ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-326/20 от 29.07.2020 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 5-326/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Краснодар 29 июля 2020 года

Судья Советского районного суда г. Краснодара Арзуманова И.С., при секретаре Джаримок З.З., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «КУБА», <данные изъяты>, привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ,

установил:

03.03.2020 государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в отношении ООО «КУБА»

Согласно протоколу №66-14-20 от 03.03.2020 27 января 2020 по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <адрес> в 10 час. 00 мин. при сверке реестра лицензий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, предоставленных в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Единого государственного реестра опасных производственных объектов установлено, что Общество с ограниченной ответственностью "КУБА" (ООО «КУБА») эксплуатирует опасный производственный объект: «Сеть газораспределения п. Пригородного» зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов за № , расположенный по адресу: 350910, Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский округ, <адрес> без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, II и III классов опасности. В «Сеть газораспределения п. Пригородного» входит газопровод высокого давления.

По состоянию на 03 марта 2020 г. лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности Общество с ограниченной ответственностью «КУБА» не имеет, что является нарушением требований ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и п.12 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с требованием ч.2 ст.9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, только со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. Указанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

Представители ООО «КУБА», по доверенности, ФИО3, в судебном заседании вину в совершении вышеуказанного правонарушения не признала, просила прекратить дело. Указала, что ООО «КУБА» являясь доверительным управляющим, заключила договор аренды газопровода от 29.08.2019 г. газопровода от птицефабрики до филиала Краснодарской биофабрики, протяженностью 7682,68м., кадастровым номером: (далее - Договор аренды) с Обществом с ограниченной ответственностью «Техно Сети» (далее - ООО «Техно Сети», арендатор). Договор зарегистрирован Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю под регистрационной записью: . Срок аренды с 22.07.2019 по 01.12.2024 года. Согласно пункту 1.1. договора аренды Арендодатель передает, а Арендатор (ООО «Техно Сити») принимает во временное владение и пользование имущество, указанное в Приложении № 1, в целях осуществления транспортировки природного газа потребителям. Полагала, что именно организация-арендатор является организацией, эксплуатирующей опасный производственных объект, которая, согласно пункту 1 статьи 9 ФЗ № 116, обязана: «иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Государственный инспектор межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав представителя ООО «КУБА», исследовав представленные материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ наступает за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, является нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Исходя из особенностей конструкции объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, обстоятельством, подлежащим выяснению и доказыванию в рамках производства по данному делу является установление факта принадлежности опасного производственного объекта, на котором выявлено соответствующее нарушение, лицу, привлекаемому к административной ответственности.

По смыслу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", производственные объекты - территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, иные подобные объекты, транспортные средства, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности.

В преамбуле к Федеральному закону указанно, что его положения распространяются на все организации независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности на адрес.

Согласно ч. 1 ст. 3 вышеназванного Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом при сверке реестра лицензий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, предоставленных в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Единого государственного реестра опасных производственных объектов установлено, что Общество с ограниченной ответственностью "КУБА" (ООО «КУБА») эксплуатирует опасный производственный объект: «Сеть газораспределения п. Пригородного» зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов за , расположенный по адресу: 350910, Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский округ, пос. Пригородный без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, II и III классов опасности. В «Сеть газораспределения п. Пригородного» входит газопровод высокого давления.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Согласно ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит следующий вид деятельности «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».

По состоянию на 03 марта 2020 г. лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности Общество с ограниченной ответственностью «КУБА» не имеет, что является нарушением требований ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и п.12 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с требованием ч.2 ст.9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, только со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

ООО «КУБА» осуществляя свою деятельность без лицензии, нарушает требуемый уровень осмотрительности и заботливости, который требуется в целях надлежащего исполнения обязанностей по лицензированию указанного вида деятельности, при котором должны быть соблюдены требования и условия, выполнения которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Нарушение правил эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта характеризуется значительной степенью общественной опасности, которая выражается в угрозе причинения значительного ущерба жизни и здоровью людей, а также существенного вреда окружающей среде. Поэтому ведение такой деятельности при отсутствии специального разрешения (лицензии) само по себе представляет угрозу охраняемым общественным отношениям. Функционирование (газопровода) невозможно без осуществления определенных технологических операций по (использованию и транспортированию) горючих газов, являющихся легковоспламеняющимися и горючими, эксплуатация данного ОПО создает реальную угрозу окружающей природной среды, связана с возможностью возникновебния пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей и значительному материальному ущербу. Данное обстоятельство, в соответствии с действующим законодательством, в т.ч. ст. 1065 ГК РФ является основанием к запрещению его деятельности.

В соответствии с положениями ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Из пояснений представителя ООО «КУБА», а также материалов дела следует, что ООО «КУБА» являясь доверительным управляющим, заключила договор аренды от 29.08.2019 г. газопровода от птицефабрики до филиала Краснодарской биофабрики, протяженностью 7682,68м., с кадастровым номером: с Обществом с ограниченной ответственностью «Техно Сети». Договор зарегистрирован Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю под регистрационной записью: . Срок аренды с 22.07.2019 по 01.12.2024 года.

Согласно пункта 1.1. договора аренды, представленного в материалы дела, Арендодатель передает, а Арендатор (ООО «Техно Сити») принимает во временное владение и пользование имущество, указанное в Приложении № 1, в целях осуществления транспортировки природного газа потребителям.

По пункту 1.7 договора аренды арендатор обязан принимать все необходимые меры и осуществлять все необходимые действия для полноценной эксплуатации, в соответствии с целевым назначением Имущества.

В соответствии с пунктом 2.3.1. Договора аренды Арендатор обязуется использовать передаваемое имущество в соответствии с условиями и целевым назначением.

Также в соответствии с пунктом 2.3.3. Договора аренды арендатор обязан обеспечить надежную и безопасную эксплуатацию имущества в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации, а также иными нормативными и административными правилами.

Согласно пункта 2.3.6. Договора аренды Арендатор обязан осуществлять техническое обслуживание имущества в течении всего срока действия договора аренды в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Также арендатор за свой счет обязуется застраховать имущество на весь срок действия договора аренды (пункт 2.3.7 Договора аренды), несет ответственность за повреждения, причиненные как юридическим лицам, так и гражданам, их имуществу (пункт 2.3.8 Договора аренды), несет ответственность перед надзорными органами за соблюдение и выполнение экологических и санитарно-гигиенических требований законодательства (пункт 2.3.9. договора аренды).

Согласно ст.606 ч.2 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Таким образом, при передаче опасного производственного объекта в аренду его собственник временно утрачивает право владения и (или) пользования переданным объектом (в зависимости от условий договора). А именно, на срок, определенный договором аренды.

Кроме того, по терминам Федерального закона от 21.078.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» разрешительные документы на опасный производственный объект должна оформлять эксплуатирующая организация.

Эксплуатирующей является организация, которая использует опасный производственный объект по назначению, определенному в проектной (эксплуатационной, нормативно-технической) документации.

По договору аренды именно организация-арендатор получает право пользования объектом (в то время как собственник опасного производственного объекта его временно утрачивает). То есть начинает эксплуатировать опасный производственный объект (использовать по прямому назначению).

Таким образом, ООО «Техно Сити» становится организацией, эксплуатирующей опасный производственных объект, которая, согласно пункту 1 статьи 9 ФЗ № 116, обязана: «иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В данном случае основным видом деятельности, подлежащим лицензированию, является эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Согласно п. 15 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606 (далее - Регламент), регистрировать опасные производственные объекты в государственном реестре должны организации (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие их эксплуатацию на правах собственности, аренды или ином законном праве в соответствии с положениями «Требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов», утвержденными приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 г. № 168, зарегистрированным в Минюсте России от 03.08.2011,рег.№ 21545.

Таким образом, заявителем на оказание государственной услуги по регистрации опасного производственного объекта является эксплуатирующая организация, которая владеет, в том числе на праве аренды и эксплуатирует опасный производственный объект, т.е. - арендатор.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной oтветственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах, суд считает, что в действиях юридического лица ООО «КУБА» признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, отсутствуют, и доказательств вины ООО «КУБА» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ суду не предоставлено.

В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 29.9 КоАП РФ, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В силу п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24 5 настоящего Кодекса.

В святи с изложенным, суд приходит к выводу, что производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «КУБА» подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.10 – 29.11, 24.5 КоАП РФ, суд

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «КУБА», , зарегистрированного по адресу: г. Краснодар, Карасунский округ, пос. Пригородный, прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения..

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток.

Судья: