Дело № 5-32/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чадан 25 декабря 2019 года
Судья Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва Кочнёва А.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица
Б, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, работающего заместителем председателя администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва», проживающего по <адрес> Республики Тыва,
с участием Б, помощника прокурора Салчака Б.О.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурором Дзун-Хемчикского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, в отношении и.о председателя администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» Б.
В постановлении и.о.прокурора Дзун-Хемчикского района Ондар Д.А. о возбуждении дела об административном правонарушении от 13 декабря 2019 года в отношении и.о председателя администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» Б указано, что прокуратурой района на постоянной основе осуществляется контроль за исполнением актов прокурорского реагирования, фактическим устранением допущенных нарушений. 15 августа 2019 за № 6-652в/2019 и.о председателю администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» Б внесено представление об устранении нарушений при принятии мероприятий, направленных на предупреждение и предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 21 августа 2019 года администрацией Дзун-Хечмикского района представление получено, однако в установленный законом месячный срок информация о результатах рассмотрения представления в прокуратуру района не поступила. В период с 6 августа 2019 года по 23 сентября 2019 года обязанности председателя муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» исполнял заместитель председателя – начальник управления сельского хозяйства администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» Б Он являясь должностным лицом, выполняющим организационно распорядительные функции в администрации района, не организовал безотлагательное рассмотрение актов прокурорского реагирования, не предоставил сведения в письменной форме об устранении допущенных нарушений в установленный законом срок, в частности, не проконтролировал исполнение представления прокурора. 23 сентября 2019 года
представление прокурора не выполнено в связи с чем и.о администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республкии Тыва» допущено умышленное невыполнение законных требований прокурора района, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, что влечет административную ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ.
В судебном заседании помощник прокурора Салчак Б.О. просил привлечь заместителя председателя администрации муниципального района «Дзун-Хемчикскийкожуун Республики Тыва» Б к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ.
Привлекаемое лицо – заместитель председателя администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» Б пояснил, что у него не было умысла на невыполнение законных требований прокурора района, так как представление прокурора отписано для исполнения конкретному лицу – специалисту, и данное представление прокурора он отписал специалисту отдела по жизнеобеспечению Н, занимающему решением вопросов, указанных в представлении прокурора. В свою очередь он не проконтролировал исполнение представления в связи большим объемом работы, текущими вопросами. Ответ был представлен прокурору позже. Объяснение он не давал, у него не было прямого умысла на невыполнение требований прокурора, указанных в представлении.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 15 августа 2019 года прокурором Дзун-Хемчикского района на имя и.о. председателя администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» Б внесено представление об устранении нарушений при принятии мероприятий, направленных на предупреждение и предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требует рассмотреть безотлагательно представление и принять меры по устранению нарушений законодательства, заблаговременно уведомить прокурора времени и месте рассмотрения представления, о результатах рассмотрения представления и о принятых мерах сообщить письменно в месячный срок, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.
Представление прокурора получено муниципальным районом «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» 21 августа 2019 года С, что подтверждается записью в книге учета документов прокуратуры Дзун-Хемчикского района, отправленных нарочным за 2019 год.
Должность и полномочия С никакими документами не подтверждено, при этом лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Со слов БС секретарь в приемной председателя, которая получает корреспонденцию.
12 декабря 2019 года прокуратурой района заместителю председателя администрации района Б направлено требование за № 7/1-2019, в котором просит 13 декабря 2019 года к 17 часам 00 минут явиться в прокуратуру для ознакомления с постановлением о возбуждении административного производства и дачи пояснений. Требование получено Б 12 декабря 2019 года (л.д. 10).
Согласно распоряжению главы муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» на заместителя председателя – начальника управления сельского хозяйства администрации Дзун-Хемчикскогокожууна Республики Тыва Б возложены обязанности председателя администрации Дзун-Хемчикскогокожууна Республики Тыва с 6 августа по 23 сентября 2019 года (л.д.11).
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для наложения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Несоблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону в данном административном правонарушении составляет неисполнение законного требования прокурора, вытекающего из его полномочий.
То есть, действия гражданина образуют состав административного правонарушения только в случае, когда данный гражданин умышленно не исполнил законное требование прокурора.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица.
Диспозиция ст.17.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за умышленное невыполнение требования прокурора, вытекающего из его полномочий, установленных федеральным законом.
Согласно частям 1 и 3 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии со ст.28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется, а постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст.28.2 КоАП РФ).
В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении и в приложенных к нему материалах отсутствует объяснение Б относительно обстоятельств, которые вменяются ему в качестве наказуемых.
В графе «объяснения и замечания по содержанию постановления», где привлекаемое лицо Б написал «с постановлением согласен, вину признаю» невозможно сделать однозначный вывод о том, что он дал объяснение относительно обстоятельств, которые вменяются ему.
Кроме того, привлекаемое лицо Б в судебном заседании пояснил, что ему не дали возможность объяснится по обстоятельствам дела, а только ознакомили с постановлением, у него не было умысла на невыполнение законного требования прокурора.
Таким образом, при составлении прокурором Дзун-Хемчикского района постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Б фактически не была представлена возможность дать свои объяснения, представить доказательства своей невиновности, т.е. нарушено право на защиту своих интересов, гарантированное Конституцией РФ.
Данные обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных Кодека об административный правонарушениях Российской Федерации, и гарантированных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем постановление об административном правонарушении не может быть признан допустимым доказательством по делу.
Кроме того, в составленном прокурором Дзун-Хемчикского района постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении указано, что Б, являясь должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные функции в администрации района, не организовал безотлагательное рассмотрение актов прокурорского реагирования, предоставление сведений в письменной форме об устранении допущенных нарушений в установленный законом срок, в частности, не проконтролировал исполнение представлений прокурора.
Между тем, в материалах дела отсутствуют должностные обязанности Б или нормативные акты, на основе которых регулируется деятельность председателя администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва», из которых бы следовало, что именно на него возложена обязанность выполнять организационно-распорядительные функции в администрации района (организовать безотлагательное рассмотрение актов прокурорского реагирования; контролировать исполнение представлений прокурора). Также, не представлены документы, подтверждающие, какие конкретно меры предпринимались по выполнению представления или же наоборот не предпринимались.
В административных материалах отсутствуют сведения, подтверждающие изложенные доводы.
В соответствии с п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Поскольку предполагаемая вина должностного лица Б в совершении административного правонарушения установлена на основании недопустимого доказательства, полученного с нарушениями закона (постановления об административном правонарушении), производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление выносится решение о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах, в связи с тем, что имеющиеся по делу доказательства не позволяют сделать вывод о виновности Б в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, дело об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении заместителя председателя администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» Б прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.Ш. Кочнёва