ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-327/19 от 18.11.2019 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Нерюнгри 18 ноября 2019 года

Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Рожин Г.И., с участием представителя юридического лица – АО «ГОК «Денисовский» ФИО1, действующего на основании довренности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении

Акционерного общества «Горно-обогатительный комплекс «Денисовский» (далее – АО «ГОК Денисовский»), ИНН <***>, КПП 143401001, ОГРН <***>, юридический адрес: 678960, Республика Саха (Якутия), г.Нерюнгри, территория 1.7 км на Юг от Устья Ручья Дежневка, строение 1, сведения о привлечении к административной ответственности за однородные правонарушения отсутствуют,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Дальневосточным Управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в результате проведения контрольно-надзорной деятельности из представленной информации от АО АК «Железные дороги Якутии» и в ходе последующей проверки в отношении АО «ГОК «Денисовский» были установлены нарушения, а именно осуществление Обществом деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), выразившееся в осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности по факту выгрузки вагона с опасным грузом 3 класса – топливо дизельное (температура вспышки не более 60 градусов) ДД.ММ.ГГГГ. Согласно дорожной ведомости № ЭП278255, памятки приемосдатчика , АО «ГОК «Денисовский» осуществлялась погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. В связи с чем, должностным лицом, главным государственным инспектором отдела надзора за опасным грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью ФИО3 составлен протокол /ЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «ГОК «Денисовский» об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ

Представителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Дальневосточного Управления государственного железнодорожного надзора в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания были уведомлены надлежаще, причин неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах, суд считает возможным продолжить слушание в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель АО «ГОК «Денисовский» ФИО1, действующий на основании доверенности, факт совершения данного правонарушения признал, пояснив, что лицензия для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности не получена по причине того, что в настоящее время с июля 2919 года идет процедура получения лицензии АО «ГОК «Денисовский» на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности, но по независящим от них обстоятельствам лицензия на сегодняшний день не получена, заявление в окончательной форме направлено ДД.ММ.ГГГГ. На основании указанных обстоятельств просит ограничится предупреждением, поскольку дизельное топливо предназначалась для производственной деятельности АО «ГОК «Денисовский», кроме того, по данному факту отсутствует причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.

Заслушав участника процесса, исследовав доказательства по делу в их совокупности, судья приходит к выводу, о доказанности вины АО «ГОК «Денисовский» в осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности по адресу: на железнодорожном пути необщего пользования принадлежащем АО «ГОК «Денисовский», примыкающим к железнодорожной станции Денисовский, Республика Саха (Якутия), без лицензии, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выяснение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 1 стать 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Лицензирование отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").

В силу пункта 27 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.

Пунктами 2, 3 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. N 221 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте", определено, что лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами. В состав лицензируемой деятельности входят погрузочно-разгрузочные операции с опасными грузами, осуществляемые на железнодорожном транспорте общего пользования и необщего пользования.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" опасным грузом признается груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

В силу пункта 3.2.2 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.1994 г. N 50 (далее - Правила безопасности), грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность.

Согласно пункту 1.5 Методических указаний по лицензированию деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте, утвержденных МПС РФ 21.10.2002 в сфере погрузочно-разгрузочной деятельности лицензия получается как организациями федерального железнодорожного транспорта, так и другими организациями, осуществляющими данный вид деятельности, в том числе на железнодорожных подъездных путях, не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта. Лицензированию подлежит деятельность, осуществляемая ручным или механизированным способом, вне зависимости от состава погрузочно-разгрузочных работ, а также наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя погрузочно-разгрузочных сооружений и технических средств.

Пунктом 3.7 приложения N 12 к методическим указаниям от 10.10.2002 установлено, что к видам погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте относится, в том числе слив (налив) жидких грузов.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Дальневосточного Управления государственного железнодорожного надзора в результате проведения контрольно-надзорной деятельности из представленной информации от АО АК «Железные дороги Якутии» и в ходе последующей проверки в отношении АО «ГОК «Денисовский» были установлены нарушения, а именно осуществление Обществом деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), выразившееся в осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном подъездном пути необщего пользования, расположенном по адресу: 678960, Республика Саха (Якутия), г.Нерюнгри, территория 1.7 км на Юг от Устья Ручья Дежневка, строение 1, на железнодорожном пути необщего пользования принадлежащем АО «ГОК «Денисовский», примыкающим к железнодорожной станции Денисовский, Республика Саха (Якутия), при отсутствии у Общества лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Согласно дорожной ведомости № , памятки приемосдатчика , АО «ГОК «Денисовский» осуществлялась погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, то есть выгрузка вагона с опасным грузом 3 класса – топливо дизельное (температура вспышки не более 60 градусов).

Согласно учредительным документам АО «ГОК «Денисовский» осуществляет экономическую деятельность, то есть добыча коксующегося угля подземным способом и зарегистрировано в этом качестве в соответствии с действующим законодательством.

Протокол об административном правонарушении в отношении учреждения составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены. Как усматривается, при составлении протокола представитель АО «ГОК «Денисовский» не присутствовал, при этом должностным лицом требования ст.ст. 25.1, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.

Должностным лицом были созданы все необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, которые подтверждаются извещением о составлении протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и уведомлением о направлении протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Исследованные в суде доказательства являются допустимыми и достоверными, поскольку они взаимно согласуются между собой, не противоречат друг другу, при их получении не были допущены нарушения Кодекса РФ об административных правонарушениях, судом установлены источники получения этих доказательств. Данные доказательства в их совокупности являются достаточными для установления вины АО «ГОК «Денисовский» в совершении рассматриваемого административного правонарушения.

Таким образом, суд находит установленным, что АО «ГОК «Денисовский» в нарушение требований пункта 27 части статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», осуществляла погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном пути необщего пользования принадлежащем АО «ГОК «Денисовский», примыкающим к железнодорожной станции Денисовский, Республика Саха (Якутия), без специальной лицензии.

При назначении наказания суд учитывает, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Оснований для применения максимальной меры наказания в виде административного приостановления деятельности, судом не определено.

В соответствии с частью статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. В данном случае административное правонарушение является длящимся, день обнаружения – 18 сентября 2019 года. Таким образом, срок привлечения к административной ответственности не истек.

Однако при этом, оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, суд приходит к выводу о том, что допущенное АО «ГОК «Денисовский» нарушение, хотя формально и содержит состав административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, так как какие-либо граждане, общество или государство не претерпели никаких лишений, каких-либо претензий к АО «ГОК «Денисовский» не заявлено.

Доказательств обратного должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, суду предоставлено не было.

На основании указанных обстоятельствах, при назначении наказания судья принимает во внимание характер и обстоятельства правонарушения, совершенного впервые, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, отсутствие доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствие имущественного ущерба, и полагает возможным в соответствии со статьей 4.1.1, 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначить наказание, менее строгое, чем предусмотрено за данное правонарушение, заменив наказание в виде административного штрафа на предупреждение, поскольку приходит к выводу, что данная мера административной ответственности наиболее полно будет соответствовать характеру правонарушения, степени вины лица, привлекаемого к ответственности и целям административного наказания.

Так, согласно ч.3 ст.3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4. 1. 1 настоящего Кодекса.

Согласно статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 ст. 3.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

К категории дел, указанных в части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваемое правонарушение не относится.

С учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду. Применительно к обстоятельствам совершенного правонарушения и субъекту административной ответственности мера административного взыскания в виде штрафа, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференцированной ответственности, не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и носит по отношению к АО «ГОК «Денисовский» карательный, а не превентивный характер, в связи с чем, судья считает возможным назначить наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Горно-обогатительный комплекс «Денисовский», ИНН <***>, КПП 143401001, ОГРН <***>, юридический адрес: 678960, Республика Саха (Якутия), г.Нерюнгри, территория 1.7 км на Юг от Устья Ручья Дежневка, строение 1, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде предупреждения

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

Судья

Нерюнгринского городского суда

Республики ФИО2 Рожин