ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-327/19 от 10.10.2019 Ейского городского суда (Краснодарский край)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Ейск «10» октября 2019г.

Судья Ейского городского суда Краснодарского края Вихор П.Н., при секретаре Бондаревой А.И., с участием помощника Ейского межрайонного прокурора Лобашовой Е.А., представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, по доверенности Куцаевой М.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании поступившее из Ейской межрайонной прокуратуры дело об административном правонарушении в отношении главы Ейского городского поселения Ейского района Кулькова Валерия Викторовича по ст.17.7 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В Ейский городской суд Краснодарского края поступил материал по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении должностного лица главы Ейского городского поселения Ейского района Кулькова В.В., которому вменено умышленное не выполнение требования должностного лица - прокурора.

Представитель Главы Ейского городского поселения Ейского района по доверенности Куцаева М.Е. вину за главой поселения не признала в связи с отсутствием в действиях доверителя состава вменяемого административного правонарушения, поскольку администрации Ейского городского поселения полномочия на обращение в суд в защиту интересов Российской Федерации не делегировано. Наличие в собственности иностранных граждан земельных участков, под принадлежащими им на праве собственности жилыми домами (частями жилых домов), права неопределённого круга лиц не нарушают.

Таким образом, у администрации городского поселения отсутствуют полномочия на предъявление исков в порядке ст.238 ГК РФ в случаях, предусмотренных ст.15 ЗК РФ.

Администрацией Ейского городского поселения с целью устранения замечаний, изложенных в представлении в части принятия мер по принудительному отчуждению иностранными гражданами принадлежащих им земельных участков, проведена соответствующая работа.

Специалистами имущественных и земельных отношений администрации Ейского городского поселения осуществлен выезд по адресам земельных участков, которые принадлежат иностранным гражданам либо находятся в общедолевой собственности данных граждан.

По результатам выезда установлено, что в настоящее время 2 иностранных гражданина оформляют гражданство Российской Федерации (ФИО\2, ФИО\3), один иностранный гражданин произвел отчуждение принадлежащего ему имущества (ФИО\9, <адрес>).

Ранее, в декабре 2017 года администрация Ейского городского поселения Ейского района обращалась в Ейский городской суд с исковым заявлением об обязании передать в муниципальную собственность 24/100 доли земельного участка, принадлежащей иностранному гражданину, которое было возвращено в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора

Определением Ейского городского суда от 19 декабря 2017 года по делу №2-2624/2017 данное исковое заявление оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.

В адрес 12 иностранных граждан (из 34) направлены письма с разъяснениями требований действующего законодательства Российской Федерации и требованием в срок до 01.03.2020 произвести отчуждение принадлежащих им земельных участков (долей земельных участков). Направление аналогичных уведомлений в адрес остальных иностранных граждан будет осуществляться в течение 2019 года.

Такие уведомления являются доказательством проведения досудебного урегулирования решения вопроса администрацией Ейского городского поселения Ейского района для данной категории дел, что в последующем будет являться основанием, для представления исков о принудительном отчуждении земельных участков в связи с положениями законодательства РФ о государственной границе.

Таким образом, администрацией Ейского городского поселения принимаются меры, в рамках имеющихся полномочий, т.е. вина в действиях главы поселения отсутствует.

Помощник Ейского межрайонного прокурора Лобашова Е.А. в судебном заседании просила суд признать главу Ейского городского поселения Ейского района виновным по ст.17.7 КоАП РФ и назначить наказание, предусмотренное санкцией статьи.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.17.7 данного Кодекса, отнесено к компетенции судей.

По общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи. Подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (пп. «г» п.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Частью 3 ст.23.1 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, которые указаны в ч.1 и 2 данной статьи, влекущих дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

Таким образом, указанные в данной норме дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию, подлежат рассмотрению судьями районных судов только в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.

На момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, Кульков В.В. состоял и состоит в должности главы Ейского городского поселения Ейского района муниципального, которая относится к перечисленным в ч.3 ст.23.1 КоАП РФ должностям.

Следовательно, рассмотрение настоящего административного дела относится к компетенции Ейского городского суда Краснодарского края.

Из материалов дела установлено, что Ейской межрайонной прокуратурой на основании поручения прокуратуры края проведена проверка состояния законности при соблюдении иностранными резидентами ограничений в приобретении в собственность земельных участков, расположенных на приграничной территории - Ейский район.

Проверкой установлено ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления требований земельного и гражданского законодательства.

Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельных участках на территории Ейского городского поселения Ейского района, принадлежащих 19 иностранным гражданам, из которых у 15 в собственности более одного года.

В соответствии с п.3 ст.15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Статьей 238 ГК РФ предусмотрено, что при возникновении у лица по основаниям, допускаемым законом, права собственности на имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено в течение года с момента возникновения права. В случаях, когда имущество не отчуждено в установленный срок, такое имущество по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже.

В силу Федерального закона от 06.10.2003 №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация Ейского городского поселения является органом местного самоуправления.

В связи, с чем с учетом системного толкования норм права обязанность по организации отчуждения иностранными гражданами, владеющими более года на приграничной территории земельными участками возложена, на администрацию городского поселения.

Вместе с тем администрацией Ейского городского поселения в нарушение требований законов при наличии информации о 15 иностранных гражданах владеющих более одного года на территории городского поселения земельными участками с кадастровыми номерами мер к их принудительной продаже не принято.

Вышеуказанные факты нарушений земельного и гражданского законодательства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении отдельными должностными лицами администрации города возложенных на органы местного самоуправления обязанностей по защите политики государства, что является недопустимыми и требует принятия мер, направленных на устранение указанных нарушений законодательства.

В связи с чем, в адрес главы поселения Ейским межрайонным прокурором внесено обобщенное представление об устранении нарушений жилищного, бюджетного и земельного законодательства от 01.08.2019 №7-01-2019/6067 с требованием его безотлагательного рассмотрения с участием Ейского межрайонного прокурора, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности за нарушения требований законодательства виновных лиц, принять меры по устранению отмеченных нарушений, причин и условий, им способствовавшим и недопущению их впредь, информирования в письменном виде о результатах рассмотрения в установленный законом месячный срок.

В силу положений ст.6 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст.9.1, 22, 27, 30, 33, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Названным Федеральным законом в качестве одной из мер прокурорского реагирования на нарушение закона предусмотрено внесение представления об устранении нарушений закона.

Согласно ч.1 ст.24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Главой Ейского городского поселения Ейского района Кульковым В.В., находящимся по адресу: Краснодарский край, г.Ейск, ул.Свердлова, 106, рассмотрено представление Ейского межрайонного прокурора от 01.08.2019 №7-01-2019/6067.

По результатам рассмотрения представления 28.08.2019 в адрес Ейской межрайонной прокуратуры был направлен письменный ответ главы Ейского городского поселения Кулькова В.В. за исх. №01-5023/19-17, согласно которому органом местного самоуправления конкретных мер к устранению нарушений законов путем инициирования в судебном порядке принудительного отчуждения земельных участков не принято, а именно не организованы мероприятия по подготовке и направлению в судебные органы исковых заявлений к иностранным гражданам владеющих более одного года на территории городского поселения земельными участками с кадастровыми номерами .

Таким образом, глава Ейского городского поселения Ейского района Кульков В.В. не исполнил законные требования прокурора, отраженные в вышеназванном представлении, а именно конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих не принял, о чем свидетельствует поступивший ответ на представление от 28.08.2019 №01-5023/19-17.

В силу ст.17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет административную ответственность.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с исполнением прокурором своих полномочий. Объективная сторона состава выражается в бездействии, ввиду неисполнения законных требований прокурора. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Несмотря на непризнание представителем лица, привлекаемого к административной ответственности, вина главы поселения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, подтверждается представлением Ейского межрайонного прокурора об устранении нарушений земельного законодательства № 7-01-19/6067 от 01.08.2019, письмом главы Ейского городского поселения от 28.08.2019 о результатах рассмотрения представления прокурора, объяснениями главы Ейского городского поселения Кулькова В.В.(л.д.7-18). Установлено, что мер по устранению указанных в представлении прокурора нарушений главой Ейского городского поселения Ейского района не принято. Представление прокурора №7-01-19/6067 от 01.08.2019 об устранении нарушений законодательства в установленном законом порядке не обжаловалось и не признано незаконным.

Учитывая все обстоятельства произошедшего, суд приходит к выводу о том, что вина главы Ейского городского поселения Ейского района Кулькова В.В. в совершении данного административного правонарушения полностью доказана.

Своими действиями глава Ейского городского поселения Ейского района совершил правонарушение, предусмотренное ст.17.7 КоАП РФ – умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

При назначении наказания судья учитывает характер совершенного главой Ейского городского поселения Ейского района административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.

Учитывая указанные обстоятельства в их совокупности, суд считает необходимым назначить главе Ейского городского поселения Ейского района Кулькову В.В. наказание в виде административного штрафа.

Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать главу Ейского городского поселения Ейского района Кулькова Валерия Викторовича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.

Подвергнуть главу Ейского городского поселения Ейского района Кулькова Валерия Викторовича по ст.17.7 КоАП РФ наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Реквизиты администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации – прокуратуры Краснодарского края: получатель штрафа: УФК по Краснодарскому краю (прокуратура Краснодарского края л/с 04181489110), ИНН 2309054252, КПП 230901001, БИК 040349001, ОКАТО 03401000000, расчетный счет 40101810300000010013 в ГРКЦ ГУ Банка России по Краснодарскому краю, КБК 415 1 16 90010 01 0000 140.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток.

Судья