ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-328/2022 от 05.07.2022 Княжпогостского районного суда (Республика Коми)

Дело № 5-328/2022

Республика Коми, Княжпогостский район,

г. Емва, ул. Дзержинского, 136а

11RS0009-01-2022-000915-93

Постановление

Судья Княжпогостского районного суда Республики Коми Степанов И.А.,

при секретаре судебного заседания Моториной М.Н.,

с участием представителя юридического лица ООО «Бизнес Форест», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,

рассмотрев в г. Емве 05 июля 2022 года в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Бизнес Форест», ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 112101001, юридический адрес: Республика Коми, <...>,

установил:

В Княжпогостский районный суд Республики Коми 07.06.2022 поступил протокол КН № 025732 об административном правонарушении, согласно которому ООО «Бизнес Форест», 14.10.2021 в 13 часов 00 минут по адресу: <адрес>, допустило транспортировку отходов производства потребления на автомашине марки «МАЗ 5516», государственный регистрационный знак «<№>» под управлением водителя ФИО5, без наличия паспорта отходов IV класса.

В судебном заседании представитель ООО «Бизнес Форест» вину в совершении правонарушения не признал, при этом указал, что обязанность изготовить паспорт отходов лежит на собственнике, в процессе деятельности которого они образовались, паспортизации подлежат только отходы I - IV классов опасности. ООО «Бизнес Форест» в рамках исполнения контракта № 01073000008210000840001 осуществляло транспортировку отходов V класса опасности, которые не подлежат паспортизации. Должностным лицом в протоколе об административном правонарушении не указано, какого класса опасности транспортировались отходы, меры к установлению класса опасности не приняты.

Заслушав объяснения представителя юридического лица, исследовав материалы дела, просмотрев видеозапись, прихожу к следующему выводу.

Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.

В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления), которым предусмотрено подразделение отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс – высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс – малоопасные отходы; V класс – практически неопасные отходы.

Статьей 1 Федерального закона об отходах производства и потребления, под отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно статье 11 Федерального закона об отходах производства и потребления, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, помимо прочего, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (пункт 1 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

При этом в соответствии со статьей 16 Федерального закона об отходах производства и потребления, транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте.

В части 2 указанной статьи 16 Федерального закона об отходах производства и потребления (в редакции Федерального закона от 02.07.2021, действовавшей на момент выявления правонарушения) прямо предусмотрено, что организация транспортирования отходов осуществляется при условии наличия паспорта отходов при транспортировании отходов I-IV класса опасности. Порядок паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности, утвержден Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 (далее - Порядок) и устанавливает требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I - IV классов опасности. Паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт отходов) представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе.

Таким образом, паспортизация отходов V класса опасности законом не предусмотрена.

Из материалов дела следует, что между администрацией городского поселения «Емва» (Заказчик) и ООО «Бизнес Форест» в лице генерального директора ФИО1 (Подрядчик) 05 октября 2021 года был заключен муниципальный контракт № 01073000008210000840001 на выполнение работ по подготовке, расчистке и планировке территорий под парки в г. Емва в соответствии с техническим заданием, со сроком выполнения работ по 31 октября 2021 года. Подрядчик организует выполнение работ с использованием оборудования, техники и материалов, с правом привлечения третьих лиц. В соответствии с техническим заданием, местом выполнения работ является: г. Емва пересечение улиц Первомайская дом 23 и Пионерская (пункт 2). Строительный мусор, образующийся после выполнения работ, переходит в собственность Подрядчика (пункт 5). Подрядчик принимает на себя обязательство обеспечить, в том числе, уборку территории от строительного мусора и бытового мусора; захоронение строительного мусора произвести на полигон по адресу: Республика Коми, с. Айкино, Усть-Вымского района (пункт 6).

В рамках указанного контракта, 01 октября 2021 года ООО «Бизнес Форест» (Заказчик) и ФИО9А. (Исполнитель) заключили договор на оказание услуг по транспортированию отходов V класса опасности. Исполнитель взял на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию отходов V класса опасности с площадок, указанных Заказчиком по адресам: <...> до объекта размещения отходов и передать их для размещения на полигоне, а Заказчик взял на себя обязательство принять и оплатить эти услуги. Объектом размещения отходов является полигон твердых бытовых отходов, расположенный в с. Айкино Усть-Вымского района (пункт 1.1). В предмет договора не входят и не подлежат транспортированию отходы с I по IV классов опасности, твердые коммунальные отходы (пункт 1.2).

14.10.2021 во исполнение договора на оказание услуг по транспортированию отходов ФИО10А. осуществлялась транспортировка отходов на автотранспортном средстве марки «МАЗ 5516», государственный регистрационный знак <№>».

Должностное лицо ОГИБДД ОМВД России по Княжпогостскому району, выявив транспортировку отходов на этом автомобиле, характер отходов не установило. Дело об административном правонарушении не содержит сведений о нахождении отходов, подлежащих паспортизации, в транспортном средстве марки «МАЗ 5516», государственный регистрационный знак «<№>» в момент выявления административного правонарушения. Видеозапись, представленная должностными лицом, не позволяет сделать вывод о транспортировке отходов I-IV класса опасности. Фиксация отходов должностными лицами не произведена. В настоящее время этот недостаток восполнить не представляется возможным.

Кроме того, ОМВД России по Княжпогостскому району в адрес ООО «Центр Экологического Партнерства» направлен запрос (исх.№ 30/4978 от 13.05.2022) о представлении договора на захоронение строительного мусора на полигоне, расположенного в с. Айкино, а также сведения о передаче 14.10.2021 ООО «Бизнес Форест» твердых бытовых отходов с указанием марки и государственного регистрационного номера автомобиля, на котором осуществлялась его транспортировка.

Из ответа на указанный запрос следует, что 01.11.2020 между ООО «Бизнес Форест» и ООО «Центр Экологического Партнерства» заключен договор на оказание услуг по размещению отходов на объекте размещения отходов в с. Айкино Усть-Вымского района, предметом которого является, оказание услуг по приему и размещению на объекте размещения отходов Заказчика IV-V классов опасности.

ООО «Центр Экологического Партнерства» представлена справка (№ 361 от 18.11.2021) о том, что в октябре 2021 года на ОРО с. Айкино Усть-Вымского района транспортным средством «МАЗ», государственный регистрационный знак «<№>» 14.10.2021 и 26.10.2021 ООО «Бизнес Форест» завозились отходы V класса опасности: мусор от строительных и ремонтных работ, содержащий материалы, изделия, отходы которых отнесены к V классу опасности.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исследованные в судебном заседании доказательства указывают на отсутствие в действиях ООО «Бизнес Форест» состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Бизнес Форест» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья И.А. Степанов