране объектов культурного наследия по Воронежской области от 10.04.2019 №71-01-07/101, от 07.05.2019 №71-01-07/122 (т.1 л.д. 209).

Кроме того, в материалы дела представлены приказы №71-01-07/383 от 15.06.2020, № 71-01-07/386 от 15.06.2020, №71-01-07/402 от 15.06.2020, № 71-01-07/398 от 15.06.2020 об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца в отношении земельных участков, в границах которых располагается объект археологического наследия.

Вместе с тем, из данного пункта (8) протокола об административном правонарушении не следует, в отношении каких конкретных объектов культурного наследия не были установлены ограничения (обременения) права собственности, то есть не прописана объективная сторона правонарушения, что не позволяет суду проверить данное обстоятельство.

Пунктом 9 протокола об административном правонарушении указано на нарушение ст. 6 Федерального закона № 73-ФЗ в части не обеспечения предотвращения разрушения или причинения вреда объектам археологического наследия при осуществлении мероприятий государственной охраны по установлению границ территорий, в отсутствие режима использования территории объектов археологического наследия с учетом особенностей указанных объектов, а также обеспечивающего сохранность объектов археологического наследия в условиях ведущейся хозяйственной деятельности на их территории (распашка) (приказы от 28.12.2019 №№ 71-01-07/418, 71-01-07/419, 71-01-07/420, 71-01-07/421, 71-01-07/422).

Согласно ст. 6 ФЗ № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

На основании п. 5 ст. 5.1 ФЗ №73-ФЗ особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.

Вместе с тем, в указанных выше приказах указано, что особый режим использования земельных участков, в границах которых расположен объект археологического наследия, установлен в соответствии со ст. 5.1 ФЗ №73-ФЗ.

Пунктом 10 протокола об административном правонарушении указано на нарушение пп.10 п.2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ в части отсутствия утвержденных предметов охраны на 1305 объектов археологического наследия федерального значения.

Пунктом 11 протокола об административном правонарушении указано на нарушение пп. 10 п.2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ в части отсутствия утвержденных границ территории на 1273 объекта археологического наследия федерального значения.

Пунктом 13 протокола об административном правонарушении указано на нарушение п.6 п.2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ в части отсутствия разработанных и утвержденных проектов зоны объектов археологического наследия федерального значения.

Суд принимает во внимание, что объекты археологии являются объектами федерального значения, полномочия в отношении которых переданы субъектам Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 9.1 Федерального закона №73-ФЗ средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основе методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из количества и категории объектов культурного наследия, полномочия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление указанных в пункте 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Как следует из материалов дела, Управление по охране объектов культурного наследия по Воронежской области неоднократно инициировало обращение правительства Воронежской области в Минкультуры России, что подтверждается письмами, об увеличении денежных средств для финансирования указанных мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения. Однако увеличения денежных средств для финансирования указанных мероприятий по охране объектов культурного наследия федерального значения в рамках предоставления субвенций бюджету Воронежской области не произошло.

Так, на разработку проектов предмета охраны, границ территории объектов археологического наследия выделено денежных средств всего на 25 объектов из 1305.

Пунктом 12 протокола об административном правонарушении указано на нарушение п.4 ст. 17 Федерального закона № 315-ФЗ в части направления утвержденных границ территории объектов археологического наследия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости в срок, превышающий 5 рабочих дней.

Согласно п. 4 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2014 №315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», границы территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, определяются в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также на основании сведений, изложенных в акте органа государственной власти об отнесении объекта к памятникам истории и культуры, сведений, указанных в паспорте и (или) учетной карточке данного объекта культурного наследия, на основании научного отчета о выполненных археологических полевых работах (для объектов археологического наследия) и утверждаются до регистрации данных объектов в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для объектов культурного наследия федерального значения, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, либо актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для объектов культурного наследия федерального значения, за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, для объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Указанные в настоящей части акты направляются утвердившим их органом охраны объектов культурного наследия не позднее пяти рабочих дней со дня их утверждения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости.

Вместе с тем, в пункте (12) протокола об административном правонарушении не описана объективная сторона правонарушения (в отношении каких объектов археологического наследия, не указано когда было совершено нарушение), что не позволяет суду проверить данные обстоятельства.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд полагает, что отсутствует состав административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствиясостава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 29.9. КоАП РФ, судья

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Управления по охране объектов культурного наследия по Воронежской области по факту привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На постановление может быть подана жалоба в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня вручения (получения) копии постановления.

Судья Михина Н.А.

1версия для печатиДело № 5-324/2020 (Постановление)