ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-32/2014 от 05.03.2014 Самарского районного суда г. Самары (Самарская область)

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 по делу об административном правонарушении

 ДД.ММ.ГГГГ      г. Самара

 Судья Самарского районного суда г. Самара Дерунов Д.А., с участием представителя ОНД Самарского района г. Самары ГУ МЧС России по Самарской области ФИО1, представителя ЗАО «Сатурн-Самара» ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, рассмотрев в открытом судебном заседании материал дела об административном правонарушении, предусмотренным ч.5 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Сатурн-Самара», расположенного по адресу: <адрес>,

 УСТАНОВИЛ:

 Государственным инспектором городского округа Самара по пожарному надзору - начальником отделения отдела надзорной деятельности городского округа Самара ОНД ГУ МЧС России по Самарской области ФИО3 проверено исполнение законодательства о пожарной безопасности ЗАО «Сатурн-Самара», расположенного по адресу: <адрес>.

 В результате проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ года, на основании распоряжения главного государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №294, установлено, что ЗАО «Сатурн-Самара» нарушило требования пожарной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390, Строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (СНиП 21-01-97* приняты и введены в действие с 01.01.98г. Постановлением Минстроя России от 13.02.97г. №18-7), Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» НПБ 110-03, утвержденные приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 315, Своды правил по пожарной безопасности СП1.13130.2009г. СП 7.13130.2009г., СП 3.13130.2009г. СП 10.13130.2009г, Федеральный закон № 69-ФЗ от 21.12.1994г. (принят Государственной Думой 18 ноября 1994г.) Системы оповещения    и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях НПБ 104-03 (Зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003 года. Регистрационный № 4837. Дата введения в действие 30 июня 2003 г., а именно:

 Здание торгового центра и складское здание не обеспечено устройством внутреннего противопожарного водопровода Нарушение: Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, ст.4, ст.86, свод правил СП10.13130.2009 п.4.1.1., СНиП 2.04.01-85* п. 6.1*.

 Система автоматической пожарной сигнализации (№) находится в неработоспособном состоянии.

 Нарушение: Правила противопожарного режима в РФ п.61.

 3.    Предел огнестойкости строительных конструкций второй эвакуационной лестничной клетки не соответствует требованиям пожарной безопасности (ограждающие конструкции стеклянные, марши и площадки металлические). Нарушение: Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ таблица 21, СНиП 21-01-97* п.5.19,т.4*,т.5*.

 4.    В местах пересечения системой вентиляции противопожарных преград здания отсутствуют противопожарные клапаны.

 Нарушение: Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, ст.4, ст. 13 8, свод правил СП 7.13130.2009 п. 6.65, СНиП 41-01-2003 п.7.11.1.

 5.    Ширина марша второй лестничной клетки менее 1,2м.

 Нарушение: Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, ст.4, ст.53, свод правил СП 1.13130.2009 п. 4.4.1, п. 7.2.5, СНиП 21-01-97* п. 6..29

 Ширина эвакуационного выхода наружу на первом этаже здания менее 1,2м (фактически 0,75м). Нарушение: Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, ст.4, ст.53, свод правил СП 1.13130.2009 п. 9.1.3, п. 7.2.5, СНиП 21-01-97* п.6.16.

 Помещения складов, административно-бытовые помещения (литер М) не защищены автоматической установкой пожаротушения (литер №). Нарушение: ФЗ-69 «О пожарной безопасности» ст.1, НПБ 110-03 табл.1 п.2.

 Отсутствует система оповещения людей о пожаре в помещениях складов и административно-бытовых помещениях (литер №) (литер №). Нарушение: Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ ст.4, ст.84, свод правил СП 3.13130.2009 таблица 2, НПБ 104-03 п.5.1 табл.2.

 Инспектор отделения отдела надзорной деятельности городского округа Самара ОНД ГУ МЧС России по Самарской области ФИО1 просила признать виновным ЗАО «Сатурн-Самара» в совершении указанного административного правонарушения, пояснив, что дополнительные договоры аренды, которыми соблюдение правил пожарной безопасности было возложено на арендодателя – ФИО5, на момент проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали и проверяющим не предъявлялись.

 Представитель ЗАО «Сатурн-Самара» ФИО2 в судебном заседании просил дело об административном правонарушении прекратить, ввиду отсутствия вины юридического лица по основаниям, указанным в письменных объяснениях.

 Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу, что ЗАО «Сатурн-Самара» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст.20.4 КоАП РФ.

 В соответствии со ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

 Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Основным нормативным документом, регламентирующим обеспечение пожарной безопасности, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Нарушение требований пожарной безопасности состоит в невыполнении либо ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.

     Судом установлено, что ЗАО «Сатурн-Самара» допустило нарушение следующих требований пожарной безопасности: Здание торгового центра и складское здание не обеспечено устройством внутреннего противопожарного водопровода; Система автоматической пожарной сигнализации (Литер №) находится в неработоспособном состоянии; Предел огнестойкости строительных конструкций второй эвакуационной лестничной клетки не соответствует требованиям пожарной безопасности (ограждающие конструкции стеклянные, марши и площадки металлические); В местах пересечения системой вентиляции противопожарных преград здания отсутствуют противопожарные клапаны; Ширина марша второй лестничной клетки менее 1,2м.; Ширина эвакуационного выхода наружу на первом этаже здания менее 1,2м (фактически 0,75м); Помещения складов, административно-бытовые помещения (литер №) не защищены автоматической установкой пожаротушения (литер №); Отсутствует система оповещения людей о пожаре в помещениях складов и административно-бытовых помещениях (литер №) (литер №).

 Факт совершения ЗАО «Сатурн-Самара» административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.4 КоАП РФ и его виновность подтверждается собранными по делу об административном правонарушениями доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ г., распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ года, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ года, предписанием №, постановлением о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ года, признанные судом допустимыми доказательствами.

 Учитывая, что за вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности юридическое лицо ЗАО «Сатурн-Самара» постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ за административные правонарушения предусмотренные ч. 1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ ранее привлекалось к административной ответственности, то есть данные нарушения совершены повторно, в связи с чем ЗАО «Сатурн-Самара» подлежит привлечению к административной ответственности предусмотренной ч. 5 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности установленные должностным лицом органа ГПН с учетом характера нарушения, а также исходя из организационных и технических условий, влияющих на их устранение, по мнению суда, являются разумными и достаточными.

 На основании абз. 5 ч. 1 ст. 38 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут не только собственники имущества, но и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

 В соответствии с договорами аренды № от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Сатурн-Самара» является арендатором принадлежащих ФИО5 объектов, расположенных по адресу: <адрес>, литера №.

 В соответствии с п. 4.1.4. указанных Договоров аренды, в обязанность арендатора - ЗАО «Сатурн-Самара» входило соблюдение и обеспечение на Объекте аренды правил пожарной и электрической безопасности, санитарно-эпидемиологических норм и норм экологической безопасности, а также требований отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности Арендатора и арендуемого им объекта.

 В ходе проверки надзорным органом помещений ЗАО «Сатурн-Самара» было установлено, что все осматриваемые помещения находятся в пользовании ЗАО «Сатурн-Самара», что отражено в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ года.

 Доводы представителя ЗАО «Сатурн-Самара» о том, что работы по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, перечисленных в протоколе № об административном правонарушении являются работами капитального характера, в связи с чем бремя их выполнения и содержания имущества в состоянии, соответствующем требованиям пожарной безопасности, несет арендодатель - ФИО5, что также подтверждается Дополнительными соглашениями к договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ года, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку п. 4.1.4. Договоров аренды № от ДД.ММ.ГГГГ обеспечение на Объекте аренды правил пожарной и электрической безопасности возложено на ЗАО «Сатурн-Самара». Представленные в судебное заседание Дополнительные соглашения к договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ вызывают у суда сомнения в легитимности даты их заключения, поскольку на момент проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ года, представителями ЗАО «Сатурн-Самара» указанные документы надзорному органу представлены не были, каких-либо возражений от них не поступило.

 Таким образом, суд полагает, что наличие указанных выше нарушений позволяет сделать вывод о том, что ЗАО «Сатурн-Самара» является субъектом указанного правонарушения.

 Выводы представителя ЗАО «Сатурн-Самара» о том, что повторное указание на ранее уже выявленное административное правонарушение, состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 5 КоАП РФ не образует, основано на неправильном толковании действующего законодательства, поскольку в данном случае имеет место повторное бездействие, содержащее в себе признаки административного правонарушения.

 При назначении наказания за совершенное правонарушение, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения в области пожарной безопасности.

 Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" и "ВОЛМЕТ", открытых акционерных обществ "Завод "Реконд", "Эксплуатационно-технический узел связи" и "Электронкомплекс", закрытых акционерных обществ "ГЕОТЕХНИКА П" и "РАНГ" и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Детская городская больница N 3 "Нейрон" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" постановлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией.

 Учитывая характер и последствия совершенного ЗАО «Сатурн-Самара» административного правонарушения, устранения ряда нарушений Правил пожарной безопасности, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, в целях обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания, суд полагает возможным снизить ниже низшего предел санкции ст. 20.4 ч. 5 КоАП РФ, предусмотренной для юридических лиц и назначить ЗАО «Сатурн-Самара» наказание в виде штрафа в размере № рублей.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9- 29.11 КоАП РФ, суд

 ПОСТАНОВИЛ:

 Признать ЗАО «Сатурн-Самара» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере № рублей.

 Административный штраф подлежит уплате не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу на расчетный счет № в ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области. Получатель: ИНН <***>, КПП 631501001 УФК РФ по Самарской области /Главное управление МЧС России по <адрес>/ БИК 043601001, Код БК 177 1 16 27000 01 6000 140, ОКТМО 36701000.

 Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня вручения копии постановления.

 Судья Д.А. Дерунов