ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-325/19 от 21.08.2019 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

<адрес> 21 августа 2019 года

Судья Тосненского городского суда <адрес> Смирнова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: <адрес> нов., <адрес>, зарегистрировано 23.09.2003г., генеральный директор - председатель правления ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ консультантом сектора судебного и административного производства департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия комитета по культуре <адрес>ФИО4 в отношении ОАО «РЖД» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.З ст.7.13 КоАП РФ, из которого следует, что на основании распоряжения комитета по культуре <адрес> от 18.04.2019г. проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО «РЖД», по результатам которой 17.05.2019г. составлен акт , которым зафиксировано, что выявленный объект культурного наследия «Паровозное депо с поворотным кругом», расположенный по адресу: <адрес>, ж/д станция, поставлен на государственную охрану в соответствии с актом Инспекции по охране и использованию памятников истории и культуры <адрес> от 18.06.1991г., и Приказом комитета-по культуре <адрес> от 01.12.2015г. включен в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес>. Собственником указанного объекта культурного наследия (далее - ОКН) является ОАО «РЖД». 07.02.2019г. комитетом по культуре <адрес> проведено мероприятие по контролю за состоянием ОКН, по результатам мероприятия 08.02.2019г. составлен акт, согласно которому: на момент проверки на ОКН проводятся работы по обшивке стен профлистом, к кирпичным стенам ОКН с помощью дюбель- гвоздей закреплен металлический каркас, пространство каркаса заполнено утеплителем из минерально-ватных плит, внешний облик ОКН искажен, чем ОАО «РЖД» нарушило требования п.З ч.1 ст.47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Дело рассмотрено в соответствии с ч.3 ст.25.4 Ко АП РФ в отсутствие законного представителя ОАО «РЖД» ФИО1, защитника ОАО «РЖД» ФИО3, поскольку о времени и месте рассмотрения дела извещены, в суд не явились, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела.

В судебном заседании защитник ОАО «РЖД» ФИО2 вину общества не признала. Представила письменные возражения защитника ОАО «РЖД» по делу об административном правонарушении, в которых указывается об отсутствии в действиях ОАО «РЖД» состава вменяемого правонарушения в связи с тем, что общество в установленном законом порядке не было уведомлено о том, что объект «Паровозное депо с поворотным кругом», находящийся в его собственности, отнесен к объектам культурного наследия <адрес>. Указывается также о нарушении порядка привлечения общества к административной ответственности, что выразилось в том, что в материалах дела отсутствуют сведения о согласовании проверки с органами прокуратуры. Считала, что производство по делу подлежит прекращению. Указала, что сведения об объектах культурного наследия, расположенных на территории <адрес>, не направлялись в ОАО «РЖД» по месту его нахождения в <адрес>, направление этих сведений должностному лицу структурного подразделения общества, не являющегося балансодержателем ОКН, не свидетельствует о соблюдении административным органом установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" порядка уведомления собственника объекта, обладающего признаками ОКН, о включении его в перечень выявленных ОКН. ОАО «РЖД» не направлялась копия решения о включении объекта в указанный перечень, не указывалось о необходимости выполнять установленные законом требования к его содержанию.

Допрошенный в судебном заседании консультант сектора судебного и административного производства департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия комитета по культуре <адрес>ФИО4 обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении, подтвердил, считал факт правонарушения и вину ОАО «РЖД» доказанными материалами дела. Показал, что в отношении ОАО «РЖД» в связи с обращением администрации органа местного самоуправления на основании распоряжения комитета по культуре <адрес> от 18.04.2019г. проведена внеплановая документарная проверка, не требующая согласования с прокуратурой. В ходе проверки выявлено, что в собственности ОАО «РЖД» находится объект, обладающий признаками ОКН, поставленный на учет в 1991 году, и включенный в Перечень ОКН, расположенных на территории <адрес>. Затем 07.02.2019г. на основании задания комитета по культуре <адрес> было проведено внеплановое мероприятие по контролю за состоянием ОКН, расположенных на территории <адрес>, в результате которого было выявлено указанное в протоколе правонарушение. Проведение мероприятия по контролю не требовало извещения юридического лица о его проведении. Считал, что ОАО «РЖД» было осведомлено о нахождении в собственности выявленного объекта культурного наследия, поскольку список таких объектов на территории <адрес> направлялся в филиал ОАО «РЖД» в 2016 году по запросу должностного лица. Кроме того, Перечень ОКН, расположенных на территории <адрес>, опубликован в сети Интернет и общедоступен.

Судья, исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав защитника ОАО «РЖД» ФИО2, допросив консультанта сектора судебного и административного производства департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия комитета по культуре <адрес>ФИО4, приходит к следующему.

Нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, влечет административную ответственность по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

Административная ответственность по части 3 статьи 7.13 Ко АП РФ наступает за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон -Ф3), в-силу п.7 ст. 11 которого мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия проводятся должностными лицами органов охраны объектов культурного наследия на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия. Порядок выдачи задания и его форма устанавливаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Согласно пункта 1 статьи 33 Закона -Ф3, объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 того же Закона -Ф3, под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя изыскательские, проектные и производственные работы.

По смыслу подпункта 3 пункта 1 ст. 47,3 Закона -Ф3, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.

Из анализа приведенных выше норм следует, что пользователь объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта с соблюдением условий, установленных Федеральным законом для обеспечения сохранности объекта культурного наследия.

В соответствии с п.5 ст. 16.1 Закона -Ф3 объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

Согласно п.7 ст. 16.1 Закона -Ф3 орган регистрации прав по межведомственному запросу регионального органа охраны объектов культурного наследия обязан предоставить на безвозмездной основе информацию о собственнике и (или) об ином законном владельце объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, иную информацию об указанных объектах, о земельном участке, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия&apos;, в объеме сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Пунктом 8 статьи 16.1 Закона -Ф3 установлено, что региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа регистрации прав уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 9 статьи 16.1 Закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия.

Обязанность собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия по выполнению указанных в пунктах 8 и 9 настоящей статьи требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия возникает с момента получения данным лицом предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи уведомления (п. 12 ст. 16.1 Федерального закона N 73-Ф3).

Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что региональный орган охраны объектов культурного наследия обязан первоначально уведомить собственника или законного владельца выявленного объекта культурного наследия о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, после чего у собственника или законного владельца данного объекта возникает обязанность по выполнению определенных пунктами 1-3 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия.

Из материалов дела следует, что объект - «Паровозное депо с поворотным кругом», расположенный по адресу: <адрес>, ж/д станция, является выявленным объектом культурного наследия, поставлен на государственную охрану в соответствии с актом Инспекции по охране и использованию памятников истории и культуры <адрес> от 18.06.1991г. (л.д. 41-43), и Приказом комитета по культуре <адрес> от 01.12.2015г. включен в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес> (л.д.36-37). Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственником указанного ОКН является ОАО «РЖД» (л.д. 33-35).

Также из материалов дела следует, что указанные обстоятельства установлены при внеплановой документарной проверке в отношении ОАО

«РЖД», проведенной на основании распоряжения комитета по культуре <адрес> от 18.04.2019г. (л.д. 19-22), по результатам которой 17.05.2019г. составлен акт (л.д. 15-18).

Доводы защитника ОАО «РЖД» о том, что проведение данной проверки требовало ее согласования с органами прокуратуры, являются несостоятельными, противоречат п.5 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», из которого следует, что предварительное согласование с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица требуется лишь при проведении внеплановой выездной проверки. В рассматриваемом случае, комитетом по культуре <адрес> в отношении ОАО «РЖД» проведена внеплановая документарная проверка.

Также из материалов дела следует, что 07.02.2019г. комитетом по культуре <адрес> проведено мероприятие по контролю за состоянием вышеуказанного объекта культурного наследия, по результатам мероприятия 08.02.2019г. составлен акт, в котором зафиксированы нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении (л.д. 28-31).

Установлено, что указанное мероприятие по контролю проведено комитетом по культуре <адрес> на основании задания от 06.02.2019г., что соответствует требованиям п.7 ст.11 Закона -Ф3. Поскольку положениями Закона -Ф3 не установлена обязанность уведомления юридического лица, в собственности которого находится объект культурного наследия, о проведении мероприятие по контролю за состоянием ОКН, доводы защитника ОАО «РЖД» о том, что такое мероприятие проведено без уведомления собственника объекта, также не могут быть признаны состоятельными.

Вместе с тем, при рассмотрении дела установлено, что региональным органом охраны объектов культурного наследия после утверждения Приказом от 01.12.2015г. Перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес>, в который за был включен объект - «Паровозное депо с поворотным кругом» (<адрес>, ж/д станция), не были выполнены установленные п.8 ст. 16.1 Закона -Ф3 требования о направлении собственникам или законным владельцам выявленного объекта культурного наследия, соответствующего уведомления с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, • а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1-3 статьи 47.3 Закона - ФЗ.

Представленные комитетом по культуре <адрес> документы: письмо заместителя начальника Октябрьской дирекции пассажирских обустройств Центральной дирекции пассажирских обустройств филиала ОАО «РЖД» от 07.06.2016г. с просьбой о предоставлении перечня объектов железнодорожного транспорта, являющихся культурным наследием <адрес> (л.д. 66), ответ комитета по культуре <адрес> от 28.06.2016г. на указанное письмо, направленный заместителю начальника дирекции филиала ОАО «РЖД» Санкт-Петербургского регионального участка по адресу: Санкт- Петербург, наб.Обводного канала, <адрес>, и содержащий в списке ОКН за сведения о Паровозном депо с поворотным кругом (<адрес>, ж/д станция) (л.д.67-80), не свидетельствуют о соблюдении комитетом по культуре <адрес> требований, установленных п.8 ст. 16.1 Закона -Ф3. Сведения о получении ОАО «РЖД» письма комитета по культуре <адрес> от 28.06.2016г. материалы дела не содержат.

Принимая во внимание, что в силу п. 9 ст. 16.1 Закона -Ф3 обязанность собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия по выполнению указанных в пунктах 8 и 9 настоящей статьи требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия возникает с момента получения данным лицом предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи уведомления, в действиях ОАО «РЖД» отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, так как административным органом не доказано, что данному юридическому лицу было известно о включении находящегося в собственности объекта «Паровозное депо с поворотным кругом», расположенного по адресу: <адрес>, ж/д станция, в перечень выявленных объектов культурного наследия.

В связи с отсутствием вины ОАО «РЖД», производство по настоящему делу подлежит прекращению по основанию п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «РЖД» - прекратить.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Ленинградский областной суд.

Судья Смирнова В.А.