ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Железнодорожного районного суда г. Воронежа Проценко С.Б.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО3, его защитника Полякова Д.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, не работающего,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протокола № 284197 от 31.01.2021 года об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ в 12 час 00 мин. у дома № ..... по <адрес> с группой граждан активно участвовал в проведении публичного несанкционированного мероприятия – митинга с очным присутствием граждан, своими действиями подверг угрозе распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), не выполнил законные требования органа исполнительной власти субъекта РФ, чем нарушил ст.10 ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указ Президента РФ № 239 от 02.04.2020 года, ФЗ от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В судебном заседании ФИО3 свою вину в совершении указанного правонарушения не признал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 час 40 мин. у дома № ..... по <адрес> он реализовывал свое право на свободу собрания путем участия в митинге и никаких противоправных действий не совершал, сотрудники полиции при его задержании не представились и не предъявили служебные удостоверения, не разъяснили права.
Защитник Поляков Д.А. в судебном заседании просил о прекращении производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении ФИО3, поскольку протокол об указанном правонарушении составлен с нарушением положений ст. 28.2 КоАП РФ, а именно из протокола не представляется возможным установить существо правонарушения, место составления протокола не конкретизировано, имеется ссылка на нормативно-правовые акты общего характера, при этом не указано, какое конкретно требование закона нарушил ФИО3, также в протоколе имеется указание на невыполнение ФИО3 законного требования органа исполнительной власти субъекта РФ, при этом нет указания на закон субъекта РФ. Кроме этого, рапорты сотрудников полиции ФИО1 и ФИО2 противоречат сведениям, изложенным в протоколе, относительно времени совершения административного правонарушения.
Выслушав участвующих лиц и изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Административным правонарушением, предусмотренным ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, которое влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 N 1618-О, от 24.10.2013 N 1619-О, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия, правовой статус которого, а также права и обязанности, закреплены в статье 6 Федерального закона N 54-ФЗ, может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Так, в соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: 1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; 3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Также в рамках организации публичного мероприятия положениями вышеназванного федерального закона предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможности нарушений общественного порядка и безопасности. К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п.1 ч.4 ст.5 ФЗ №54 организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч.1 ст.7), а также не позднее
чем за 3 дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п.п.1 и 2 ст.5).
Статья 7 ФЗ №54 предусматривает необходимость предварительного уведомления органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, в том числе о месте и времени его проведения и предполагаемой численности его участников.
Действия (бездействие) участников публичного мероприятия, не согласованного с органом публичной власти, подлежат квалификации по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Кроме этого, в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство РФ устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Такие правила утверждены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 года № 417 и предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной опасности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в,г» пункта 4 Правил).
Во исполнение положений Указа Президента РФ № 239 от 02.04.2020 года "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" о том, что высшим должностным лицам субъектов РФ предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, Указом Губернатора Воронежской области от 13.05.2020 N 184-у "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Воронежской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" на территории Воронежской области приостановлено проведение публичных, досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах и в иных местах массового посещения граждан.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 час 00 мин. в период действия в Воронежской области предусмотренных Указом губернатора Воронежской области ограничений и в нарушение вышеизложенных положений закона ФИО3 у дома № ..... по <адрес> участвовал в проведении несанкционированного публичного мероприятия – митинга с очным присутствием граждан, своими действиями подверг угрозе распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), не выполнил законные требования органа исполнительной власти субъекта РФ.
Обстоятельства административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и вина ФИО3 в его совершении подтверждаются исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами: протоколом об указанном административном правонарушении № 284197 от 31.01.2021 года (л.д.2), рапортами уполномоченных должностных лиц (л.д.4,5), сообщением администрации городского округа город Воронеж №
№ ..... от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15), видеозаписью события административного правонарушения (л.д.16). Приведенные доказательства суд оценивает в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности, отнесены положениями ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ФИО3 в совершении административного правонарушения, поэтому квалифицирует его действия по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ как нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Процессуальные требования при производстве по делу об административном правонарушении соблюдены, протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанное правонарушение, согласно положений ст. 4.5 КоАП РФ, составляет один год.
Доводы ФИО3 в судебном заседании не могут быть приняты во внимание как несостоятельные, основанные на ошибочном толковании правовых норм, доводы ФИО3 опровергаются доказательствами, исследованными при судебном разбирательстве.
Доводы защитника Полякова Д.А. о прекращении производства по делу в связи с существенными недостатками протокола об административном правонарушении подлежат отклонению, поскольку указанный протокол в отношении ФИО4 содержит необходимые сведения, перечисленные в ст. 28.2 КоАП РФ, также у суда отсутствуют правовые основания, указанные в ст. 24.5 КоАП РФ, для прекращения производства по настоящему делу. Рапорты сотрудников полиции отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам положениями ст. 26.2 КоАП РФ, так как содержат необходимые сведения, указывающие как на событие правонарушения, так и на лицо, к нему причастное, каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности указанных лиц материалы дела не содержат, изложенные в рапортах сведения не имеют существенных противоречий, которые могли бы повлиять на исход дела, поскольку указанное в рапортах время «12.40» относится к моменту доставления ФИО3 в ОП № 1 УМВД России по г. Воронежу, а не к моменту совершения им административного правонарушения.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ст. 4.1 КоАП РФ, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, при назначении ФИО3 административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения; личность виновного, впервые совершившего административное правонарушение, его имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, которых по делу не установлено, и приходит к выводу о назначении ФИО3 наказания в виде административного штрафа, считая его справедливым и соразмерным содеянному, соответствующим характеру совершенного административного правонарушения, поскольку данный вид наказания в наибольшей степени обеспечит реализацию задач административной ответственности и достижение целей административного наказания.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФИО3 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб. (десять тысяч рублей).
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:
УФК по Воронежской области (ОП № 1 по Железнодорожному району г. Воронеж)
Счет получателя платежа 03100643000000013100 в Отделение Воронеж Банка России//УФК по Воронежской области Кор.сч. 40102810945370000023
БИК 012007084 ИНН <***> КПП 366401001
ОКТМО 20701000 КБК 18811601201019000140 УИН 18880336210112841970
Квитанция об оплате должна быть предоставлена по адресу: <...>.
Неуплата штрафа лицом в установленный законом 60-дневный срок со дня вступления постановления в законную силу, влечет привлечение его к административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С.Б. Проценко
1версия для печатиДело № 5-328/2021 (Постановление)