Дело № 5-325/2021
23RS0012-01-2021-002065-48
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Горячий Ключ 22 ноября 2021 года
Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Дзигаря А.Л.,
при секретаре Гричанной Т. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ:
юридического лица — ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ», ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
установил:
Юридическим лицом ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ» совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 02.09.2021 г. в 13 ч. 00 мин. в рамках рассмотрения материалов поступивших из Прокуратуры г. Горячий ключ от 13.08.2021г. № 7-21/748-21 по вопросу о привлечении виновных лиц к административной ответственности установлено, что 03.08.2021 г. Прокуратурой г. Горячий ключ с привлечением специалиста Управления в соответствии с письмом Прокуратуры Краснодарского края от 20.07.2021 г № 7/3-396-2021 /Исуб7393-21 «О выделении специалиста», Южным Межрегиональным управлением Росприроднадзора совместно с прокуратурой г. Горячего Ключа проведены контрольно-надзорные мероприятия по соблюдению требований о безопасном обращении с отходами на земельном участке с кадастровым номером №«...» проведена проверка исполнения законодательства в области обращения с отходами предприятием: ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ». В ходе проведения, проверочных мероприятий проведено обследование объекта эксплуатируемых ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ», в результате, которого установлено следующее. Выездом на место установлено, что земельный участок с кадастровым номером №«...» эксплуатируется организацией ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ» (ИНН №«...») на основании договора аренды недвижимого имущества № 961 от 27.04.2021г. Согласно сведениям, размещенным на.. сайте публичной кадастровой карты <адрес>) земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учёт с кадастровым номером №«...» расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ст-ца Суздальская. Категория земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Вид разрешенного «Под иными объектами специального назначения». Земельные отношения регулируются Земельным кодексом Российской Федерации. В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 Утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Вид разрешенного использования земельного участка «Производственная деятельность» предполагает использование земельного участка для размещения объектов капитального строительства в целях добычи полезных ископаемых, их переработки, изготовления вещей промышленным способом. Согласно Классификатору вид разрешенного использования земельного участка «Производственная деятельность» (ко 6.0) включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 6.1 - 6.9 (недропользование тяжелая промышленность, нефтехимическая промышленность, легкая промышленность, промышленность, энергетика, связь, склады). Таким образом, в действиях ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ» (ИИГ1 №«...» усматриваются признаки использования земельного участка не по целевому назначению. Так же в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий установлено, ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ» получена лицензия от 25.12.2020г. № (23)-23 0823-Т/П на осуществление деятельности по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-1V класса опасности в части транспортирования 1-1V класса опасности. ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ» (ИНН №«...») предоставило соответствующие паспорта отходов: ФККО 74784111494 «Зола от сжигания медицинских отходов, содержания преимущественно оксиды кремния и кальция». Согласно предоставленных документов следует, что отходы загружаются в основную камеру сжигания, где происходит процесс горения отходов, рабочая температура от 800 до 1 100 градусов С. Начало горения провоцируется силой тяги от спички, отходы воспламеняют, и далее в основной камере происходит непосредственное обезвреживание отходов и формирование зольного остатка. Также в основной камере образуются газообразные продукты горения. Газообразные продукты горения с помощью вентилятора путем наддува поступают в камеру дожига, где происходит их догорание при температурах от 1000 до 1200 градусов С. Таким образом, отходы обезвреживаются, и образуется зола (примерно 6-10% от общей массы сжигаемых отходов), и выбросы нейтрализуются с помощью камеры дожига. Паспорт на ФККО 74784111494 «Зола от сжигания медицинских отходов, содержания преимущественно оксиды кремния и кальция» не соответствует образуемой золе, так как визуально в образуемом отходе было обнаружено стекло, пластмасс, полиэтилен. Факт подтверждается материалами фотосъемки, осуществляемой во время проведения контрольно-надзорных мероприятий, (фототаблица 03.08.2021г.). В связи с чем возможно не верно произведен расчет класса опасности «Зола от сжигания медицинских отходов, содержания преимущественно оксиды кремния и кальция». Соответственно передача данного отхода сторонней организации происходит неправомерно. ООО «Агенство «Ртутная безопасность» имеет лицензию на сбор, транспортирование отхода «зола от сжигания медицинских отходов, содержащая преимущественно оксиды кремния и кальция» и согласно УПД передается отход «зола от сжигания медицинских отходов, содержащая преимущественно оксиды кремния и кальция», однако по факту происходит передача другого отхода. ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ» (ИНН №«...») предоставило паспорт на Нейтрализатор твердых бытовых отходов огневой (паспорт 500.00.00.000 ПС) «ПИРЕТТА - 500», «ПИРЕТТА — 1000». Исходя из паспорта установки «кислая вода» на данном оборудовании вообще не должна образовываться, так как нигде нет информации о подачи воды в камеру дожита. Есть термический реактор и циклонная дожиговая камера. «Кислая вода» образуется только при подаче воды для оседания твердых частиц из газовоздушной смеси. В договоре с ООО «Сантехсервис» указана откачка сточных вод, в актах выполненных работ - услуги оказаны по откачке ливневых вод. Вода от фильтрации выбросов не является ливневой водой. Согласно водному кодексу сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади. Если же стоки удаляются способом, исключающим сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, то такие отходы признаются жидкими, обращение с ними должно осуществляться по законодательству об отходах производства и потребления: деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к 1 - IV классам опасности, лицензируется. То есть эту кислую воду нужно сначала очистить, отделить непосредственно жидкую фракцию от шлака, ООО «Сантехсервис» это не осуществляет. Не предоставлены подтверждающие документы о конечной точке сдачи ООО «Сантехсервис», так же, в собственность согласно договору вышеуказанный отход не переходит, значит, ответственность за очистку, либо обезвреживание несёт ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ» (№«...»). Предоставлен журнал на ФККО №«...» «Зола от сжигания медицинских отходов, содержания преимущественно оксиды кремния и кальция» не соответствующий требованиям законодательства.
Одновременно установлено, что ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ» осуществляет накопление на временное накопление ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства в нарушении норм природоохранного законодательства.
По данному факту Южное Межрегиональное управление Росприроднадзора был составлен протокол № 02-23-429ИЭ об административном правонарушении.
В действиях (бездействии) юридического лица - ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ» усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, а именно, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
Представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – по доверенности ФИО1 –ФИО7, действующая по доверенности, в судебном заседании в совершении административного правонарушения вину не признала, настаивала на прекращении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель Межрегионального отдела государственного надзора в области с обращениями с отходами Южного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Прокурор г. Горячий Ключ в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Выслушав позицию представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается, в том числе несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
В соответствии со статьей 1 названного Закона под отходами производства и потребления (далее также отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.
Пунктом 2 статьи 11 Закона об отходах установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно пункту 1 данной статьи отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 указанной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 Закона об отходах).
Как следует из материалов дела, в рамках проверки прокуратуры г. Горячий Ключ доводов обращения представителя политической партии «Зеленые» ФИО8, произведен выезд на территорию производственной базы ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ» 02.08.2021 года с привлечением специалиста Южного межрегионального управления Росприроднадзора на основании п. 13 ст. 21 Федерального закона №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г.
03.08.2021 года Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора подготовлена справка информация (в соответствии с письмом Прокуратуры Краснодарского края от 20.07.2021 года №«...» «О выделении специалиста») о совместно проведенном контрольно-надзорном мероприятии по соблюдению требований о безопасном обращении с отходами на земельном участке с кадастровым номером №«...»
13.08.2021 года в адрес Южного межрегионального управления Рос-природнадзора Прокуратурой г. Горячий Ключ направлены материалы проверки для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ (вх. №«...» от 20.08.2021 года).
08.09.2021 года в адрес ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ» направлено Уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (исх. №«...»).
13.09.2021 года представители юридического лица ООО «ПИРЕТТА- ТЕХНОЛОГИИ» генеральный директор ФИО2, ФИО3 (по доверенности), ФИО4 (по доверенности) явившись в Южное межрегиональное управление Росприроднадзора, согласно уведомления (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (исх. №«...»).
13.09.2021 года ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ» предоставлено заявление к уведомлению о составлении протокола (вх. №«...» от 13.09.2021 года) с пояснениями и комплектом документов.
При рассмотрении протокола №«...»-ИЭ от 13.09.2021 г. судом установлено следующее.
В абзацах 5-8 (3 страница протокола) приводятся информация, не относящаяся к материалам дела, и к компетенции Росприроднадзора. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 года №«...» «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)», Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:
а) обязательных требований по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;
б) обязательных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) обязательных требований по использованию земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
г) обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
д) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Федеральной службы по надзору "в сфере природопользования (ее территориальных органов) в пределах их компетенции.
Федеральный земельный надзор по соблюдению обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, о которых идет речь в абзацах 5-8 (3 страница протокола) отнесены к компетенции Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальных органов).
Так в абзацах 3-8 (4 страница протокола) изложено предположение государственного инспектора, что не может служить доказательством противоправного действии (бездействия) юридического лица. Визуальные методы оценки состава отхода не предусмотрены законодательством.
Отход «Зола от сжигания медицинских отходов, содержащая преимущественно оксиды кремния и кальция» код ФККО 7 47 841 11 49 4 компанией ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ» разработан 23.10.2018 года, на основании результатов исследования проб отходов отобранных ООО «Аналитическая лаборатория Кубани» (аттестат аккредитации РОСС RU.0001.21АИ11 от 11.07.2014) акт отбора № ОТ-22/10/13 от 22.10.2018 года, Протокол исследования № ОТ-23/10/13 от 23.10.2018, Результаты количественно-химического анализа отхода №«...» от 23.10.2018 года. Как было сказано выше результаты лабораторных исследований были использованы для проведения расчета класса опасности, определение класса опасности для окружающей среды выполнено расчетным методом в соответствии с Приказом Минприроды России № 536 от 04.12.2014 года «Об утверждении критериев отнесения отходов к I -V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду». Усредненный состав отхода: диоксид кремния - 45%, оксид кальция - 28,2%, минеральные составляющие (по зольности) - 23,6%, вода - 1,8%, оксид алюминия - 1,0%, оксид магния - 3,4%. Согласно Приказу Минприроды России от 08.12.2020 года № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I- V классов опасности», пункт 3 указывает, что паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица).
При паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года № 242, и паспорта отходов, не включенных в ФККО.
Пункт 5 Приказа говорит, что установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путём сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 года № 792.
Отход «Зола от сжигания медицинских отходов, содержащая преимущественно оксиды кремния и кальция» внесен в ФККО под кодом №«...», компонентный состав определен лабораторными исследованиями.
Учитывая, методику проведения исследований, визуального определения состава отхода не предусмотрено.
ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИЯ» передает отход «Зола от сжигания медицинских отходов, содержащая преимущественно оксиды кремния и кальция» код ФККО 7 47 841 11 49 4 согласно договора ООО «Агентство «Ртутная безопасность» на обезвреживание и компания подтверждает прием именно «Золы от сжигания медицинских отходов, содержащая преимущественно оксиды кремния и кальция» код ФККО 7 47 841 11 49 4 (см. приложение).
В тексте протокола фигурирует фраза о том, что в образуемом отходе присутствует много стекла.
Согласно пояснений представителя ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ», с химической точки зрения стекло - сплав, состоящий из силикатов металлов (в основном щелочных и щелочноземельных - натрия Na20, калия К20, кальция СаО, магния МдО) и кремнезема Si02 (Si - это кремний как раз) (содержание последнего в стекле колеблется от 60 до 80%), а также ряда других оксидов - бора В3О3, фосфора Р205, свинца РЬО и бария ВаО. Таким образом, стекло - это на 80% оксид кремния и кальция (эти данные имеются в открытых источниках в сети Интернет, в том числе https://ru.wikipedia.org). В формулировке кода ФККО сказано: «...преимущественно (а не «исключительно») оксиды кремния и кальция», следовательно, незначительные по весу включения других составляющих допустимы.
Абзацами 10,11(4 страница протокола), а так же абзацами 1-3 (5 страница протокола) охватывается: вопрос по образованию «кислой воды».
Определение «Кислая вода», использованное при составлении протокола, никакими документами не мотивировано и не подтверждено.
ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИЯ» с ООО «Сантехсервис» заключен догово𠹫...» от 14.02.2019 г. на откачку сточных вод, которые ООО «Сантехсервис» передает на очистку в ООО «МКХ «Краснодарское» согласно договору на прием стока б/н от «31» декабря 2018 года.
Согласно реестра водопользователей Республики Адыгея ООО МКХ «Краснодарское», <адрес>, является водопользователем в соответствии с Решением № 01-06.02.00.014-К-РСБХ-С-2015-00099/00 РА, Цель использования водного объекта - сброс сточных вод.
Согласно протокола испытаний сточной воды №«...»в.1 от 09.09.2021 г., составленном аккредитованной лабораторией ИЛ Белореченского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае», в рамках контроля технологического процесса ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ», подтверждается нейтральная pH в отобранных пробах сточных вод транспортируемых для очистки ООО «Сантехсервис» на очистные сооружения.
Также, абзац 6(5 страница протокола) содержит указание на осуществление ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ» накопление на временное накопление ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства в нарушение норм природоохранного законодательства.
ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ» в силу закона является оператором в части транспортирования ртутьсодержащих ламп, передает на обезвреживание ООО «Агентство «Ртутная безопасность», которым заключено Соглашение о сотрудничестве с Федеральным унитарным предприятием «Федеральный экологический оператор» в части сознания условия по безопасному обращению с отходами I и II класса.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Кроме того, обязанность доказывания лежит на должностном лице, возбудившим производство об административном правонарушении, в данном случае на государственном инспекторе Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
При установленных выше обстоятельствах, состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.39 КоАП РФ, в действиях юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, вопреки выводам государственного инспектора Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО9, не может считаться доказанным.
В ходе судебного разбирательства судом состав административного правонарушения не установлен, а должностным лицом, возбудившим производство об административном правонарушении, не доказан.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно ст. 29.9 КоАП РФ в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, в действиях ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, что является основанием для прекращения производства по данному делу на основании п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5 ч. 1 п. 2, 29.9 ч. 1 п. 2, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ», прекратить, в связи с отсутствием в действиях ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ» состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение 10 дней со дня вручения его копии.
Судья -