ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3308/20 от 21.10.2020 Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

№ 5-3308/2020

Постановление по состоянию на 21.10.2020 не вступило в законную силу

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

21 октября 2020 года

Судья Советского районного суда г.Астрахани Кострыкина И.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Компания Вереск», зарегистрированного по адресу; <адрес>, ОГРН 1023402023017, ИНН 3435038654, по ч.1 ст.16.2 Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Компания Вереск» заключен контракт с индивидуальным предпринимателем <ФИО>2<номер>ДМ/17 от <дата> (далее – контракт). Во исполнение обязательств по контракту ООО «Компания Вереск» в адрес контрагента в Республику Беларусь согласно спецификации <номер> от <дата>, товарной накладной <номер> от <дата>, счету фактуре <номер> от <дата>, международной товарно-транспортной накладной (далее - CMR) от <дата><номер> ООО «Компания Вереск» в адрес ИП <ФИО>2 поставлен товар «дезовер (полигексаметиленгуанидина гидрохлорид)» в количестве 0,1 тонны, (цена за 1 т. <номер> руб.) на общую сумму 81 420 рублей. Согласно сведений, указанных в спецификации <номер> от <дата> к контракту <номер>ДМ/17 от <дата>, пункт сдачи-приемки товара: Российская Федерация, <адрес>, Автодорога <номер>, Участок 8. Вывоз товара с территории Российской Федерации осуществлялся на основании CMR от <дата><номер>, местом разгрузки товара согласно сведений, указанных в CMR от <дата><номер>, является <адрес>. Факт вывоза с территории Российской Федерации товара «дезовер (полигексаметиленгуанидина гидрохлорид)» подтверждается отметками, проставленными <дата> ИП <ФИО>2 о получении товара, в товарной накладной <номер> от <дата>, CMR от <дата><номер>, товар получен <ФИО>2 подпись лица, получившего товар, заверена печатью ИП <ФИО>2

В ходе анализа установлено, что ООО «Компания Вереск» в товаросопроводительных документах указано наименование товара «дезовер (полигексаметиленгуанидина гидрохлорид)». В ходе проведения камеральной таможенной проверки с целью документального подтверждения сведений о технических, качественных и количественных характеристиках товара «дезовер (полигексаметиленгуанидина гидрохлорид)» и его классификационном коде ООО «Компания Вереск» представлены сертификаты качества, сертификаты соответствия, технические условия, а также научный отчет на экспортируемый товар.

Полученная информация в ходе проведения проверки, направлена в отдел товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Астраханской таможни (далее – ОТНПТиТО) (служебная записка от <дата><номер>.1-16/0310), по результатам анализа которой установлено, что товар «дезовер (полигексаметиленгуанидина гидрохлорид)» экспортируемый в Республику Беларусь, подлежит классификации в товарную группу 29 ТН ВЭД ЕАЭС.

В судебном заседании представитель лица, привлекаемое к административной ответственности ООО «Компании Вереск» - Шафоростова К.И. вину в совершении административного правонарушения признала, в содеянном раскаялась, просила назначить административное наказание в виде предупреждения.

Представитель Астраханской таможни Биймурзаева Ф.Р. вопрос о назначении наказания оставила и на усмотрение суда.

Суд, выслушав представителя ООО «Компания Вереск» Шафоростову К.И., изучив материалы дела, приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Вереск» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 ч.1 КоАП РФ, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии со ст.150 ч. 2 Таможенного Кодекса Таможенного Союза, товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

В соответствии со ст. 179 Таможенного Кодекса Таможенного Союза, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.

Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Согласно ст. 180 ч. 2 Таможенного Кодекса Таможенного Союза, перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза.

Согласно ст.29.1 КоАП РФ, суд, при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан выяснить, было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Судом установлено, что ООО «Компания Вереск» при реализации и вывозе в Республику Беларусь товара «дезовер (полигексаметиленгуанидина гидрохлорид)» 20.06.2019 по адресу своего нахождения нарушены положения Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12.01.2007, Протокола «О внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г.» от 10.10.2018, п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС, ответственность за совершения которых предусмотрена ч. 1 статьи 16.2 КоАП РФ «Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса».

По данному факту, 18.06.2020 в отношении ООО «Компания Вереск» старшим государственным таможенным инспектором отдела проверок после выпуска товаров и деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров Астраханской таможни <ФИО>5 было вынесено определение о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования по ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее - Федеральный закон № 164-ФЗ) внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Согласно пункту 26 вышеуказанной статьи дано определение товару: товар - являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река - море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии.

На основании пункта 28 статьи 2 Федерального закона 164-ФЗ экспорт товара - вывоз товара из Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ (далее - Закон № 289-ФЗ) вывоз товаров из Российской Федерации - это фактическое перемещение (убытие) любым способом товаров за пределы территории Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в другие государства - члены Союза или на территории, не входящие в таможенную территорию Союза, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение (убытие) товаров, до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации или пределов искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

В соответствии со статьей 2 Закона № 289-ФЗ таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации, включая Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором Союза и законодательством Российской Федерации. Таможенное регулирование в Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза товаров в Российскую Федерацию, вывоза товаров из Российской Федерации... порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Союза и (или) законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 11 Закона № 289-ФЗ вывоз товаров из Российской Федерации, имеющих статус товаров Союза в соответствии с Кодексом Союза, из Российской Федерации в государства - члены Союза осуществляется без ограничений, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации. Положения настоящей части не освобождают лиц, вывозящих товары из Российской Федерации, от соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, валютного законодательства Российской Федерации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1.1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов (Москва, 12 января 2007 года.) (Соглашение) (временно применяется с 21.10.2018 года в соответствии с Протоколом о внесении изменений в Соглашение, опубликованным на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 19 октября 2018 года.) товары, классифицируемые в товарных группах 27 и 29 ТН ВЭД ЕАЭС, подлежат декларированию, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без применения временного периодического таможенного декларирования, установленного законодательством Российской Федерации, за исключением товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 09.10.2018 г. № 2166-р в Соглашение внесены изменения Протоколом от 10.10.2018 г., согласно которому с 21.10.2018 г. подлежат декларированию все товары, классифицируемые в товарной группе 29 ТН ВЭД ЕАЭС, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Таким образом, из содержания пунктом 3 статьи 1.1 Соглашения следует: 1) товары, классифицируемые в товарной позиции 29 ТН ВЭД ЕАЭС, при их вывозе из Российской Федерации подлежат таможенному декларированию, 2) таможенное декларирование осуществляется в соответствии с правом Евразийского экономического союза и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории ЕАЭС без взимания таможенных сборов за таможенные операции 3) обязанность по таможенному декларированию товаров, классифицируемых в товарной позиции 29 ТН ВЭД ЕАЭС, возложена на участников внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД), осуществляющих их вывоз.

Таким образом, Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов (Москва, 12 января 2007 года) с учетом статуса товаров классифицируемых в товарной группе 29 ТН ВЭД ЕАЭС, установило обязанность по их таможенному декларированию, придав при этом правоотношениям, связанным с вывозом таких товаров из Российской Федерации в государства-члены ЕАЭС, внешнеэкономический характер.

В силу обязательного к исполнению пунктом 3 статьи 1.1 Соглашения в случае вывоза из РФ в другие государства-члены Таможенного союза в рамках ЕАЭС товаров, классифицируемых в товарной группе 29 ТН ВЭД ЕАЭС, таможенное декларирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Союза и Законом № 289-ФЗ, так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы единой таможенной территории ЕАЭС (то есть в адрес иностранного лица).

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона № 164-ФЗ внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

В связи с тем, что при вывозе товары должны быть продекларированы до убытия с территории Российской Федерации (статья 110 ТК ЕАЭС), декларирование товаров должно осуществляться в таможенных органах Российской Федерации.

В данном случае, учитывая в совокупности положения статей 83, 110 ТК ЕАЭС, пункта 7 статьи 11 Закона № 289-ФЗ и пункта 3 статьи 1.1 Соглашения, которым установлены особенности и характер перемещения товаров 29 группы из Российской Федерации в государства-члены ЕАЭС, таким лицом является ООО «Компания Вереск», которое на основании и во исполнение сделки осуществило отгрузку товара: товара «дезовер (полигексаметиленгуанидина гидрохлорид)» убывающее в Республику Беларусь, оформило необходимые сопроводительные документы, то есть совершило действия, направленные на фактическое перемещение (убытие) товара за пределы Российской Федерации в Республику Беларусь.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы, обязанность по декларированию товаров лежит на Российском лице, в отмеченном случае данное лицо выступает в качестве – Продавца.

В соответствии со статьей 2 ТК ЕАЭС таможенное декларирование - это заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Согласно статье 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

В соответствии со статьей 84 ТК ЕАЭС декларант вправе, в том числе, осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции. При этом декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС; 5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС; 6) выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пункту 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

В ходе проведения административного расследования, в целях определения рыночной стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения, было назначено товароведческое исследование, проведение которой было поручено экспертам ЭИО № 1 (г. Астрахань) ЭКС - РФ ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону.

В соответствии с заключением специалиста ЭИО № 1 (г. Астрахань) ЭКС - РФ ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от от 13.07.2020 №12406050/0017948 рыночная стоимость товара «дезовер (полигексаметиленгуанидина гидрохлорид)», оформленного во исполнение обязательств по контракту ООО «Компания Вереск» в адрес контрагента в Республику Беларусь по спецификации <номер> от <дата>, товарной накладной <номер> от <дата>, счету фактуре <номер> от <дата>, CMR от <дата><номер> поставленного в адрес ИП <ФИО>2 в количестве 0,1 тонны, по состоянию на 20.06.2019 год составила 95727,50 рублей.

Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений (обязанность ООО «Компания Вереск» произвести таможенное декларирование товара «дезовер (полигексаметиленгуанидина гидрохлорид)» при вывозе из Российской Федерации в Республику Беларусь), но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Объективная сторона состава правонарушения по части 1 статьи 16.2 КоАП России характеризуется как бездействие - недекларирование товаров, подлежащих декларированию.

В рассматриваемом случае Общество имело реальную возможность исполнить возложенную на него обязанность, однако не предприняло необходимые и достаточные меры для соблюдения таможенного законодательства, при этом об административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации руководству ООО «Компания Вереск» известно.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, является порядок декларирования товаров и (или) транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза и подлежащих таможенному декларированию.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, является лицо, непосредственно осуществившее перемещение товаров и (или) транспортных средств, подлежащих таможенному декларированию, через таможенную границу Евразийского экономического союза, в данном случае таким лицом является ООО «Компания Вереск». Правовая обязанность лица, ответственного за соблюдение положений права Евразийского экономического союза, вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, согласно которому любое лицо должно соблюдать законы, и соответственно установленные законодательством обязанности, т.е. не только знать об их существовании, но и обеспечивать их исполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

С субъективной стороны, у ООО «Компания Вереск» имелась возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных правом Евразийского экономического союза.

Вина ООО «Компания Вереск» в совершении данного административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: - определением о возбуждении дела об административном правонарушении, - контракта № 77ДМ/17 от 31.01.2017; спецификации № 04 от 17.06.2019; товарной накладной № 403 от 20.06.2019; счету фактуре № 437 от 20.06.2019; международной товарно-транспортной накладной от 20.06.2019 № 000437; письменными пояснениями законного представителя ООО «Компания Вереск» директора Поповкина В.В. от 07.07.2020 №1112; протоколом об административном правонарушении № 10311000-568/2020; другими материалами дела в их совокупности.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Издержки по делу отсутствуют.

С учетом всех обстоятельств дела, суд считает необходимым применить к ООО «Компания Вереск» наказание в виде штрафа в размере одной второй стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, без конфискацию предметов административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Компания Вереск» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере ? от стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, в сумме 47863 (сорок семь тысяч восемьсот шестьдесят три) руб. 75 коп., без конфискации предметов административного правонарушения.

Наименование получателя платежа:

Межрегиональное операционное УФК (ФТС России); ИНН 7730176610; КПП 773001001; банк получателя – Операционный департамент Банка России, г. Москва, 701; код таможенного органа 10311000; БИК 044501002; ОКТМО 45328000; номер счета 40101810800000002901; КБК 153116010000140, УИН штрафа 15310103110000568208. В назначении платежа необходимо указать: уплата административного штрафа для Астраханской таможни по постановлению (номер, дата постановления).

Разъяснить, что, в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен в течение 60 дней со дня вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу.

В случае неуплаты штрафа в указанный срок и не представления документа, свидетельствующего об уплате штрафа, постановление будет направлено в службу судебных приставов для принудительного взыскания штрафа.

Кроме того, неуплата штрафа влечет привлечение лица к административной ответственности в соответствии со ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ и наложение наказания в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

СУДЬЯ