ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3259/2021 от 29.09.2021 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело №5-3259/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола «29» сентября 2021 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Касаткина Т.Н., рассмотрев протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Перминовой Елены Валерьевны, <иные данные>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за однородное правонарушение,

У С Т А Н О В И Л:

В соответствии с постановлением от 09.09.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении, 12 августа 2021 года прокуратурой города в деятельности администрации г.Йошкар-Олы (адрес: <адрес>) выявлены нарушения бюджетного законодательства при реализации мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020-2024 годы в части строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с ч.5 ст.78 Бюджетного кодекса РФ при предоставлении субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг юридическим лицам обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры о предоставлении субсидий и в договоры, заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам, является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся исполнителями по договорам, заключенным в целях исполнения обязательств по договорам о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с оказанием услуг, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.

В соответствии с ч.1 ст.306.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.

Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ст.179 Бюджетного кодекса РФ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 №927-р утверждена индивидуальная программа социально-экономического развития Республики Марий Эл.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25.12.2012 №475 утверждена государственная программа Республики Марий Эл «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл на 2013-2025 годы», подпрограммы «Обеспечение качественным жильем населения Республики Марий Эл» и «Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Марий Эл».

По Соглашению от 15.09.2020 , заключенным между Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ <иные данные> и администрацией г.Йошкар-Ола в 2020 году предоставлен иной межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение на реализацию мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 №927-р.

Уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с министерством, на который со стороны муниципалитета возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) настоящего Соглашения и представлению отчетности, по приобретению специализированной коммунальной техники является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (п.6.1.1. раздела VI Соглашения).

Межбюджетный трансферт предоставлен администрации г.Йошкар-Олы 14.09.2020.

За счет средств субсидии Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г.Йошкар-Олы заключены муниципальные контракты: 16.11.2020 №9 (поставка комбинированных дорожных машин - 2 штуки с ООО «<иные данные>»), 17.11.2020 №10 (поставка комбинированных дорожных машин - 2 штуки с ООО «<иные данные>»), 07.12.2020 (поставка тротуарного катка с ООО «Спецтехника»).

Соглашением от 15.09.2020 предусмотрены сроки и порядок предоставления отчетов (в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет») в Министерство о расходах, источником финансового обеспечения которых является трансферт (пункты 4.3.4, 4.3.9).

Соглашением от 21.09.2020 предусмотрены сроки и порядок предоставления отчетов Комитетом (в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет») в Министерство о расходах, источником финансового обеспечения которых является трансферт, предоставленный Комитету (пункты 4.3.6, 4.3.6.1 и 4.3.6.2).

Ежемесячные отчеты о расходах Бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола», в целях софинансирования которых предоставляется Иной межбюджетный трансферт, по форме согласно приложению №3 и о достижении результатов предоставления Иного межбюджетного трансферта по форме согласно приложению №4 в Министерство Комитетом 14.12.2020 и 14.01.2021, не представлялись, в «Электронный бюджет» не загружались.

Отчеты по приложениям №3 и №4 (за использование межбюджетного трансферта) Комитетом представлен в Министерство нарочно 24.12.2020.

В соответствии со ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно распоряжению администрации ГО «Город «Йошкар-Ола» от 09.01.2019 заместителем мэра г. Йошкар-Олы, председателем комитета по управлению муниципальным имуществом назначена Перминова Е.В.

Перминова Е.В. в суде пояснила, что согласно соглашению от 21.09.2021 , заключенному между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства <иные данные> и муниципальным образованием в лице администрации г.Йошкар-Олы, часть иного межбюджетного трансферта была доведена до КУМИ 23.12.2020, отчет об исполнении соглашения от 21.09.2021 был составлен и направлен в Минстрой <иные данные> нарочно 24.12.2020, в связи с отсутствием у нее и других сотрудников КУМИ доступа к программе «Электронный бюджет». Фактически КУМИ не предоставил отчет по итогам года с нулевыми показателями. При этом согласно соглашению от 21.09.2021 предоставление отчета возложено на Муниципалитет (п.6.1.1). В случае привлечения к административной ответственности просит признать правонарушение малозначительным.

Помощник прокурора г.Йошкар-Олы М.А.В. полагал, что председателем комитета по управлению муниципальным имуществом не выполнены условия заключенных соглашений от 15.09.2020 и 21.09.2020 , поскольку в срок до 14.12.2020 и 14.01.2021 не были представлены в Минстрой отчеты по форме согласно приложению №3 и №4, а также отчеты не загружены в «Электронный бюджет».

Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, представителя административного органа, исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ст.15.14 КоАП РФ, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ.

Как следует из соглашения от 15.09.2020 , заключенного Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ <иные данные> с администрацией ГО «Город Йошкар-Ола», из республиканского бюджета бюджету ГО «Город Йошкар-Ола» предоставлен иной межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение на реализацию мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития <иные данные>, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 .

Согласно п.4.3.9 раздела IV «взаимодействие сторон» муниципалитет обязуется обеспечивать представление в министерство в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчеты согласно приложению №5,6,7 не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, в котором получен иной межбюджетный трансферт.

Уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с министерством, на который со стороны муниципалитета возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) настоящего Соглашения и представлению отчетности, по приобретению специализированной коммунальной техники является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (п.6.1.1. раздела VI Соглашения).

В соответствии с соглашением от 21.09.2020 , заключенным Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ <иные данные> с администрацией ГО «Город Йошкар-Ола», которым фактически изменено первоначальное соглашение от 15.09.2020, из республиканского бюджета бюджету ГО «Город Йошкар-Ола» предоставлен иной межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение на реализацию мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 .

Согласно п.4.3.6 раздела IV «взаимодействие сторон», Муниципалитет обязуется обеспечивать представление в министерство в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчеты по форме согласно приложению №3 и №4 к соглашению не позднее 14 числа месяца, следующего за отчетным, в котором получен иной межбюджетный трансферт.

В п.6.1.1 указано, что уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с министерством, на который со стороны муниципалитета возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) настоящего Соглашения и представлению отчетности, является Муниципалитет.

Из имеющихся в деле скриншотов со страницы «Электронный бюджет» следует, что лицом, имеющим доступ к данному ресурсу (электронной программе) имеет М.С.В. (администрация ГО «<адрес>»). От его же имени размещены отчеты по межбюджетным трансфертам из республиканского бюджета по соглашению от 15.09.2020.

Изучив представленные суду доказательства, прихожу к выводу о том, что представителем прокуратуры <адрес>, не опровергнут довод Перминовой Е.В. о том, что у нее лично и сотрудников КУМИ отсутствует доступ к государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Кроме того, судом установлено, что соглашением от 21.09.2020 представление в Минстрой <иные данные> в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчетов по форме согласно приложению №3 и №4 возложено на администрацию ГО «Город Йошкар-Ола», равно как и обязанность предоставления отчетности возложена на Муниципалитет.

Исходя из положений ст.2.4 КоАП РФ, должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с распоряжением мэра города Йошкар-Олы от 09 января 2019 года Перминова Е.В. (заместитель главы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (мэра города)) с ее письменного согласия переведена на должность заместителя главы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (мэра города), председателя комитета по управлению муниципальным имуществом.

Заместитель мэра Перминова Е.В. непосредственно руководит комитетом по управлению муниципальным имуществом (самостоятельное юридическое лицо), осуществляет контроль за его деятельностью, представляет администрацию городского округа в государственных органах, самостоятельно принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции, обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти Республики Марий Эл по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Принимая во внимание объем правонарушения, вмененного Перминовой Е.В., как заместителю главы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (мэра города), председателю комитета по управлению муниципальным имуществом, прихожу к выводу о недоказанности ненадлежащего исполнения Перминовой Е.В. возложенных на нее должностных обязанностей, которые привели к нарушению порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Кроме того, прокуратурой города не установлена дата получения трансферта КУМИ, довод Перминовой Е.В. о фактическом получении КУМИ трансферта 23.12.2020 не опровергнут.

Позиция помощника прокурора г. Йошкар-Олы М.А.В. о том, что лимит трансферта доведен до администрации г.Йошкар-Олы 14.09.2020, не свидетельствует о получении части иного межбюджетного трансферта КУМИ (самостоятельное юридическое лицо) в указанную дату.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

На основании ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как указано в постановлении от 09.09.2021 прокуратурой города выявлены нарушения бюджетного законодательства при реализации мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020-2024 годы в части строительства и жилищно-коммунального хозяйства в деятельности администрации г.Йошкар-Олы.

При этом считаю, что вина Перминовой Е.В. в совершении правонарушения не нашла подтверждения представленными суду доказательствами.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, представляет собой действие или бездействие, заключающееся в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования).

С учетом изложенных выше выводов, а также существенных противоречий, допущенных в описании события административного правонарушения (изложено с учетом соглашений от 15.09.2020 и 21.09.2020, имеющих существенные расхождения в содержании) считаю, что действия заместителя главы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (мэра города), председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Перминовой Е.В., направившей 24.12.2020 отчет по расходованию фактически полученного КУМИ межбюджетного трансферта (23.12.2020), не содержат признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ.

Вывод административного органа о том, что Перминова Е.В. является надлежащим субъектом данного правонарушения, вызывает сомнения.

В силу ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах оснований для привлечения Перминовой Е.В. к административной ответственности по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ не усматривается.

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя мэра г.Йошкар-Олы – председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Перминовой Елены Валерьевны прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья – Т.Н. Касаткина