Дело № 5-32/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
06 апреля 2021 г. г. Комсомольск-на-Амуре
Судья Комсомольского районного суда Хабаровского края Фетисова М.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения Средняя общеобразовательная школа № 1 сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края (юридический адрес: ул. Гайдара, д.1, с. Хурба, Комсомольского района, Хабаровского края, ИНН <***>, ОГРН <***>), о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ :
Юридическое лицо МБОУ СОШ №1 осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Уставом организации, на основании бессрочной лицензии на осуществление образовательной деятельности 27Л01 № 0000421, регистрационный № 1578, выданной Министерством образования и науки Хабаровского края 29.04.2014 г.
Согласно протоколу об административном правонарушении и представленным материалам, на основании плана проведения министерством образования и науки Хабаровского края плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, в соответствии с распоряжением министерства образования и науки Хабаровского края от 9 февраля 2021 г. № 104 "О проведении плановой выездной проверки в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 сельского поселения "Село Хурба" Комсомольского муниципального района Хабаровского края", была проведена плановая выездная проверка с целью федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью. В результате проверки было установлено осуществление юридическим лицом деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Так, в ходе проверки установлено, что в нарушение подпункта "г" пункта 7 Положения о лицензировании, в МБОУ СОШ №1 осуществляют образовательную деятельность педагогические работники, квалификация которых не соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761 н: 1. ФИО (приказ Организации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О приеме на работу") с ДД.ММ.ГГГГ по день проведения проверки осуществляла деятельность в должности <данные изъяты>, не имея высшего профессионального образования в области <данные изъяты> (имеет диплом о <данные изъяты> профессиональном образовании, выданный <данные изъяты>, по направлению подготовки <данные изъяты> (с двумя профилями подготовки)", направленность (профиль): <данные изъяты>, присвоена квалификация "бакалавр"); 2. ФИО1 (приказ Организации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О приеме на работу") с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял деятельность в должности <данные изъяты>, не имея дополнительного профессионального образования по направлению деятельности (имеет диплом о <данные изъяты> профессиональном образовании, выданный <данные изъяты>, по профессии <данные изъяты>, присвоена квалификация <данные изъяты>; документы, подтверждающие обучение ФИО1 по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки" и успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года обучения, по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки" с указанием перечня освоенных обучающимся учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики и общего количества часов, предусмотренных программами учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), в Организации отсутствуют); 3. ФИО1 (приказ Организации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О переводе на другую работу") с ДД.ММ.ГГГГ по дату осуществления проверки осуществлял деятельность в должности <данные изъяты>, реализуя дополнительную общеобразовательную программу <данные изъяты> не имея дополнительного профессионального образования по направлению "Образование и педагогика (имеет диплом о <данные изъяты> профессиональном образовании, выданный <данные изъяты>, присвоена квалификация <данные изъяты>; документы, подтверждающие обучение ФИО1 по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки" и успешное прохождение промежуточной аттестацию не менее чем за два года обучения по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, с указанием перечня освоенных обучающимся учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики и общего количества часов, предусмотренных программами учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), в Организации отсутствуют).
Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут по адресу: <адрес>, установлено, что в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 1 сельского поселения "Село Хурба" Комсомольского муниципального района Хабаровского края", осуществляется образовательная деятельность с грубым нарушением лицензионного требования, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В судебном заседании представитель юридического лица ФИО2 пояснила, что в настоящее время все выявленные в ходе проверки нарушения юридическим лицом устранены и впредь допускаться не будут. В связи с тем, что школа является бюджетной организацией и бюджетные средства имеют целевое назначение, то в целях недопущения неустойчивого финансового положения школы, просит при вынесении судебного решения применить штрафные санкции ниже низшего предела.
В судебное заседание представитель административного органа не явился, что не препятствует рассмотрению дела.
Выслушав представителя юридического лица, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Ответственность юридического лица по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) и влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон о лицензировании) одним из требований к лицензиату является наличие работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности.
Подпунктом "г" пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1490 предусмотрено наличие в штате у лицензиата педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам.
Согласно ч.1, ч.3, ч.4 ст. 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки" и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.
К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761 н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638).
В судебном заседании установлено, представленными материалами подтверждается, что в нарушение подпункта "г" пункта 7 Положения о лицензировании, в МБОУ СОШ №1 осуществляли педагогическую деятельность работники, квалификация которых не соответствовала квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761 н.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными материалами : Распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края от 9 февраля 2021 г. № 104 "О проведении плановой выездной проверки в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 сельского поселения "Село Хурба" Комсомольского муниципального района Хабаровского края"; актом плановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ ; копией лицензии на осуществление образовательной деятельности 27Л01 № 0000421, регистрационный № 1578, выданной 29 апреля 2014 г., с приложением № 1.1 ; штатным расписанием юридического лица от 01 сентября 2020 г.; копией тарификационного списка юридического лица от 01 сентября 2020 г. ; копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ "О приеме на работу" ФИО и копией трудового договора с ней, копией диплома ФИО ; копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ "О приеме на работу" ФИО1 и копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ "О переводе на другую работу", копиями трудовых договоров с ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, копией диплома ФИО1.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что юридическое лицо по состоянию на <данные изъяты> часов ДД.ММ.ГГГГ осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), поскольку ФИО с ДД.ММ.ГГГГ была привлечена к работе в должности "<данные изъяты>, при этом квалификация ФИО не соответствовала квалификационным требованиям к должности <данные изъяты>; ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был привлечен к работе в должности <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ в качестве "<данные изъяты>, при этом квалификация ФИО1 не соответствовала требованиям к указанным должностям.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации " отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об образовании", а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции. За нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно подпункту "а" пункта 9 Положения о лицензировании нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренные подпунктом "г" пункта 7 Положения о лицензировании, отнесены к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическим лицом не представлены сведения о том, по каким объективным причинам, исключающим вину юридического лица, им не были соблюдены требования законодательства и допущены указанные выше нарушения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что юридическим лицом допущено нарушение названных норм законодательства, что подтверждается материалами проверки.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения свидетельствуют об умышленном неисполнении юридическим лицом, имеющим лицензию на образовательную деятельность, требований законодательства Российской Федерации о лицензировании.
Исходя из изложенного, прихожу к выводу о том, что в бездействии юридического лица содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности при рассмотрении дела не установлено.
Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч.ч. 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая, что МБОУ СОШ № 1 является бюджетным учреждением, а денежные средства, выделяемые на финансирование школы, имеют целевое назначение, нахожу, что финансовое положение юридического лица свидетельствует о необходимости назначить наказание в виде административного штрафа в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ..
Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ :
Признать юридическое лицо - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1 сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района Хабаровского края ( юридический адрес: ул. Гайдара, д.1, с. Хурба, Комсомольского района, Хабаровского края, ИНН <***>, ОГРН <***>), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 ( семьдесят пять тысяч) рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа: <данные изъяты>.
Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Комсомольский районный суд Хабаровского края, в течение десяти дней со дня получения или вручения копии постановления.
Судья