ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3260/2021 от 22.12.2021 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 5-3260/2021

УИД: 39RS0001-01-2021-007974-61

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 декабря 2021 года г. Калининград

Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Кузовлева И.С.,

при секретаре Ружниковой Н.В.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ, в отношении ООО «АМРОН» (ИНН , ОГРН , юридический адрес: <адрес>),

УСТАНОВИЛ:

Калининградская областная таможня направила в суд материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ, в отношении ООО «АМРОН».

Как следует из представленных материалов, 26.12.2019 декларантом ООО «АВТОВЭД» на Калининградский акцизный таможенный пост Калининградской областной таможни для помещения под таможенную процедуру свободной таможенной зоны товара: - автобус пассажирский для перевозки 61 человек, включая водителя, б/у, дизельный, марка: MAN, модель: , VIN: , номер кузова: , момент выпуска: 07.01.2010, об. двигателя: 12419 см3, мощность: 441 л.с. (324 КВТ), модель двигателя: , № двигателя: , пол. масса: 25600 кг, цвет: белый, показ. одометра: 552779 км, экокласс: четвертый. Производитель: , товарный знак: MAN, код товара по , страна происхождения Германия», подана декларация на товары (далее - ДТ), которая зарегистрирована таможенным органом за № 10012210/261219/0003388.

Выпуск товара сопровождался предоставлением освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины и НДС и проставлением в графе «А» ДТ № 10012210/261219/0003388 отметки «Размещение и использование в пределах территории СЭЗ (ОЭЗ)». Общая сумма условно исчисленных таможенных платежей составила 4 018 088,36 руб. (ввозная таможенная пошлина по ставке 3 евро за см3 – 2 548 620,97 руб., НДС по ставке 20% - 1 469 467,39 руб.).

В ходе камеральной таможенной проверки установлено, что ООО «АВТОВЭД» реализовало указанный автобус в адрес ООО «АМРОН» в рамках договора поставки от 23.12.2019 № 23-12/19П-1. Автобус передан обществу 27.12.2019 согласно акту приёма-передачи от 27.12.2019 № 1, товарной накладной от 27.12.2019 № 75. Автобус принят обществом к бухгалтерскому учёту, что подтверждено следующими документами: приказ о вводе в эксплуатацию объекта основных средств от 28.12.2019, инвентарная карточка учёта объекта основных средств от 28.12.2019 № БП-000010.

Согласно сведений, указанных в паспорте транспортного средства от 26.12.2019 № , регистрация автобуса осуществлена по месту нахождения Калининградского филиала ООО «АМРОН» в <адрес> по адресу: <адрес><адрес>, с присвоением государственного регистрационного знака . Также в ПТС проставлена отметка об ограничениях по использованию автобуса «Помещение под Т/Р СТЗ в Калининградской области. Использование в РФ вне Калининградской области при перевозке из/в Калининградскую область с разрешения таможни».

27.01.2020 в зоне деятельности таможенного поста МАПП Советск Калининградской областной таможни на автобус «MAN R0826A», VIN: , государственный регистрационный номер С303КТ/39 была оформлена таможенная декларация на транспортное средство (далее - ТДТС) № 10012150/270120/300001694 для начала международной перевозки пассажиров и багажа за пределами таможенной территории.

В качестве лица, осуществляющего международную перевозку заявлено ООО «АМРОН» (графы 4, 5 ТДТС).

Лицо ответственное за использование транспортного средства - водитель ФИО3 (графы 4, 6 ТДТС).

Согласно графе 7 ТДТС транспортное средство перемещалось порожним. Срок временного вывоза - 07.02.2020 (графа «А» ТДТС).

Данная перевозка осуществлена на основании государственного согласования от 25.10.2018 № MP-1515 на выполнение ООО «АМРОН» регулярных международных перевозок пассажиров по маршруту Калининград - Рига.

По информации ООО «АМРОН» указанный автобус вывезен 27.01.2020 с территории Калининградской области в Латвию на основании государственного согласования на выполнение ООО «АМРОН» регулярных международных перевозок пассажиров по маршруту Калининград - Рига. Указанный автобус вывезен в Латвию (г. Рига) с целью нанесения на его корпус фирменного логотипа «ECOLINES». В связи с распространением короновирусной инфекции с марта 2020 г. международное пассажирское сообщение между Россией и странами Евросоюза блокировано. Обратный ввоз транспортного средства в г. Калининград осуществлен 04.08.2021.

Таким образом, в ходе камеральной таможенной проверки установлено, что вышеуказанный автобус, выпущенный в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны по ДТ № 10012210/261219/0003388, в период с 27.01.2020 по 04.08.2021, в нарушение положений п. 1 ст. 201, п. 5 ст. 202, п.п. 8, 10 ст. 455 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, ч. 3 ст. 9, п. 1 ст. 12, ч. 2 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», использовался юридическим лицом ООО «АМРОН», государственная регистрация которого не осуществлена в Калининградской области, в качестве ТСМП за пределами ОЭЗ в Калининградской области, что противоречит условиям таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

В связи с нарушением обществом условий использования товара в соответствии с таможенной процедурой, у ООО «АМРОН», обладающего правом владения, пользования и (или) распоряжения вышеуказанным автобусом, помещенным под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, вывезенным в качестве ТСМП с территории Особой экономической зоны в Калининградской области на территорию иностранного государства, не являющегося членом Союза (в Польшу), возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с п.п. 1 п. 4 ст. 54 ТК ЕАЭС, п. 3 ст. 208 ТК ЕАЭС.

Общество 06.08.2021 на Акцизном специализированном таможенном посту (центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни в отношении автобуса марки «MAN R0826A», VIN: завершило таможенную процедуру свободной таможенной зоны путём его помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ № 10009100/060821/0118704 (ИМ 4078) с уплатой таможенных платежей в сумме 4 018 088,36 руб.

Вместе с тем, пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 статьи 16.19 КоАП РФ.

12.08.2021 по данному факту в отношении ООО «АМРОН» было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ, по окончании административного расследования в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 10.09.2021 и материалы дела переданы для рассмотрения в Ленинградский районный суд г. Калининграда.

Защитник ООО «АМРОН» по ордеру Козырев Ю.А. в судебном заседании вину своего доверителя в совершении административного правонарушения признал, просил прекратить производство по делу ввиду малозначительности совершенного деяния или назначить административное наказание в виде предупреждения.

Выслушав пояснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Частью 2 ст. 16.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, в виде административного штрафа на юридических лиц в размере одного до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов административного правонарушения.

Субъективная сторона указанного состава административного правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формой вины. Причем умысел может быть как прямой, так косвенный, а неосторожность - в форме небрежности и самонадеянности.

В соответствии с п. 2 ст. 101 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 года) понятие «единая таможенная территория Таможенного союза таможенная территория Таможенного союза» идентично понятию таможенная Территория Союза.

Согласно п. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза далее - Союз) в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС или в соответствии с ТК ЕАЭС.

В соответствии с положениями ст. 2 ТК ЕАЭС товаром является любое движимое имущество.

Согласно п. 1 ст. 127 ТК ЕАЭС товары, перемежаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных ТК ЕАЭС, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры.

В соответствии с п. 1 ст. 201 ТК ЕАЭС таможенная процедура СТЗ - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой такие товары размешаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.

Особенности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее - СТЗ) на территории Особой экономической зоны в Калининградской области определяются гл. 27, ст. 455 ТК ЕАЭС и Федеральным законом от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ).

Иностранные товары, помешенные под таможенную процедуру СТЗ, могут размещаться и использоваться только на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев, предусмотренных ТК ЕАЭС (п. 5 ст. 202 ТК ЕАЭС, ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ).

В соответствии с п. 7 ст. 201 ТК ЕАЭС иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, сохраняют статус иностранных товаров.

Согласно п. 7 ст. 205 ТК ЕАЭС в отношении всех или части товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, на территории СЭЗ могут совершаться сделки, предусматривающие передачу прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами. При этом действие таможенной процедуры СТЗ должно быть завершено в порядке, установленном ТК ЕАЭС, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 8, 10 и 11 указанной статьи допускается передача указанных товаров без завершения действия таможенной процедуры СТЗ.

В силу п. 2 ст. 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, на территории Особой экономической зоны в Калининградской области допускаются передача прав владения, пользования и (или) распоряжения, в том числе розничная продажа указанных товаров, и их потребление.

Законодательством государства-члена о таможенном регулировании может быть установлено, что передача прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру СТЗ, на территориях отдельных СЭЗ, созданных на территории такого государства-члена, допускается без завершения действия таможенной процедуры СТЗ. В указанном случае законодательством государств-членов может быть установлено, что обязанность декларанта и обязанность по завершению действия такой таможенной процедуры возлагаются на лиц, которым переданы права владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, а также может быть определен момент, с которого они возлагаются на таких лиц (п. 11 ст. 205 ТК ЕАЭС).

При таких условиях, ООО «АМРОН», обладающее на основании договора поставки от 06.08.2019 № 06-08/19П правом владения, пользования и (или) распоряжения автобусом марки «MAN R0826A», VIN: , государственный регистрационный номер С3037КТ/39, помещенным под таможенную процедуру СТЗ, является лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой СТЗ и по завершению действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

В соответствии с п. 51 ст. 2 ТК ЕАЭС транспортные средства международной перевозки (ТСМП) - это транспортные средства, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

Согласно ст. 278 ТК ЕАЭС ТСМП, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску:

1) при ввозе на таможенную территорию Союза временно ввозимых ТСМП и обратном вывозе с таможенной территории Союза таких ТСМП;

2) при вывозе с таможенной территории Союза временно вывозимых ТСМП и обратном ввозе на таможенную территорию Союза таких ТСМП.

В соответствии с п. 8 ст. 455 ТК ЕАЭС и ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 16-ФЗ транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру СТЗ и используемые в качестве ТСМП, могут быть временно вывезены с территории Особой экономической зоны в Калининградской области без завершения действия таможенной процедуры СТЗ в рамках международной перевозки с территории Особой экономической зоны на территории государств, не являющихся членами Союза.

При этом должны быть соблюдены условия, установленные п. 10 ст. 455 ТК ЕАЭС и п. 1 ст. 12.2 Федерального закона № 16-ФЗ: транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, воздушные суда, водные суда, железнодорожный подвижной состав (включая порожние транспортные средства), помещенные под таможенную процедуру СТЗ на территории Особой экономической зоны, рассматриваются для таможенных целей как т е м п при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств при соблюдении следующих условий:

1) транспортное средство зарегистрировано на территории Калининградской области;

2) транспортное средство находится в собственности юридического лица, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.

Понятие «филиал» определено ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы не являются юридическим лицами и не могут приравниваться к таковым.

При несоблюдении вышеуказанных условий и ограничений по пользованию и (или) распоряжению транспортными средствами, помещенными под таможенную процедуру СТЗ, такие транспортные средства не могут рассматриваться как ТСМП для таможенных целей.

С учетом приведенных норм, автобус пассажирский марки «MAN R0826A», VIN: , государственный регистрационный номер помещенный под таможенную процедуру СТЗ, собственником которого является ООО «АМРОН», не может рассматриваться в качестве ТСМП и не может быть вывезен за пределы Особой экономической зоны в Калининградской области, так как не соблюдены условия, установленные п. 10 ст. 455 ТК ЕАЭС и п. 1 ст. 12.2 Федерального закона № 16-ФЗ, в связи с тем, что ООО «АМРОН» не является юридическим лицом, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.

Подпунктом 5 п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС и п. 4 ст. 128 ТК ЕАЭС на декларанта товара возложена обязанность соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, а также обязанность подтверждать соблюдение условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру.

Пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ.

На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Исходя из материалов дела об административном правонарушении, никаких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО «АМРОН» предусмотренных таможенным законодательством требований, установлено не было. В распоряжении общества находился ПТС от 19.12.2019 № <адрес>, в котором содержалась отметка об ограничениях по использованию автобуса «Помещение под Т/Р СТЗ в Калининградской области. Использование в РФ вне Калининградской области при перевозке из/в Калининградскую область с разрешения таможни», и общество могло и должно было ознакомиться с данными ограничениями с целью недопущения нарушения таможенной процедуры. Общество располагало правом и возможностью помещения рассматриваемого в настоящем деле транспортного средства под иную таможенную процедуру, не предусматривающую ограничений по пользованию транспортным средством. ООО «АМРОН» имело правовую и реальную возможность надлежащего выполнения обязанности по соблюдению условий таможенной процедуры СТЗ в отношении подконтрольного товара, но не использовало в полной мере объем правомочий, необходимых для исполнения обязанностей, установленных ТК ЕАЭС.

Факт совершения ООО «АМРОН» административного правонарушения подтверждается:

- товаросопроводительными документами;

- протоколом об аресте товаров транспортных средств и иных вещей от 20.08.2021;

- заключением эксперта от 09.09.2021 № 12401004/0025529;

- ДТ № 10012210/261219/0003388;

- ТДТС № 10012150/270120/300001694;

- сведения УМВД России по Калининградской области о регистрации транспортного средства;

- письмами ООО «АМРОН» от 10.06.2021, 15.06.2021, 15.09.2021;

- договором поставки от 23.12.2019 № 23-12/19П-1 с приложениями к нему;

- товарной накладной от 27.12.2019 № 75;

- приказом о вводе в эксплуатацию объекта основных средств от 28.12.2019;

- инвентарной карточкой учета объекта основных средств от 28.12.2019 № БП-000010;

- паспортом транспортного средства от 26.12.2019 № 39 УС 153492;

- государственным согласованием от 25.10.2017 № МР-1515;

- актом камеральной таможенной проверки от 22.07.2020 № 10012000/210/220721 /А000117;

- протоколом об административном правонарушении от 10.09.2021, а также другими материалами дела об административном правонарушении.

Прихожу к выводу, что виновность ООО «АМРОН» в совершении правонарушения подтверждена вышеизложенными, согласующимися между собой доказательствами и квалифицирую его деяние по ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ.

Существенных нарушений требований действующего законодательства в ходе производства по делу об административном правонарушении должностными лицами Калининградской областной таможни допущено не было.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются совершение административного правонарушения впервые и признание своей вины. Отягчающих административную ответственность обстоятельств не усматриваю.

Давая оценку характеру совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, и с учетом того, что каких-либо вредных последствий от совершения правонарушения не наступило, правонарушение не повлекло причинение какого-либо вреда, при этом пренебрежительного отношения общества к исполнению своих обязанностей не установлено, прихожу к выводу, что правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем является малозначительным и в силу статьи 2.9 КоАП РФ считаю возможным освободить ООО «АМРОН» от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 2.9, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ, в отношении ООО «АМРОН» прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности совершенного правонарушения.

Объявить ООО «АМРОН» устное замечание.

Товар, являющийся предметом административного правонарушения, арестованный по протоколу об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 20.08.2021 года, возвратить законному владельцу.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.С. Кузовлева