ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-32/2021 от 06.04.2021 Комсомольского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 5-32/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

06 апреля 2021 г. г. Комсомольск-на-Амуре

Судья Комсомольского районного суда Хабаровского края Фетисова М.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения Средняя общеобразовательная школа № 1 сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края (юридический адрес: ул. Гайдара, д.1, с. Хурба, Комсомольского района, Хабаровского края, ИНН <***>, ОГРН <***>), о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ :

Юридическое лицо МБОУ СОШ №1 осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Уставом организации, на основании бессрочной лицензии на осуществление образовательной деятельности 27Л01 № 0000421, регистрационный № 1578, выданной Министерством образования и науки Хабаровского края 29.04.2014 г.

Согласно протоколу об административном правонарушении и представленным материалам, на основании плана проведения министерством образования и науки Хабаровского края плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, в соответствии с распоряжением министер­ства образования и науки Хабаровского края от 9 февраля 2021 г. № 104 "О проведении плановой выездной проверки в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразователь­ной школы № 1 сельского поселения "Село Хурба" Комсомольского муници­пального района Хабаровского края", была проведена плановая выездная проверка с целью федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью. В результате проверки было установлено осуществление юридическим лицом деятельности, не связанной с извлече­нием прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обя­зательна).

Так, в ходе проверки установлено, что в нарушение подпункта "г" пункта 7 Положения о лицензировании, в МБОУ СОШ №1 осуществляют образователь­ную деятельность педагогические работники, квалификация ко­торых не соответствует квалификационным характеристикам, установлен­ным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761 н: 1. ФИО (приказ Организации от ДД.ММ.ГГГГ "О приеме на работу") с ДД.ММ.ГГГГ по день проведения проверки осу­ществляла деятельность в должности <данные изъяты>, не имея высшего профессионального образования в области <данные изъяты> (имеет диплом о <данные изъяты> профессиональном образовании, выданный <данные изъяты>, по направле­нию подготовки <данные изъяты> (с двумя профилями подго­товки)", направленность (профиль): <данные изъяты>, присвоена ква­лификация "бакалавр"); 2. ФИО1 (приказ Организации от ДД.ММ.ГГГГ "О приеме на работу") с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял деятельность в должности <данные изъяты>, не имея дополнительного профессионального образования по направлению дея­тельности (имеет диплом о <данные изъяты> профессиональном образовании, выдан­ный <данные изъяты>, по профессии <данные изъяты>, присвоена квалификация <данные изъяты>; документы, подтверждающие обучение ФИО1 по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки" и успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года обучения, по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки" с указани­ем перечня освоенных обучающимся учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики и общего количества часов, предусмотренных програм­мами учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), в Организации от­сутствуют); 3. ФИО1 (приказ Организации от ДД.ММ.ГГГГ "О переводе на другую работу") с ДД.ММ.ГГГГ по дату осуществления проверки осуществлял деятельность в должности <данные изъяты>, реализуя дополнительную общеобразовательную программу <данные изъяты> не имея дополнительного профессионального образования по направлению "Образование и педагогика (имеет диплом о <данные изъяты> профессиональном образовании, выданный <данные изъяты>, присвоена квалификация <данные изъяты>; документы, подтверждающие обучение ФИО1 по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки" и успешное прохождение промежуточной аттестацию не менее чем за два года обучения по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направлен­ности дополнительных общеобразовательных программ, с указанием перечня освоенных обучающимся учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики и общего количества часов, предусмотренных программами учеб­ных предметов, курсов, дисциплин (модулей), в Организации отсутствуют).

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут по адресу: <адрес>, установлено, что в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учре­ждении средней общеобразовательной школе № 1 сельского поселения "Село Хурба" Комсомольского муниципального района Хабаровского края", осуществляется образовательная деятельность с грубым нару­шением лицензионного требования, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В судебном заседании представитель юридического лица ФИО2 пояснила, что в настоящее время все выявленные в ходе проверки нарушения юридическим лицом устранены и впредь допускаться не будут. В связи с тем, что школа является бюджетной организацией и бюджетные средства имеют целевое назначение, то в целях недопущения неустойчивого финансового положения школы, просит при вынесении судебного решения применить штраф­ные санкции ниже низшего предела.

В судебное заседание представитель административного органа не явился, что не препятствует рассмотрению дела.

Выслушав представителя юридического лица, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Ответственность юридического лица по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) и влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального Закона от 29 декаб­ря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образователь­ная организация обладает автономией, под которой понимается самостоя­тельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельно­сти" (далее - Федеральный закон о лицензировании) одним из требований к лицензиату является наличие работников, заключивших с ним трудовые до­говоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответ­ствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности.

Подпунктом "г" пункта 7 Положения о лицензировании образователь­ной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1490 предусмотрено наличие в штате у лицензиата педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответ­ствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осу­ществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам.

Согласно ч.1, ч.3, ч.4 ст. 46 Федерального закона "Об образовании в Рос­сийской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подго­товки "Образование и педагогические науки" и успешно прошедшие проме­жуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к за­нятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.

К занятию педагогической деятельностью по допол­нительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучаю­щиеся по образовательным программам высшего образования по специаль­ностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности до­полнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие про­межуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установлен­ным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Министер­ства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761 н (зарегистрирован Министерством юстиции Рос­сийской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638).

В судебном заседании установлено, представленными материалами подтверждается, что в нарушение подпункта "г" пункта 7 Положения о лицензировании, в МБОУ СОШ №1 осуществляли педагогическую деятельность работники, квалификация ко­торых не соответствовала квалификационным характеристикам, установлен­ным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761 н.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными материалами : Распоряжением Министерства образования и науки Хабаров­ского края от 9 февраля 2021 г. № 104 "О проведении плановой выездной проверки в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 сельского поселения "Село Хурба" Комсомольского муниципального района Хабаровского края"; актом плановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ ; копией лицензии на осуществление образовательной деятельности 27Л01 № 0000421, регистрационный № 1578, выданной 29 апреля 2014 г., с приложением № 1.1 ; штатным расписанием юридического лица от 01 сентября 2020 г.; копией тарификационного списка юридического лица от 01 сентября 2020 г. ; копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ "О приеме на работу" ФИО и копией трудового договора с ней, копией диплома ФИО ; копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ "О приеме на работу" ФИО1 и копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ "О переводе на другую работу", копиями трудовых договоров с ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, копией диплома ФИО1.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что юридическое лицо по состоянию на <данные изъяты> часов ДД.ММ.ГГГГ осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), поскольку ФИО с ДД.ММ.ГГГГ была привлечена к работе в должности "<данные изъяты>, при этом квалификация ФИО не соответствовала квалификационным требо­ваниям к должности <данные изъяты>; ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был привлечен к работе в должности <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ в качестве "<данные изъяты>, при этом квалификация ФИО1 не соответствовала требованиям к указанным должностям.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации " отно­шения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Феде­рации, Федеральным законом "Об образовании", а также другими федераль­ными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Феде­рации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Рос­сийской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона "Об образо­вании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответ­ственность в установленном законодательством Российской Федерации по­рядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции. За нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должност­ные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодек­сом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно подпункту "а" пункта 9 Положения о лицензировании нару­шения лицензионных требований и условий, предусмотренные подпунктом "г" пункта 7 Положения о лицензировании, отнесены к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическим лицом не представлены сведения о том, по каким объективным причинам, исключающим вину юридического лица, им не были соблюдены требования законодательства и допущены указанные выше нарушения.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что юридическим лицом допущено нарушение названных норм законодательства, что подтверждается материалами проверки.

Выявленные в ходе проведения проверки нарушения свидетельствуют об умышленном неисполнении юридическим лицом, имеющим лицензию на образовательную деятельность, требований законодательства Российской Федерации о лицензировании.

Исходя из изложенного, прихожу к выводу о том, что в бездействии юридического лица содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности при рассмотрении дела не установлено.

Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч.ч. 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Учитывая, что МБОУ СОШ № 1 является бюджетным учреждением, а денежные средства, выделяемые на финансирование школы, имеют целевое назначение, нахожу, что финансовое положение юридического лица свидетельствует о необходимости назначить наказание в виде административного штрафа в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ..

Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ :

Признать юридическое лицо - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1 сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края ( юридический адрес: ул. Гайдара, д.1, с. Хурба, Комсомольского района, Хабаровского края, ИНН <***>, ОГРН <***>), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 ( семьдесят пять тысяч) рублей.

Реквизиты для перечисления штрафа: <данные изъяты>.

Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Комсомольский районный суд Хабаровского края, в течение десяти дней со дня получения или вручения копии постановления.

Судья