№ 5-32/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Сибай 14 марта 2018 года
Судья Сибайского городского суда Республики Башкортостан Суфьянова Л.Х.,
с участием представителя юридического лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сибайский колледж строительства и сервиса», юридический адрес: <адрес>, ИНН <***>, КПП 026701001, законный представитель юридического лица - ФИО3,
привлекаемого к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
В ходе проведения плановой выездной проверки юридического лица, проведенной на основании приказа Обрнадзора РБ от ДД.ММ.ГГГГ№, было установлено, что Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сибайский колледж строительства и сервиса (далее ГБПОУ СКСС), допустил следующие нарушения:
- нарушение пп. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, в части наличия в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - ДД.ММ.ГГГГ, а именно: ФИО2 принят на должность «Преподаватель» для реализации учебной дисциплины «ЕН.01. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности 4ДД.ММ.ГГГГ Гостиничный сервис, утвержденного приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ№, в отсутствие высшего образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины (модуля), предусмотренного п. 7.15 указанного ФГОС (ФИО2 B.C. принят на должность «Преподаватель» с квалификацией «Горный инженер»);
- нарушение пп. «ж» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, в части наличия в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а именно: отсутствие указанных заключений на адрес места осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам (работа кружков и секций для студентов) и по дополнительным профессиональным программам («Закройщик», «Электромонтер», «Пользователь ЭВМ», «Водитель транспортных средств категории «В» и др.) в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанное свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) юридического лица - ГБПОУ СКСС, признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Нарушения указанных лицензионных требований могут нанести ущерб правам, законным интересам, здоровью потребителей образовательных услуг.
В судебном заседании представитель Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан не участвовали, уведомлены надлежаще, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель юридического лица ФИО1 вину юридического лица в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения не признал. Пояснил, что ФИО2 принят на должность «Преподаватель» для реализации учебной дисциплины «ЕН.01. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования ежегодно проходил обучение и повышал квалификацию. ФИО2 в 2011 году прошел курсы повышения квалификации «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8№; в 2014 году прошел обучение в ГАОУ ДПО Институт образования Республики Башкортостан по программе «Основы педагогики и психологии», также по ДО программе «Проведение уроков в условиях реализации ФГОС» с применением дистанционных образовательных технологий, что дает ему право проводить уроки по ФГОС с использованием авторских подходов изобретателя способа обучения по ФГОС д.п.н. ФИО5; в 2015 году на курсах повышения квалификации прошел обучение по теме: «Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя» и по теме: «Интерактивная доска»; в 2016 – по теме: «Тьюторство как оказание индивидуальной поддержки и сопровождения ребенка в процессе обучения в условиях введения ФГОС»; в 2017 году прошел стажировку в ГБПОУ Сибайский педагогический колледж по информационным коммуникационным технологиям; в 2018 – в ФГБОУ высшего образования «Башкирский государственный университет» по программе Педагогика и психология в профессиональном образовании». Считает, что у ФИО2 имеется соответствующая квалификация, необходимая для осуществления образовательной деятельности по учебной дисциплине «ЕН.01. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности». Пояснил, что Сибайский колледж строительства и сервиса осуществляет свою деятельность по адресу: РБ <адрес>ДД.ММ.ГГГГ колледжу было выдано бессрочно санитарно-эпидемиологическое заключение подтверждающее, что Сибайский колледж строительства и сервиса соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Суд, выслушав доводы лица, участвующего в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок лицензирования отдельных видов деятельности, не связанной с извлечением прибыли. Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
К таким видам деятельности можно отнести, в том числе образовательную деятельность.
В соответствии с пп. 1 - 2 п. 2 ст. 90 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований; государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя лицензирование.
В силу пп. «д» п. 6 Положения о лицензировании в качестве лицензионного требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности установлено наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Подпунктом «ж» п. 6 указанного Положения предусмотрено наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Как следует из материалов дела, в период с 19 по ДД.ММ.ГГГГ Управлением по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан на основании Приказа Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении ГБПОУ СКСС, имеющего лицензию на осуществление образовательных услуг по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, по подвидам дополнительного образования от ДД.ММ.ГГГГ, проведена плановая выездная проверка по государственному контролю (надзору) в сфере образования в части федерального государственного контроля качества образования, в части федерального государственного надзора в сфере образования и по лицензионному контролю.
По результатам проверки установлено, что ГБПОУ СКСС осуществляет образовательную деятельность с грубыми нарушениями лицензионных требований.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ по факту выявленных нарушений ведущим специалистом-экспертом отдела контрольно-надзорной деятельности в сфере образования Управления по контролю и надзору в сфере образования РБ ФИО6 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Статьей 331 Трудового кодекса РФ установлено, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Законом № 273-ФЗ.
На основании ч. 1 ст. 46 Закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В соответствии с требованиями п. 49 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 № 543, к педагогической деятельности в среднем специальном учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, которое подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Требования к квалификации преподавателя определены Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (далее - Единый квалификационный справочник), согласно которому на должность преподавателя может быть принято лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Между тем необходимо учитывать положения п. 9 Единого квалификационного справочника, согласно которому лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
В Письме Минобрнауки России от 15.08.2011 № 03-515/59 «Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» при разъяснении содержания п. 9 Единого квалификационного справочника отмечено, что предъявление к квалификации педагогических работников требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, в том числе по определенному направлению профессиональной подготовки, не означает, что работники, у которых отсутствует требуемое образование, не могут быть приняты на соответствующие должности. Создание аттестационной комиссии для цели, предусмотренной п. 9 Единого квалификационного справочника, является полномочием образовательного учреждения.
Учитывая, что порядок назначения работника, не отвечающего установленным квалификационным требованиям, связан с наличием опыта работы и с выполнением качественно и в полном объеме возложенных на него должностных обязанностей, роль аттестационной комиссии может заключаться именно в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы. Кроме того, в целях проверки возможностей работника выполнять качественно и в полном объеме предусмотренные должностные обязанности аттестационной комиссией может быть рекомендовано при заключении трудового договора предусмотреть условие об испытании работника в порядке и на условиях, установленных ст. 70 ТК РФ.
На основании изложенного нахождение в штате государственного бюджетного образовательного учреждения преподавателя, который осуществляет преподавание информатики, не имея высшего профессионального образования и не обладая достаточным практическим опытом и компетентностью, свидетельствует о наличии оснований для привлечения учреждения к административной ответственности за осуществление деятельности с нарушением требований лицензии (ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ), однако если указанное лицо обладает достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняет качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности на основании рекомендации аттестационной комиссии, принявшей решение о возможности претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы, то, по мнению суда, в таком случае оснований для привлечения учреждения к административной ответственности за осуществление деятельности с нарушением требований лицензии не имеется.
Кроме того в материалы дела представлены документы: справка о прохождении стажировки в ГБПОУ Сибайский педагогический колледж по информационным коммуникационным технологиям в объеме 56 часов; удостоверение о прохождении обучения на дистанционном курсе объемом 108 часов по программе «Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя»; сертификат о прохождении дистанционного курса «Интерактивная доска» (36 часов) в Дистанционной Академии ИГ «Основа» и др., содержание которых свидетельствует о наличии у педагогического работника ФИО2 соответствующей квалификации и стажа работы, необходимого для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, что уже достаточно для вывода об отсутствии в действиях Учреждения нарушения пп. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, поскольку противоправным и административно наказуемым по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ является факт отсутствия в штате лицензиата педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, либо привлечение им на ином законном основании педагогических работников, не отвечающих указанным требованиям.
Согласно п.п. «ж» п. 6 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Нарушение перечисленного лицензионного требования относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий при наличии последствий, установленных частью 11 статьи 19 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в том числе, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан).
Между тем, в ходе судебного разбирательства в материалы дела представлено санитарно-эпидемиологическое заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемое для осуществления образовательной деятельности в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Сибайский колледж строительства и сервиса (453830, <адрес>) соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
С учётом обстоятельств дела и вышеприведенных правовых норм не нахожу установленной вину ГБПОУ СКСС в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст. 19.20 КоАП РФ. Таким образом, в действиях ГБПОУ СКСС отсутствует состав административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Сомнения признаются неустранимыми, когда собранные по делу доказательства не позволяют сделать вывод о виновности лица в правонарушении, за которое оно привлекается к ответственности, а законные средства сбора доказательств исчерпаны.
В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 в отношении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сибайский колледж строительства и сервиса» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду отсутствия состава административного правонарушения в действиях Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сибайский колледж строительства и сервиса».
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Сибайский городской суд в течение 10 суток с момента получения или вручения копии постановления.
Судья: Л.Х.Суфьянова