Дело № 5-32/2018
ПОСТАНОВЛЕНЕ
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Нагибина Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 19 января 2018 года дело об административном правонарушении в отношении Горшенёвой О.В., ... по ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу № ... от ** ** **, составленному старшим государственным инспектором отдела камеральных проверок № 1 Межрайонный ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, вне рамок проведения налоговых проверок, в соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ, при рассмотрении, анализе и проверке уточнённого уведомления о контролируемых сделках за 2016 год № 1, представленного Акционерным обществом "Монди Сыктывкарский ЛПК", ... (далее - АО "Монди Сыктывкарский ЛПК", Общество, налогоплательщик) по телекоммуникационным каналам связи 10.05.2017, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее - Инспекция) установлены недостоверные данные в сведениях, содержащихся в пунктах уведомления о контролируемых сделках и, согласно Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденного приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7- 13/524@ (далее - Порядок заполнения), являющихся обязательными для заполнения, а именно:
По сделке № 2 пункт 210 "Код наименования сделки" раздела 1А (обязательный реквизит) указано "19" - Услуги, пункт 211 "Код стороны сделки, которой является налогоплательщик" раздела 1А
(обязательный реквизит) указано "11" - Исполнитель, при этом также заполнена строка 310 раздела 1А (обязательный реквизит), т.е. заявлены расходы по сделке;
По сделкам № 17, № 28 и № 29 пункт 210 "Код наименования сделки" раздела 1А (обязательный реквизит) указано "19" - Услуги, пункт 211 "Код стороны сделки, которой является налогоплательщик" раздела 1А (обязательный реквизит) указано "12" - Заказчик, при этом также заполнена строка 300 раздела 1А (обязательный реквизит), т.е. заявлены доходы по сделке;
По сделке № 30, сумма, указанная в пункте 300 «Сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), в рублях» (обязательный реквизит) Раздела 1А не совпадают с суммой значений строк 140 «Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» соответствующих разделов 1Б;
По сделкам № 17 и № 26 пункт 20 "Тип предмета сделки" 2-х Разделов 1Б (обязательный реквизит) заполнен значением "2" - Работы Услуги, при этом в пункте 30 «Наименование предмета сделки» соответствующих разделов 1Б (обязательный реквизит) указано "Право пользования лицензиями SAP", и следовательно предметом исполнения сделки выступает иной объект гражданских прав т.е. материальное или нематериальное благо, которое не относится к товарам, работам или услугам в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, но относится к объектам гражданских прав на основании статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации;
По сделкам № 12, № 13 и № 14 пункт 30 "Наименование предмета сделки" 52-х Разделов 1Б (обязательный реквизит) заполнен значением "предоставление займа", при этом в пункте 211 «Код стороны сделки» соответствующих разделов 1А (обязательный реквизит) указаны коды 20 и 21 (т.е. Заёмщик и Займодавец), и следовательно предметом сделки может выступать выплата (поступление) процентов по предоставленному займу;
По сделкам № 13, № 18 и № 33 пункт 70 "Код страны происхождения предмета сделки по классификатору ОКСМ (числовой)" 15-и Разделов 1Б (обязательный реквизит, если предметом сделки не являются работы или услуги) не заполнен.
В связи с выявлением недостоверных данных Инспекцией в адрес АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" направлено информационное письмо № 05-36/03022 от 16.08.2017 «О направлении сведений» о порядке заполнения уведомлений о контролируемых сделках, о выявленных недостоверных данных в представленном Обществом уточнённом уведомлении о контролируемых сделках за 2016 год № 1 и об ответственности налогоплательщиков за представление в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные данные, а также с предложением Обществу представить пояснения о причинах выявленных Инспекцией несоответствий и при необходимости представить уточнённое уведомление о контролируемых сделках за 2016 год.
Согласно пункту 2 статьи 105.16 НК РФ сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные в пункте уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Форма уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы установлен Приказом от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524@ Федеральной налоговой службы «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме».
В соответствии с Порядком заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, предусмотрены обязательные для заполнения и необязательные для заполнения пункты. Порядком заполнения также предусмотрено, что некоторые пункты заполняются только при наличии определенных условий. При этом пункты, обязательные для заполнения, непосредственно относятся к информации о контролируемой сделке, прямо предусмотренной в пункте 3 статьи 105.16 Кодекса, а именно:
календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках;
предметы сделок;
сведения об участниках сделок: полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в Российской Федерации); фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его идентификационный номер налогоплательщика; фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.
Пункты (строки) 210 "Код наименования сделки"; 211 "Код стороны сделки, которой является налогоплательщик"; 300 «Сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), в рублях» и 310 «Сумма расходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), в рублях» раздела 1А, а также пункты (строки) 20 "Тип предмета сделки"; 30 "Наименование предмета сделки"; 70 "Место совершения сделки (адрес места доставки (разгрузки) товара; оказания услуги, работы; совершения сделки с иными объектами гражданских прав)", 140 «Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» разделов 1Б установленной Приказом № ММВ-7-13/524@ формы уведомления о контролируемых сделках относится к числу сведений о предмете сделки и о сумме полученных доходов и(или) произведенных расходов по контролируемым сделкам, и в соответствии с пунктами 4.8, 4.19, 5.3, 5.4, 5.11 и 5.18 соответственно Приложения № 3 к Порядку заполнения является обязательным для заполнения, а недостоверные данные, отраженные в указанных пунктах уведомления, непосредственно влияют на достоверность информации о контролируемой сделке.
Порядок представления уведомления о совершении контролируемых сделок, предусмотренный статьей 105.16 НК РФ, определяет перечень сведений, которые должны содержаться в уведомлениях о контролируемых сделках, в том числе об участнике сделки и о предмете сделки.
Несообщение указанной информации в установленный срок либо представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, является нарушением пункта 3 статьи 105.16 НК РФ и образует объективную сторону налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 105.16. НК РФ предусматривает, что в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление. При этом в случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.4 НК РФ.
Инспекцией в адрес АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" письмом № 05- 36/04676@ от 25.12.2015 доведена информация о порядке заполнения уведомления о контролируемых сделках и в том числе строк 211 «Код стороны сделки», 300 «Сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), в рублях» и 310 «Сумма расходов (убытков) налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок) в рублях», раздела 1А, а также 30 "Наименование предмета сделки", 70 "Место совершения сделки (адрес места доставки (разгрузки) товара; оказания услуги, работы; совершения сделки с иными объектами гражданских прав)", 120 «Количество», 130 «Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.», 140 «Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» разделов 1Б.
Уточненное уведомление о контролируемых сделках за 2016 № 2 представлено в адрес налогового органа Налогоплательщиком 31.08.2017, т.е. после получения письма № 05- 36/03022 от 16.08.2017 (получено 23.08.2017) - момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках.
Таким образом, АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" представлено уточненное уведомление о контролируемых сделках за 2016 год № 1, содержащего искаженные данные о предмете сделки.
Недостоверные сведения, представленные налогоплательщиком в уведомлении, оказывали влияние на эффективность первичного анализа в отношении контролируемых сделок и последующего принятия мотивированного решения по вопросу о необходимости углубленного контроля, с истребованием расширенной информации, предусмотренной статьей 105.15 Налогового кодекса Российской Федерации, и документов, подтверждающих соответствующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ привлечению к ответственности подлежит должностное лицо организации, допустившее указанное нарушение.
Под должностным лицом, в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно- хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Из представленных АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" писем № 8/9457 от 13.09.2017 и № 8/10680 от 13.10.2017, документов и сведений следует, что в должностные обязанности начальника налогового управления Общества входит, в том числе, своевременное представление в налоговые органы форм налоговой отчётности (п.3.7 должностной инструкции), и что обязанности ... в период с ** ** ** исполняла Горшенёва О.В.
В судебном заседании Горшенёва О.В. вину в совершении административного правонарушения признала, просила прекратить производство по делу ст. 2.9 КоАП РФ.
Она просила учесть, что направленное 31.08.17 года уточненное уведомление о контролируемых сделках за 2016 год (№ 2) с исправленными сведениями не препятствовали идентификации контролируемых сделок. При этом допущенные Обществом ошибки в отдельных реквизитах уведомления носили технический характер. В «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V,1 и ст. 269 НК РФ» (утв. Президиумом ВС РФ 16.02,2017), указано, что недостоверное заполнение отдельных реквизитов уведомления является основанием для привлечения к ответственности лишь в том случае, если допущенные при заполнении уведомления ошибки препятствуют идентификации контролируемой сделки. Суть декларирования, к которому относится и представление уведомления о контролируемых сделках, заключается в предоставлении информации, достаточной для первичного анализа и принятия мотивированного решения по вопросу о необходимости углубленного контроля, с истребованием расширенной информации, предусмотренной ст. 105.15 НК РФ, и документов, подтверждающих соответствующие обстоятельства. Перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть отражены в уведомлении о контролируемых сделках, ограничен четырьмя группами информации (п. 3 ст. 105.16 НК РФ): календарный год, к которому относится уведомление; предметы сделок; сведения об их участниках; сумма полученных по сделкам доходов и (или) произведенных расходов. Следовательно, для применения ответственности за представление недостоверных сведений (представление сведений в искаженном виде), необходимо, чтобы допущенные ошибки не привели к искажению сведений, указанных в п. 3 ст. 105.16 НК РФ (о предмете сделок, календарному году, к которому относится уведомление, сведения об их участниках, суммах доходов/расходов). Данная позиция подтверждается тем, что налоговый орган не направлял обществу требований о представлении расширенной информации, предусмотренной ст. 105.15 НК РФ, и не запрашивал подтверждающие документы (абз. 2 стр. 5 протокола). Горшенёва О.В. также объяснила, что АО «Монди СЛПК» является добросовестным налогоплательщиком, своевременно и в полном объеме исполняющим установленные законом налоговые обязательства. Уведомление о контролируемых сделках за 2016 год представлено обществом в налоговый орган в установленный законом срок. Сведения, указанные в уведомлении, позволяли идентифицировать все контролируемые сделки. Налоговый орган располагал информацией о контролируемых сделках, необходимой для осуществления налогового контроля. Деяние не причинило ущерба государственным интересам, не посягнуло на установленный законодательством публично-правовой порядок в сфере налоговых правоотношений, оно не относится к категории злостных нарушений налогового законодательства, имеющих необратимый характер. Причиной совершения деяния явились непреднамеренные технические ошибки работника, которые каких-либо опасных последствий не повлекли.
В соответствии с частью 1 ст. 15.6 КоАП РФ, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного следует иметь ввиду, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Учитывая обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, его характером и последствиями, степень вины нарушителя, то обстоятельство, что ранее Горшенёва О.В. к административной ответственности не привлекалась, суд полагает возможным признать совершенное административное правонарушение малозначительным и освободить Горшенёву О.В. от административной ответственности в силу статьи 2.9 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 2.9,29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по административному делу в отношении Горшенёвой О.В. о совершении административного правонарушения по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ прекратить, с объявлением устного замечания.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья Нагибина Е.Л.