ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-325/2021 от 18.08.2021 Яранского районного суда (Кировская область)

Адм.дело № 5-325/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Яранск Кировской области «18» августа 2021 года

Яранский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Кренева А.Н.,

при секретаре Ефремовой Н.М.,

с участием руководителя Муниципального бюджетного учреждения культуры «Районный Дом народного творчества» Яранского района Кировской области Толстогузова С.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении:

Муниципального бюджетного учреждения культуры «Районный Дом народного творчества» Яранского района Кировской области (далее - МБУК «РДНТ»), ИНН <данные изъяты>, КПП <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, присвоен <ДД.ММ.ГГГГ>, юридический адрес: 612260, <...>,

УСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо МБУК «Районный Дом народного творчества» Яранского района Кировской области допустило нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, совершенное при следующих обстоятельствах.

Объект культурного наследия федерального значения «Корпус торговых рядов» (<...>) находится в оперативном управлении МБУК «РДНТ» согласно свидетельству от 31.08.2010 № <...> «О государственной регистрации права».

Распоряжением Управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области от 27.04.2021 № <...> «О проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя» проведена выездная проверка МБУК «РДНТ», осуществляющего деятельность по адресу: Кировская область, Яранский район, г. Яранск, уд. Карла Маркса, д. 22.

При проведении вышеуказанной проверки установлено:

1. Нарушение требований статьи 27 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ): на объекте культурного наследия, включенном в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), должна быть установлена надпись и обозначение, содержащие информацию об объекте культурного наследия.

Согласно пункту 3 статьи 27 Федерального закона № 73-ФЗ обязанность по установке информационной надписи и обозначения возложена на МБУК «РДНТ».

2. Нарушение требований приказа Минкультуры России от 20.11.2015 № 2834 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Согласно пункту 3 указанного Порядка объем и содержание мер, обеспечивающих доступность для инвалидов объектов культурного наследия, определяется пользователем объекта культурного наследия с учетом данного Порядка. Такие объем и содержание МБУК «РДНТ» не определены, доступ инвалидов в соответствующем объеме не обеспечен.

Согласно пункту 5.2.8 Устава, учреждение обязано выполняет иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации.

Таким образом, своим бездействием МБУК «РДНТ» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

В судебном заседании руководитель МБУК «РДНТ» ФИО1 вину в правонарушении признал частично, пояснил, что с допущенными нарушениями закона согласен, на момент проверки надписи и обозначения, содержащего информацию об объекте культурного наследия не имелось, указанная табличка будет установлена в 2022 году при получении финансирования из бюджета района, заявка была направлена в администрацию района в мае 2021 года, но им получен ответ от главы района об отсутствии денежных средств в размере 35000 рублей на ее установку. Само юридическое лицо МБУК «РДНТ» финансируется из исключительно бюджета, в связи с корановирусной инфекцией в 2020-2021 году установлен запрет на проведение платных спектаклей или иных массовых мероприятий, в связи с чем иные доходы у юридического лица за исключением бюджетных отсутствуют. Изыскать самостоятельно указанную сумму юридическое лицо возможности не имеет. Относительно обеспечения доступа инвалидов к объекту культурного наследия требования выполнены, разработан интернет - сайт, где указанные категории граждан имеют право онлайн ознакомится с объектом культурного наследия.

Суд исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему.

Часть 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.

А в соответствии с ч. 3 ст. 27 и п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на физических или юридических лиц, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, на унитарные предприятия или учреждения, которым объект культурного наследия предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.

В соответствии с подпунктом 34.1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится в том числе определение порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Приказом Минкультуры России от 20.11.2015 № 2834 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В соответствии с пунктами 2, 3 указанного Порядка, в целях обеспечения инвалидов возможностью получения доступа к объектам культурного наследия собственником (пользователем) объекта культурного наследия принимаются меры по обеспечению доступности для инвалидов объектов культурного наследия наравне с другими лицами. Объем и содержание мер, обеспечивающих доступность для инвалидов объектов культурного наследия, определяется собственником (пользователем) объекта культурного наследия с учетом настоящего Порядка.

Согласно п. 5.2.8 Устава муниципального бюджетного учреждения культуры «Районный Дом народного творчества» Яранского района Кировской области Учреждение обязано выполнять иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации.

Наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и виновность МБУК «РДНТ» в его совершении подтверждается письменными материалами дела:

-протоколом об административном правонарушении от 11.06.2021 № <...> в отношении МБУК «РДНТ» по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ;

-копией приказа управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области от 02.07.2018 № <...> «О должностных лицах управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

-копией Указа Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» о том, что «Корпус торговых рядов» в г. Яранске Кировской области включен в перечень объектов культурного наследия;

-копией приказа Министерства культуры Российской Федерации от 08.12.2014 № 2107 «О регистрации объектов культурного наследия федерального значения (Кировская область) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (в части, касающейся объекта культурного наследия «Корпус торговых рядов» по адресу: <...>;

-копией распоряжения Управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области от 27.04.2021 № <...> «О проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя»;

-копией Акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 11.06.2021 № <...> с приложениями (копия акта технического состояния, фотографии, перечень документов);

-копией предписания управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области от 11.06.2021 № <...>, согласно которого Управление государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области предписывает Муниципального бюджетного учреждения культуры «Районный Дом народного творчества срок до 26.06.2023 г., установить на объекте культурного наследия надпись и обозначение, содержащие информацию об Объекте культурного наследия (информационную надпись и обозначение), а также в этот же срок определить объем и содержание мер, обеспечивающих доступность Объекта культурного наследия для инвалидов, и обеспечить такую доступность в указанных объеме и содержании.

-копией устава муниципального бюджетного учреждения культуры «Районный Дом народного творчества» Яранского района Кировской области, согласно п. 2.1 которого учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными правовыми актами, нормативными актами муниципального образования Яранский муниципальный район Кировской области и настоящим Уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сфере культуры.

-копия распечатки с официального сайта ФНС России выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 09.06.2021 № <...>;

-копией постановления Управления культуры Яранского муниципального района Кировской области от 29.03.2021 № <...> «О назначении руководителя Муниципального бюджетного учреждения культуры «Районный Дом народного творчества»;

-копией свидетельства от 31.08.2010 № <...> «О государственной регистрации права»;

-копией свидетельства от 31.08.2010 № <...> «О государственной регистрации права».

По ходатайству стороны защиты судом исследованы также ходатайство руководителя МБУК «РДНТ» ФИО1 на имя главы Яранского района, начальника управления культуры Яранского района, начальнику финансового управления администрации Яранского района <Б.Л.> от 31.05.2021 года (получено администрацией района 31.05.2021 г) о выделении 35000 рублей на установку надписи и обозначения содержащих информацию об объекте культурного наследия, а также исследованы скриншоты с интернет - сайта.

Исследованные доказательства являются относимыми, допустимыми, а в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении.

Оценивая представленные доказательства по правилам ст.ст. 26.1, 26.11 КоАП РФ в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что МБУК «РДНТ» допустило нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из исследованных доказательств виновное поведение МБУК «РДНТ» имело место.

В этой связи совершенное МБУК «РДНТ» деяние суд квалифицирует по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ. Виновность МБУК «РДНТ» в совершении указанного административного правонарушения нашла свое полное подтверждение в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении.

С учетом исследованных материалов и фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о возможности применения к юридическому лицу положений ст. 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ - при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда или угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Данная статья является общей нормой, не содержит исключений и ограничений и может быть применена в отношении любого состава правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, с учетом оценки обстоятельств совершенного административного правонарушения. Малозначительность является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела, в том числе и при формальных составах правонарушения. При разрешении вопроса в целом о привлечении лица к административной ответственности также разрешается вопрос о социальной опасности деяния.

Учитывая все обстоятельства дела, а также тот факт, что отсутствие таблички с информацией (с надписью и обозначением объекта культурного наследия) на объекте культурного наследия, равно как и отсутствие определения объема и содержания мер по доступности объекта культурного наследия для инвалидов, не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда охраняемым законом общественным отношениям, ущерба государству или другим лицам не наступило, не повлекло неблагоприятных экономических последствий.

При этом юридическое лицо является бюджетным учреждением культуры, действует в интересах физических и юридических лиц Яранского района Кировской области. Согласно п. 3.9 Устава юридического лица и исходя из исследованных материалов дела основным источником финансирования учреждения осуществляются средства бюджета Яранского муниципального района Кировской области и учредителем юридического лица является администрации Яранского муниципального района Кировской области (согласно выписки из ЕГРЮЛ).

Таким образом, допущенное юридическим лицом, правонарушение хотя и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в тоже время по своему характеру, отсутствию вреда и иных тяжких последствий является формальным, что в совокупности с вышеизложенным является основанием для признания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ административного правонарушения малозначительным.

В этой связи, с учетом изложенных выше обстоятельств дела, суд расценивает совершенное административное правонарушение как малозначительное, не повлекшее вредных последствий, и на основании ст. 2.9 КоАП РФ приходит к выводу о возможности освободить юридическое лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом производство по делу об административных правонарушениях подлежит прекращению. Иных оснований для прекращения дела об административном правонарушении суд не усматривает.

При этом охранительная (защитная) функция административной ответственности в отношении юридического лица уже реализована административным органом посредством составления протокола об административном правонарушении по настоящему делу, кроме того должностным лицом юридическому лицу также в рамках вышеуказанного производства по делу выдано предписание от 11.06.2021 г., со сроком исполнения до 26.06.2023 года об устранении этих нарушений закона.

По мнению суда, действиями должностного лица установленными при рассмотрению настоящего дела об административном правонарушении реализована дополнительно предупредительная цель административного производства с учетом уже принятых мер.

При этом по смыслу закона карательно-штрафная подфункция административной ответственности не должна применяться чрезмерно, особенно по формальным нарушениям закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 7.13 ч. 1, 29.9 - 29.11 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении юридического лица Муниципального бюджетного учреждения культуры «Районный Дом народного творчества» Яранского района Кировской области прекратить на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Объявить Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Районный Дом народного творчества» Яранского района Кировской области устное замечание.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления, начиная со дня составления мотивированного постановления с 18 августа 2021 года.

Судья - Кренев А.Н.

Постановление24.08.2021