ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-32/20 от 26.05.2020 Приволжского районного суда (Астраханская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2020 г.

с. Началово

Судья Приволжского районного суда Астраханской области Бавиева Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №5-32/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), в отношении юридического лица - Государственного автономного образовательного учреждения Астраханской области высшего образования «Астраханский государственный архитектурно-строительный университет» (далее ГАОУ АО ВО «АГАСУ»), <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Юридическое лицо ГАОУ АО ВО «АГАСУ», имея реальную возможность для соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации, в нарушении ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», до 17.01.2020 (дата обнаружения административного правонарушения), осуществило сброс на почву на общей площади около 10 кв.м. отходов производства и потребления в виде обрези деревьев (веток), оставшихся после опиловки деревьев около общежития №1 ГАОУ АО ВО «АГАСУ», расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Татищева, д, 22, на территорию земельного участка с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>, а также на указанном выше земельном участке, в период до 17.01.2020 допустило несанкционированное размещение на почве отходов производства и потребления в виде твердых коммунальных отходов, а именно: пластиковых бутылок, полиэтиленновых пакетов на общей площади около 10 кв.м.

В судебном заседании представитель ГАОУ АО ВО «АГАСУ» Ахмедова А.Р., действующая на основании доверенности, с протоколом об административном правонарушении согласилась. Просила строго юридическое лицо не наказывать, поскольку нарушение имело место на не большой площади, 10 кв.м., вред природе причинен не был, обрези деревьев жители растаскали на дрова, участок был очищен от твердых коммунальных отходов. Просила учесть, что ГАОУ АО ВО «АГАСУ» является бюджетным учреждением.

Выслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, прихожу к выводу, что в действиях юридического лица ГАОУ АО ВО «АГАСУ» имеется состав административного правонарушения, который квалифицирую по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, утилизации отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.2.3 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Согласно статье 1 Закона об отходах отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В силу пункта 2 статьи 11 Закона об отходах юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Фактические обстоятельства дела об административном правонарушении и вина юридического лица в его совершении подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении №025490 от 23.03.2020, в котором описано событие административного правонарушения (л.д. 1-4);

- информацией прокуратуры Приволжского района от 21.01.2020 о выявленных нарушениях законодательства об охране окружающей среды, согласно которой в нарушение п.п.2 ч.1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" восточная часть земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, закрепленного ха АГАСУ на праве оперативного управления, захламлена твердыми отходами: пластиковыми бутылками, полиэтилетовыми пакетами, ветками деревьев, площадь захламления около 10 кв.м. (л.д. 18-19);

- актом проверки, согласно которому 17.01.2020 старшим помощником прокурора Приволжского района Астраханской области Мамцевым М.Н., с участием проректора АГАСУ Сафрыгина Н.В. на основании решения о проверке от 16.01.2020, проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе обследования установлен факт несанкционированного размещения на почве отходов производства и потребления в виде твердых коммунальных отходов, а именно пластиковые бутылки; полиэтиленовые пакеты; ветки деревьев; на общей площади около 10 кв.м. Факт сжигания указанных отходов производства и потребления не установлен (л.д. 20);

-фотосъемкой (л.д. 21);

- письменным объяснением проректора по административно-хозяйственной части ГАОУ АО ВО «АГАСУ» Сафрыгина Н.Ф. от 20.01.2020, из которого следует, что в октябре 2019 года им было дано указание водителю Маркину А.В. перевезти обрезь деревьев с общежития по <адрес> на базу, расположенную по адресу: <адрес>. Перевозка обрези деревьев осуществлялась 3 дня. Планировалось временное хранение указанных веток на базе, а весной переработка на щепорубительной машине. Сжигание указанных веток не производилось, в связи с угрозой возгорания сухой растительности и объектов, расположенных на базе. При перевозке мусора по автодороге Астрахань-Началово в режиме автоматической фиксации было зафиксирована перевозка негабаритных грузов, за что юридическое лицо было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей. У учреждения имеется договор на вывоз отходов с ООО «ЭкоЦентр» (л.д. 22);

- распоряжением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области №170 от 11.04.2016 «Об изъятии государственного имущества Астраханской области из оперативного управления и закреплении его на праве оперативного управления» (л.д. 23-24);

- выпиской из ЕГРН от 18.05.2017 на земельный участок с КН30:09:080101:2 расположенный по адресу: <адрес>, согласно которой правообладателем земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования является ГАОУ АО ВО «АГАСУ». (л.д. 25-26);

- выпиской из ЕГРЮЛ № ЮЭ9965-20-13791597 от 19.02.2020, что Государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области высшего образования «Астраханский государственный архитектурно-строительный университет» является действующим юридическим лицом ( л.д. 27-28);

- Уставом Государственного автономное образовательное учреждение Астраханской области высшего образования «Астраханский государственный архитектурно-строительный университет», утвержденным министерством образования и науки Астраханской области от 12.08.2019, согласно п.п. 10.1, 10.2 и 10.4 которого, имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Земельные участки, необходимые для выполнения учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права пользования и распоряжение в пределах, установленных законодательством и Уставом. В силу п. 1.1 ГАОУ АО ВО «АГАСУ» учреждение является государственным автономным учреждением, находящимся в ведении Астраханской области. ( л.д. 29-70);

- письменными объяснениями представителя ГАОУ АО ВО «АГАСУ» Ахмедовой А.Р., что в октябре 2019 года работниками ГАОУ АО ВО «АГАСУ» проводилась опиловка деревьев, расположенных вблизи учебных корпусов ГАОУ АО ВО «АГАСУ» на территории Астрахани. Данные работы по опиловке деревьев проводились работниками ГАОУ ВО «АГАСУ» по непосредственному указанию проректора по АХЧ ГАОУ АО «АГАСУ» Сафрыгина Н.В. После опиловки, спил веток был опять же непосредственному указанию Сафрыгина Н.В. вывезен на территорию земель: участка с кадастровым номером - 30:09:080101:2, расположенного по адресу: <адрес> правообладателем которого является ГАОУ АО «АГАСУ», согласно распоряжения № 217 от 14.04.2017, вынесенного агентство: управлению государственным имуществом Астраханской области. Опиловка деревьев их сбор, транспортирование и сброс на почву на указанный выше земельный уча осуществлялось при непосредственном руководстве Сафрыгина Н.В. О проведении данных работ, транспортировании и сбросе на почву спила деревьев, ректор ГАОУ ВО «АГАСУ» Сафрыгиным Н.В. в известность поставлен не был. Об опиловке: перевозке спила деревьев ректор ГАОУ АО ВО «АГАСУ» Золина Т.В. узнала, когда имя ГАОУ АО ВО «АГАСУ» пришли два административных штрафа за перев негабаритных грузов на автомашине ГАОУ АО ВО «АГАСУ», то есть именно перевозку спила деревьев (л.д. 80)

- копией постановления №18810130191112024560 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.21.1 КоАП РФ, от 12.11.2019 в отношении ГАОУ АО ВО АГАСУ, из которого следует, что спил деревьев перевозился с нарушением Правил перевозки грузов 16.10.2019 (л.д. 85-86);

- копией постановления №18810130191113028519 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.21.1 КоАП РФ, от 13.11.2019 в отношении ГАОУ АО ВО АГАСУ, из которого следует, что спил деревьев перевозился с нарушением Правил перевозки грузов 17.10.2019 (л.д. 87-88);

- решением Приволжского районного суда Астраханской области от 09.12.2019 о переквалификации действий ГАОУ АО ВО АГАСУ с ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ на ч.7 ст.12.21.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. ( л.д. 89-92)

- решением Приволжского районного суда Астраханской области 09.12.2019 о переквалификации действий ГАОУ АО ВО АГАСУ с ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ на ч.7 ст.12.21.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. (л.д. 93-98).

Оснований не доверять представленным и исследованным в судебном заседании доказательствам не имеется.

Таким образом, из исследованных доказательств следует, что Государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области высшего образования «Астраханский государственный архитектурно-строительный университет» нарушило ст.51 Федерального закона от 10.01.2020 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществив сброс на почву отходов производства и потребления в виде обрези деревьев (веток), а также допустило несанкционированное размещение на почве отходов производства и потребления в виде твердых коммунальных отходов, что обоснованно зафиксировано в протоколе об административном правонарушении, который соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.

При определении вида и размера наказания учитываю характер совершенного административного правонарушения, смягчающие административную ответственность обстоятельства, а именно: признание вины, отсутствие сведений о привлечении ранее к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств не усматриваю.

Согласно п.3.1 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Принимая во внимание, что юридическое лицо – ГАОУ АО ВО АГАСУ является по своему типу образовательной организацией высшего образования, некоммерческой организацией, созданной дюля осуществления образовательной и научной деятельности (п. 1.4 Устава), его учредителем является субъект Российской Федерации – Астраханская область, его имущественное и финансовое положение, руководствуясь положениями ст. 3.1, ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ суд приходит к выводу о возможности назначения административного наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера, то есть в размере 50000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.10, ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области высшего образования «Астраханский государственный архитектурно-строительный университет» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (Пятьдесят тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

Получатель средств: УФК по Астраханской области (Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, юридический адрес:41400, г. Астрахань, ул. Советская, 14)

ИНН:3015071874, КПП:301501001, ОКТМО:12701000

Счет:40101810400000010009, БИК банка:041203001

Банк получателя: г. Астрахань, отделение г. Астрахань

КБК 018511601082019000140 Административные штрафы, установленные Главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, налагаемые должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждениями субъектов Российской Федерации (иные штрафы).

Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, вынесший постановление, направляет постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а также материал для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Бавиева Л.И.