ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-32/2018 от 06.06.2018 Новоуральского городского суда (Свердловская область)

Дело №5-32/2018ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Новоуральского городского суда Свердловской области Зараева Н.В.,

при секретаре Синицкой А.Т.,

с участием защитника Общества с ограниченной ответственностью «Утилис» Мухина Г.П.,

потерпевшего Л. и его представителей Буровой А.В., Козлова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело на основании ст.ст.29.5 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Утилис», ОГРН ХХХ, ИНН ХХХ, дата государственной регистрации ХХХ, юридический адрес: Свердловская область, г.Новоуральск, ул. О., ХХХ, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведения административного расследования в период с ХХХ по ХХХ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Утилис» специалистом – экспертом отдела надзора и государственных услуг Межрегионального управления № 31 ФМБА России Рукавичниковой Е.А. составлен протокол об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Утилис». ХХХ специалистом – экспертом отдела надзора и государственных услуг Межрегионального управления № 31 ФМБА России Рукавичниковой Е.А. вынесено определение об устранении технических описок в протоколе.

Так, из протокола об административном правонарушении № ХХХ от ХХХ с учетом определения об устранении описок следует, что ХХХ в ХХХ часов ООО «Утилис» при осуществлении деятельности по размещению отходов на полигоне ООО «Утилис» на территории г.Новоуральска по ул. О., ХХХ допущены следующие нарушения:

1. Размещение на полигоне ООО «Утилис» промышленных отходов 1 и 2 классов опасности предприятия ОАО «ХХХ» в карте, предназначенной для размещения отходов 3 класса опасности и отходов производства, которые не согласованны с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, а именно:

1.1 отходы зачистки оборудования производства серной кислоты из отходящих газов производства черной меди, образованный в процессе деятельности зачистки башенного и емкостного оборудования газоходных трактов цеха серной кислоты в производстве продуктовой серной кислоты, принятые на полигон промышленных отходов ООО «Утилис», согласно представленному паспорту отходов 1-4 класса опасности имеет 3 класс опасности. На основании согласования классов опасности отходов производства и потребления Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, исх. № ХХХ от ХХХ г. и № ХХХ от ХХХ, установлено, что по данному виду отхода отсутствует согласование класса опасности,

1.2 осадок мышьякосодержащий обезвоженный очистки кислых стоков промывки отходящих газов производства черной меди при их утилизации в производстве кислоты серной, образованный в процессе деятельности очистки промстоков от мышьяка, 1-ая стадия в производстве продуктовой серной кислоты, принятый на полигон промышленных отходов ООО «Утилис», согласно представленному паспорту отходов 1-4 класса опасности имеет 3 класс опасности. На основании согласования классов опасности отходов производства и потребления Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, исх. № ХХХ от ХХХ и № ХХХ от ХХХ установлено, что по данному виду отхода отсутствует согласование класса опасности, ^

1.3 катализатор ванадиевый производства серной кислоты с остаточным содержанием оксидов серы отработанный, образованный в процессе деятельности производства продуктовой серной кислоты и олеума, принятый на полигон промышленных отходов ООО «Утилис», согласно представленному паспорту отходов 1-4 класса опасности имеет 3 класс опасности. На основании согласования классов опасности отходов производства и потребления Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, исх. № ХХХ от ХХХ, установлено, что данный вид отхода производства согласован как 2 класс опасности,

1.4 отходы производства олеума, кислоты серной (полиметаллический мышьякосодержащий сульфидный концентрат), принятые на полигон промышленных отходов ООО «Утилис», при наличии письма Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, исх. № ХХХ от ХХХ, что данный вид отхода относится к 3 классу опасности. На основании согласования классов опасности отходов производства и потребления Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, исх. № ХХХ от ХХХ, установлено, что данный вид отхода производства согласован как 1 класс опасности,

1.5 отходы производства олеума, кислоты серной (шлам очистки башенного и емкостного оборудования газоходных трактов), принятые на полигон промышленных отходов ООО «Утилис», при наличии письма Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, исх. № ХХХ от ХХХ, что данный вид отхода относится к 3 классу опасности. На основании согласования классов опасности отходов производства и потребления Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, исх. № ХХХ от ХХХ установлено, что данный вид отхода производства согласован как 1 класс опасности, что является нарушением требований ст. 1, ч. 1 ст. 2, ст. 11, ст. 22, ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 39, ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.2, п. 2.3, п. 2.8, п. 2.9, п. 2.10 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», п. 4.12, п. 4.13, п. 4.14, п. 4.15 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

2. Размещение на полигоне ООО «Утилис» промышленных отходов предприятия АО «Уралэлектромедь», в карте, предназначенной для размещения отходов 3 класса опасности и которые не согласованны с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, а именно:

2.1 пыль газоочистки обжигового и плавильного переделов производства черновой меди, содержащая цветные металлы, образованная в процессе деятельности очистки выбросов от пыли в циклонах «ХХХ», согласно представленному паспорту отходов 1-4 класса опасности имеет 3 класс опасности. На основании согласования классов опасности отходов производства и потребления Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, исх. № ХХХ от ХХХ установлено, что данный вид отхода производства согласован как 2 класс опасности.

2.2 пыль газоочистки цинкосодержащая при горячем цинковании металлических поверхностей, образованная в процессе деятельности очистки отходящих газов ванны цинкования цеха горячего цинкования, согласно представленному паспорту отходов 1-4 класса опасности имеет 3 класс опасности. На основании согласования классов опасности отходов производства и потребления Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, исх. № ХХХ от ХХХ установлено, что по данному виду отхода отсутствует согласование класса опасности.

2.3 смет с территории предприятия малоопасный, образованный в процессе деятельности уборки территории, автодорог, железнодорожных путей предприятия, а также при строительстве и ремонте дорог, согласно представленному паспорту отходов 1 -4 класса опасности имеет 4 класс опасности. На основании согласования классов опасности отходов производства и потребления Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, исх. № ХХХ от ХХХ, установлено, что данный вид отхода производства согласован как 3 класс опасности, что является нарушением требований ст. 1, ч. 1 ст. 2, ст. 11, ст. 22, ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 39, ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.2, п. 2.3, п. 2.8, п. 2.9, п. 2.10 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», п. 4.12, п. 4.13, п. 4.14, п. 4.15 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

3.Размещение на полигоне ООО «Утилис» промышленных отходов 1 класса опасности в карте, предназначенной для размещения отходов 3 класса опасности предприятия ООО «ХХХ», а именно:

3.1 осадок мышьяксодержащий обезвоженный очистки кислых стоков промывки отходящих газов производства черной меди при их утилизации в производстве кислоты серной, образованный в процессе деятельности очистки промстоков технологического процесса производства олеума, кислоты серной по сульфидно-известковой технологии, принятый на полигон промышленных отходов ООО «Утилис», согласно представленному паспорту отходов 1-4 класса опасности имеет 3 класс опасности. На основании согласования классов опасности отходов производства и потребления Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, исх. № ХХХ от ХХХ установлено, что данный вид отхода производства согласован как 1 класс опасности, что является нарушением требований ст. 1, ч. 1 ст. 2, ст. 11, ст. 22, ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 39, ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.2, п. 2.3, п. 2.8, п. 2.9, п. 2.10 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», п. 4.12, п. 4.13, п. 4.14. п. 4.15 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

4. Допущена приемка на полигон ООО «Утилис» промышленных отходов опасности от предприятий на транспорте, не исключающем возможность ситуаций, потерь и загрязнения окружающей среды по пути следования:

- открытый кузов транспорта;

- колеса автотранспорта загрязнены отходами производства (на колесах видны следы вещества желтого цвета), что является нарушением требований ст. 1, ч. 1 ст. 2, ст. 11, ст. 22, ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 1, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3.19 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

5. Допущено на полигоне ООО «Утилис» при размещении отходов производства 1 класса опасности несоответствие высоты кольцевой дамбы (вала) по периметру 1,5м., при санитарно-эпидемиологических требованиях, что высота кольцевого вала должна быть не менее 2 метров, что является нарушением требований ст. 1, ч. 1 ст. 2, ст. 11, ст. 22, ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.4.21 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

6. На полигоне строительных и промышленных отходов ООО «Утилис» не предусмотрена дренажная система для отвода фильтрата - на момент проведения обследования полигона ООО «Утилис» обнаружено наличие слоя воды на дне карты, что является нарушением требований ст. 1, ч. 1 ст. 2, ст. 11, ст. 22, ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.20 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

7. Отсутствует согласование с Межрегиональным управлением № 31 ФМБА России объема исследований и перечня изучаемых показателей при мониторинге состояния почвы на территории санитарно-защитной зоны полигона строительных и промышленных отходов ООО «Утилис», что является нарушением требований ст. 1, ч. 1 ст. 2, ст. 11, ст. 22, ч.3 ст. 29, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.3, п. 6.7 СанПиН 2.1.7.1287-03 «Почва. Очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

Таким образом, при осуществлении деятельности ООО «Утилис» по адресу: Свердловская область, г. Новоуральск, О., ХХХ, нарушено законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

У ООО «Утилис» имелась возможность для соблюдения государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению и предотвращению нарушений и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан на территории ЗАТО Новоуральского городского округа.

В судебном заседании защитник ООО «Утилис» Мухин Г.П. вину в совершенном правонарушении не признал, указав, что ООО «Утилис» действует на основании лицензии ХХХ № ХХХ от ХХХ года, при ее получении общество представило в лицензирующий орган санитарно-эпидемиологическое заключение № ХХХ от ХХХ о соответствии санитарным правилам и нормативам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии планирует использовать при своей деятельности, каких-либо ограничений на использование обществом полигона для размещения промышленных отходов, класс опасности которых по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека не соответствует классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду или класс опасности которых по таким критериям не определен, не установлено. У общества отсутствует обязанность требовать при приеме отходов на хранение от третьих лиц подтверждения класса опасности отходов по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека. Поскольку общество не занимается захоронением отходов, то ссылка в протоколе на нарушение п. 4.12, 4.13, 4.14, 4.15 Сан-ПиН 2.1.7.1322-03 необоснованна. Полагает, что ООО «Утилис» в вину необоснованно вменено нарушение п.3.19 СанПиН 2.1.7.1322-03, поскольку данные действия совершены третьими лицами, осуществляющими перевозку отходов, кроме этого, отсутствуют в протоколе сведения о транспортном средстве, перевозившем отходы, не указана норма права, которая запрещает перевозку упакованных отходов в открытом кузове транспортного средства. Полигон промышленных отходов имеет заключение о соответствии требованиям техрегламентов и проектной документации, выданных Управлением Госстройнадзора Свердловской области, проектная документация проходила государственную экспертизу, кроме этого, общество не занимается захоронением отходов, в связи с чем положения СанПиН о наличии кольцевого обвалования высотой 2 метров к обществу не применимы. На полигоне для предотвращения попадания загрязнений в водоносный горизонт, предусмотрено устройство защитного противофильтрационного экрана из глины Верхне-Тагильского месторождения керамзитовых глин, причины образования воды на дне карты полигона не установлены, могут быть связаны с таянием снега, их отвод осуществляется в соответствии с проектом. Учитывая, что на момент проведения проверки должностным лицом не пропущен срок согласования программы мониторинга с Межрегиональным управлением № 31 ФМБА России, не пропущен срок проведения мероприятий по мониторингу почвы, следовательно данное нарушение не может быть вменено ему в вину. Полагает, что по всем нарушениям, указанным в протоколе об административном правонарушении и которые вменяются в вину юридическому лицу, событие административного правонарушения отсутствует, в связи с чем производство по делу должно быть прекращено. Также указал на процессуальные нарушения при проведении проверки в отношении юридического лица, поскольку поводом к началу проверки послужило обращение Л., в котором не были указаны нарушения, выявленные при административном расследовании, фактически проводилась проверка, однако юридическое лицо в установленные сроки предупреждено о начале проверки не было, не привлекался прокурор, то есть нарушены требования Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», допущены нарушения при проведении экспертизы, поскольку врач по общей гигиене отдела санитарной экспертизы ФГУЗ ЦГиЭ № 31 ФМБА Е., помимо того, что не уполномочен проводить экспертизы в рамках административного расследования, также не был предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Осмотр территории полигона произведен без участия понятых и без проведения видеозаписи в нарушение ст.27.8 КоАП РФ. В определении о возбуждении административного расследования отсутствуют сведения о времени выявления события правонарушения, а также указано, что дело возбуждено по факту размещения отходов промышленных предприятий 1 и 2 класса опасности на полигоне при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения и лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов 1 и 2 классов опасности, однако в протоколе указано, что событие выявлено ХХХ года в ХХХ часов, указаны уже иные нарушения, то есть иное событие нарушения выявлено непосредственно должностным лицом вне рамок административного расследования. Протокол не содержит сведений о фамилии, имени, отчестве, адресе места жительства потерпевшего. Просил прекратить дело об административном правонарушении в связи с отсутствием события правонарушения.

Потерпевший Л. и его представители указали, что потерпевший обратился к президенту Российской Федерации с заявлением, просил проверить законность размещения на полигоне «Утилис» отходов 1 и 2 классов опасности, поскольку размещение данных отходов противоречит законодательству, санитарным нормам, может причинить вред здоровью людей, проживающих на территории г.Новоуральска. Данная информация подтвердилась в ходе проведения административного расследования, просили признать ООО «Утилис» виновным в совершении административного правонарушения и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности.

Представитель Межрегионального управления № 31 ФМБА России Манторова М.А. пояснила, что Межрегиональным управлением № 31 ФМБА России было проведено административное расследование, в рамках которого были выявлены нарушения требований санитарного законодательства в деятельности ООО «Утилис» при обращении с отходами производства и потребления на полигоне по адресу: г.Новоуральск, ул.О., ХХХ, что послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении, поскольку в действиях ООО «Утилис» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. Должностным лицом соблюдены все требования закона как при возбуждении дела об административном расследовании, проведении административного расследования, так и при составлении протокола. Доказательства, представленные суду, получены в строгом соответствии с законом. Возражения ООО «Утилис» основаны на неправильном толковании закона и не могут являться основанием для освобождения от ответственности. Поскольку имеется угроза причинения вреда среде обитания и здоровью населения при осуществлении деятельности ООО «Утилис», связанной с обращением отходов, имеются основания для административного приостановления деятельности.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, представленные в судебное заседание документы, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами и влечет наложение на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний, которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасной продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в местах централизованного обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль; отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.

В соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

В соответствие с ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления следующих видов деятельности: медицинская и фармацевтическая деятельность, деятельность в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности, образовательная деятельность.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» - отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» - индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны - осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» - транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

В соответствии с п. 2.2 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» - определение класса опасности отхода осуществляется аккредитованными в установленном порядке организациями.

В соответствии с п. 2.8 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» - состав отхода определяется производителем (собственником) отхода самостоятельно или с привлечением аккредитованных в установленном порядке организаций.

В соответствии с п. 2.9 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» - определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались.

В соответствии с п. 2.10 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» - установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории.

В соответствии с п. 2.3 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» - обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов, и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека. Степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем.

Санитарно-эпидемиологические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности устанавливаются СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека. Согласно п. 2.1 СП 2.1.7.1386-03 отходы по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека распределяются на четыре класса опасности:

-1 класс - чрезвычайно опасные;

- 2 класс - высоко опасные;

- 3 класс - умеренно опасные;

- 4 класс - мало опасные.

Пунктами 4.12, 4.13, 4.14, 4.15, 4.20, 4.21 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» установлено следующее.

4.12. Хранение и захоронение отходов на объекте осуществляется с учетом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости, класса опасности веществ и их компонентов.

4.13. Захоронение отходов I класса опасности, содержащие водорастворимые вещества, следует производить в котлованах в контейнерной упаковке, в стальных баллонах с двойным контролем на герметичность до и после их заполнения, помещаемых в бетонный короб. Заполненные отходами котлованы изолируются слоем грунта и покрывается водонепроницаемым покрытием.

4.14. При захоронении отходов, содержащих слаборастворимые вещества I класса опасности, должны быть предусмотрены дополнительные меры по гидроизоляции стен и дна котлованов с обеспечением коэффициента фильтрации не более 1Е(-8) см/с.

4.15. Твердые пастообразные отходы, содержащие растворимые вещества II - III класса опасности, подлежат захоронению в котлованах с гидроизоляцией дна и боковых стенок.

Захоронение твердых и пылевидных отходов, содержащих отходы II - III класса опасности, нерастворимые в воде, осуществляют в котлованах с уплотнением грунтом с коэффициентом фильтрации не более 1Е(-6) см/с.

Твердые отходы IV класса опасности складируются на специальной карте с послойным уплотнением. Эти отходы в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением могут использоваться в качестве изолирующего материала.

4.20. Для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона предусматривается система нагорных канав и дождевая канализация, а для отвода фильтрата - дренажная система.

4.21. В проекте полигона по всему периметру зоны захоронения должны быть предусмотрены кольцевой канал и кольцевой вал высотой не менее 2 м.

Пункт 3.19 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» устанавливает, что транспортировка промышленных отходов вне предприятия осуществляется всеми видами транспорта - трубопроводным, канатным, автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным. Перевозки отходов от основного предприятия к вспомогательным производствам и на полигоны складирования осуществляются специально оборудованным транспортом основного производителя или специализированных транспортных фирм. Конструкция и условия эксплуатации специализированного транспорта должны исключать возможность аварийных ситуаций, потерь и загрязнения окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов с одного вида транспорта на другой. Все виды работ, связанные с загрузкой, транспортировкой и разгрузкой отходов на основном и вспомогательном производствах, должны быть механизированы и по возможности герметизированы.

В соответствии с п. п. 1.3, п. 6.7 СанПиН 2.1.7.1287-03 «Почва. Очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» требования настоящих санитарных правил обязательны для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями независимо от их подчиненности и форм собственности.

Мониторинг состояния почвы осуществляется в жилых зонах, включая территории повышенного риска, в зоне влияния автотранспорта, захороненных промышленных отходов (почва территорий, прилегающих к полигонам), в местах временного складирования промышленных и бытовых отходов, на территории сельскохозяйственных угодий, санитарно-защитных зон. Объем исследований и перечень изучаемых показателей при мониторинге определяются в каждом конкретном случае с учетом целей и задач по согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Судьей установлено, что при осуществлении деятельности ООО «Утилис», осуществляющим деятельность по размещению отходов по адресу: ЗАТО г.Новоуральск, ул.О., ХХХ были допущены нарушения требований ст. 1, ч. 1 ст. 2, ст. 11, ст. 22, ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 39, ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.2, п. 2.3, п. 2.8, п. 2.9, п. 2.10 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», п. 4.12, п. 4.13, п. 4.14, п. 4.15 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», п. 3.19 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», п. 4.20, 4.21 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», п. 1.3, п. 6.7 СанПиН 2.1.7.1287-03 «Почва. Очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

Виновность ООО «Утилис» в совершенном правонарушении подтверждается: протоколом об административном правонарушении в отношении ООО «Утилис» от ХХХ № ХХХ и определением об устранении технических описок от ХХХ, обращением Л., протоколами осмотров от ХХХ, ХХХ с фототаблицей, экспертным заключением Органа инспекции ФГБУЗ «ЦГиЭ № 31» ФМБА России № ХХХ от ХХХ, паспортами отходов 1-4 класса опасности, письмами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, исх. № ХХХ от ХХХ и № ХХХ от ХХХ, письмами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, исх. № ХХХ от ХХХ, исх. № ХХХ от ХХХ, контрольными талонами принятых отходов № ХХХ от ХХХ, № ХХХ от ХХХ, № ХХХ от ХХХ, № ХХХ от ХХХ, № ХХХ от ХХХ, № ХХХ от ХХХ, № ХХХ от ХХХ, № ХХХ от ХХХ, № ХХХ от ХХХ, представленными журналами учета отходов, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Утилис», Уставом ООО «Утилис», актом проверки Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу от ХХХ.

С учетом изложенного, действия ООО «Утилис» квалифицируются судьей по ст.8.2 КоАП РФ, поскольку оно нарушило законодательство в области санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении деятельности по размещению отходов.

При этом судьей не принимаются доводы защитника о нарушениях при привлечении юридического лица к административной ответственности, а также об отсутствии события административного правонарушения по следующим основаниям.

Так доводы защитника юридического лица об отсутствии события административного правонарушения в части соответствия классов опасности отходов, размещаемых на полигоне, классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду или класс опасности которых по таким критериям не определен, а также об отсутствии у юридического лица обязанности выявлять несоответствия классов опасности судьей не принимаются, поскольку из санитарно-эпидемиологического заключения от ХХХ года юридическому лицу разрешено размещение отходов по классам опасности на среду обитания и здоровье человека только 3 и 4 классов, не допускает размещение отходов 1 и 2 классов опасности, которые были размещены на полигоне, что подтверждается представленными доказательствами. Степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с нормативными документами расчетным и экспериментальным путем. Поскольку ООО «Утилис» занимается размещением отходов, то оно обязано соблюдать в соответствии со ст.11, ч.3 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ требования санитарного законодательства и не допускать размещение отходов на полигоне 1 и 2 класса опасности по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека, в том числе путем проведения верификации, то есть сверки содержимого отходов с их описанием в документации.

Доводы защитника юридического лица о том, что общество не занимается захоронением отходов, в связи с чем к нему не применимы требования п. 4.12, 4.13, 4.14, 4.15 СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7, а также положения СанПиН о наличии кольцевого обвалования высотой 2 метров являются несостоятельными и опровергаются как заключением эксперта, так и актом ООО «Утилис» от ХХХ года, в котором указано о захоронении отходов, а также актом проверки Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу от ХХХ, размещенного в системе ФГИС НРП, из которого следует, что ООО «Утилис» фактически захоронило отходы, размещенные на карте № 3 класса при проведении работ по ее рекультивации, что не соответствует назначению объекта.

Доводы защитника юридического лица о том, что действия, связанные с транспортировкой отходов, совершены третьими лицами, в протоколе отсутствуют сведения о транспортном средстве, перевозившем отходы, не указана норма права, которая запрещает перевозку упакованных отходов в открытом кузове транспортного средства не влияют на квалификацию действий юридического лица, поскольку не указание этих сведений не свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «Утилис» данного нарушения, так как именно ООО «Утилис» должно обеспечивать гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления, что должно обеспечивать предупреждение рассеивания или потерь в процессе перегрузки, транспортировки и промежуточного складирования (п.1.2, 2.1 СанПиН 2.1.7.1322-03). Указание юридическим лицом об использовании иного дезинфицирующего средства «ХХХ» при очистке колес транспорта не может быть принято, поскольку данное средство согласно его инструкции не может применяться для обработки колес автомашин, заезжающих на территорию полигона, где хранятся высокотоксичные отходы.

Не принимаются судьей и доводы о наличии на полигоне иной системы, предусмотренной для отводы воды, а не дренажной системы для отвода фильтрата, поскольку отсутствие дренажной системы является нарушением п.4.20 СанПиН 2.1.7.1322-03, иная система отвода вод не обеспечивает отвод фильтрата, что было подтверждено в ходе осмотра полигона и обнаружением на дне карты воды.

Являются несостоятельными доводы защитника о том, что на момент проведения проверки должностным лицом не пропущен срок согласования программы мониторинга с Межрегиональным управлением № 31 ФМБА России, не пропущен срок проведения мероприятий по мониторингу почвы, следовательно данное нарушение не может быть вменено в вину, поскольку как было установлено в судебном заседании, юридическим лицом с ХХХ по ХХХ год мониторинг почв не проводился, на согласование объем исследований и перечень изучаемых показателей при мониторинге состояния почвы на территории санитарно-защитной зоны полигона в Межрегиональное управление № 31 ФМБА России не представлялся. Программа мониторинга была разработана ООО «Утилис» только ХХХ года и направлена на согласование Межрегиональное управление № 31 ФМБА России, однако до настоящего времен согласование не произведено.

Доводы защитника юридического лица об отсутствии вредных последствий в результате деятельности ООО «Утилис», в связи с чем отсутствуют основания для приостановления деятельности юридического лица являются несостоятельными, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.2 КоАП РФ является формальным и не требует наступления каких-либо вредных последствий. Как следует из экспертного заключения и пояснений представителя административного органа, выявленные нарушения санитарных норм и правил в деятельности ООО «Утилис» несут угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан на территории г.Новоуральск.

Таким образом, вина юридического лица установлена в полном объеме представленными доказательствами, в связи с чем оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Судья, проверив доводы защитника юридического лица о процессуальных нарушениях при привлечении ООО «Утилис» к административной ответственности, приходит к выводу о том, что должностным лицом дело об административном правонарушении возбуждено в полном соответствии с требованиями ст.28.1 КоАП РФ, при этом доводы защитника о том, что в указанное в определении о проведении административного расследования событие правонарушения не соответствует выявленным и указанным в протоколе нарушениям не является основанием для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством, поскольку нарушения требований санитарного законодательства были выявлены должностным лицом при проведении административного расследования, подтверждены представленными доказательствами, их объем определен экспертным заключением, в определении же о возбуждении дела об административном расследовании проведении административного расследования указывается повод для возбуждения дела. Неуказание в протоколе сведений о потерпевшем также не влечет его недопустимость, поскольку потерпевший был ознакомлен с протоколом и иными документами.

Доводы юридического лица о нарушении требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» являются несостоятельными, поскольку по делу проводилась не проверка, а административное расследование, в рамках которого были осуществлены все иные процессуальные действия.

Доводы защитника о том, что врач по общей гигиене отдела санитарной экспертизы ФГУЗ ЦГиЭ № 31 ФМБА Е., помимо того, что не уполномочен проводить экспертизы в рамках административного расследования, также не был предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения опровергаются материалами дела, из которых следует, что орган инспекции ФГБУЗ «ЦГиЭ № 31» ФМБА России является аккредитованным органом и имеет право на проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, при проведении экспертизы эксперт имеет право дать ответы на все поставленные вопросы в области соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно определения о назначении экспертизы от ХХХ, ХХХ и от ХХХ главный врач органа, которому было поручено проведение экспертизы, дала подписку об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 19.26 КоАП РФ, в связи с чем судья данные доводы защитника принять не может.

Являются необоснованными доводы защитника о проведении осмотра полигона без участия понятых и без проведения видеозаписи в нарушение ст.27.8 КоАП РФ, поскольку из протоколов осмотра от ХХХ, ХХХ следует, что осмотр производился в присутствии двух понятых, которые своими подписями удостоверили правильность производимых действий.

При назначении наказания судья учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, а также то, что ранее ООО «Утилис» не привлекалось к административной ответственности за однородное правонарушение. Тем не менее, судья считает необходимым назначить ООО «Утилис» наказание, предусмотренное санкцией ст.8.2 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности полигона, расположенного в г.Новоуральске, по ул. О., ХХХ на срок 90 суток. Менее строгий вид наказания, предусмотренный санкцией ст.8.2 КоАП РФ, не сможет в данном случае обеспечить достижения цели административного наказания, тем более, что ООО «Утилис» с момента обнаружения выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства на момент рассмотрения дела в суде не предприняло каких-либо действенных мер для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

признать Общество с ограниченной ответственностью «Утилис», юридический адрес: Свердловская область, г.Новоуральск, ул. О., ХХХ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить Обществу с ограниченной ответственностью «Утилис» наказание в виде административного приостановления деятельности полигона строительных и промышленных отходов, расположенного в г.Новоуральске, по ул. О., ХХХ на срок 90 суток.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Свердловский областной суд, через Новоуральский городской суд.

Судья Н.В.Зараева

Согласовано

Судья Н.В. Зараева