ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-326/2016 от 05.10.2016 Новоуренгойского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Новый Уренгой 05 октября 2016 года

Судья Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Евстифеева Е.Г., рассмотрев дело №5-326\2016 об административном правонарушении по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ с участием лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1 в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, гражданки РФ, индивидуального предпринимателя, проживающей и зарегистрированной по адресу <адрес>, состоящей в браке, имеющую несовершеннолетнего ребенка на иждивении, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,

у с т а н о в и л:

29 сентября 2016 года в 16 часов 25 минут ФИО1, являясь внештатным корреспондентом электронной газеты «Рабочая демократия» во время проведения публичного мероприятия – пикетирования гр-м ФИО2 возле дома №57 по ул.Звездная г.Новый Уренгой в нарушение ч.5 ст.6 Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не имела при себе редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста, а также не имела ясно видимого отличительного знака представителя средства массовой информации.

В судебном заседании ФИО1 вину в совершенном правонарушении не признала, пояснив, что она является корреспондентом газеты «Рабочая демократия», по просьбе М.М.Г.. она совместно с коллегой ФИО3 снимала репортаж о протесте против отключения тепла в его доме. Она производила съемку на свой сотовый телефон, ФИО3 производил съемку на камеру. У нее были документы, подтверждающие, что она является корреспондентом СМИ, однако предъявить их сотрудникам полиции она не успела. Сотрудники полиции принудительно заставили ее сесть в полицейскую машину, редакционное удостоверение она предъявила в дежурной части ОМВД, где их незаконно продержали 4 часа. Считает, что протокол об административном правонарушении составлен сотрудниками полиции незаконно чтобы помешать съемке. Отснятый материал был направлен в Москву в редакцию СМИ и размещен в сети интернет. Просит учесть, что она зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя недавно, дохода не имеет.

Свидетель М.М.Г. суду пояснил, что в его доме по ул.Звездная 57 г.Новый Уренгой, где он проживает с 1998 года, было незаконно отключено отопление и горячее водоснабжение, в результате чего он решил объявить голодовку, повесил на стену плакат, пригласил журналистов Жанну и Лешу, чтобы они сняли интервью. На одежде у Жанны отличительного знака представителя СМИ не было, но ему известно, что они являются журналистами, так как ранее она производила съемку событий. После того, как их задержали сотрудники полиции Жанна съездила домой, привезла удостоверение и предъявила сотрудникам полиции.

Выслушав участник процесса, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).

В ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

В рамках организации публичного мероприятия ст. 4 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. 1. и п. 2 ст. 5).

В силу ч.1, 1.1 ст.7 вышеуказанного закона уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию.

Действия М.М.Г.. соответствуют признакам пикетирования, определенного ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ (пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а именно М.М.Г.. при проведении публичного мероприятия использовались средства наглядной агитации в виде плаката «29.09.2016 года объявлена голодовка» и «лишили детей (несовершеннолетних) на права жилья».

Данный факт не оспаривался М.М.Г.. в судебном заседании.

Из материалов дела и пояснений ФИО1 следует, что она не являлась участником пикетирования, а осуществляла съемку публичного мероприятия - одиночного пикетирования, производимого М.М.Г.. в районе дома 57 ул.Звездная г.Новый Уренгой в качестве журналиста СМИ «Рабочая партия».

Из исследованных судом доказательств, в том числе объяснения ФИО1, 29.09.2016г., объяснений М.М.Г.. от 29.09.2016 года и данных в судебном заседании, судом установлено, что ФИО1, не имея каких-либо ясно видимых отличительных знаков представителя средств массовой информации, осуществляла фото и видеосъемку публичного мероприятия. Редакционное удостоверение по требованию сотрудников полиции представлено не было.

Общим принципом проведения публичных мероприятий является их законность, т.е. соблюдение положений Конституции Российской Федерации, требований Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Согласно части 5 ст. 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» основанием для деятельности журналиста на публичном мероприятии является редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста. Журналист, присутствующий на публичном мероприятии, должен иметь ясно видимый отличительный знак представителя средства массовой информации.

В соответствии с п.9 ст.49 Закона РФ «О средствах массовой информации» журналист обязан предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

Следовательно, отсутствие отличительных знаков представителя средства массовой информации и редакционного удостоверения журналиста, которые позволяют отличить указанное лицо от участников публичного мероприятия, либо отказ в их предоставлении влечет нарушение требований закона, которым предусмотрены четко определенные требования для осуществления журналистом своей деятельности, а также препятствует определить статус данного лица как участника событий.

Таким образом, виновность ФИО1 в указанном административном правонарушении подтверждена протоколом об административном правонарушении, в котором указаны обстоятельства административного правонарушения и объяснениями ФИО1, заверенные собственноручной подписью (л.д. 9), свидетеля М.М.Г.., из которых следует, что редакционное удостоверение журналиста она забыла дома, впоследствии оно было предоставлено сотрудникам полиции в ОМВД; протоколом об изъятии вещей и документов (л.д.3-4, 5-6), которым были изъяты два обрезка обоев с надписью «29.09.2016 года объявлена голодовка» и «лишили детей (несовершеннолетних) на права жилья», рапортом начальника смены ДЧ ОМВД России по г.Новому Уренгою ФИО4 (л.д.6), рапортом УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по г.Новому Уренгою ФИО5 (л.д.7), объяснениями М. Ш.М., М. С.М.(л.д.12-15), копией редакционного удостоверения (л.д.16).

Доводы ФИО1 о незаконности составления протокола об административном правонарушении суд находит не обоснованными.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе описано событие вменяемого административного правонарушения, изложенные в протоколе сведения, объективно подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств. Оснований, порочащих данный документ как доказательство, не выявлено.

При назначении административного наказания суд учитывает в качестве смягчающих вину обстоятельств в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ то, что ФИО1 ранее не привлекалась к административной ответственности, постоянного дохода не имеет, на иждивении имеет несовершеннолетнего ребенка. Отягчающих ответственность обстоятельств по делу не установлено.

Учитывая обстоятельства правонарушения, личность виновной, полагаю назначить ФИО1 наказание в виде административного штрафа.

Руководствуясь ст. ст. 29.9-29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

ФИО1 привлечь к административной ответственности по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ и подвергнуть ее административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей

Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам:

Идентификатор 18880489160002597877

Наименование получателя платежа УФК по ЯНАО (ОМВД России по г. Новому Уренгою) КПП 890401001 ИНН <***>

Код ОКТМО 71956000

Номер счета получателя платежа 40101810500000010001

БИК 047182000 КБК 18811690040046000140.

Наименование платежа: штраф по постановлению суда по делу об административном правонарушении (число, месяц, год постановления Новоуренгойского городского суда)

Штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки (ст. 31.5., 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Постановление может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня его получения через Новоуренгойский городской суд.

Судья Е.Г. Евстифеева