ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-330/19 от 06.08.2019 Абинского районного суда (Краснодарский край)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

6 августа 2019 г. Абинск

Судья Абинского районного суда Краснодарского края Сурмач Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании материал, поступивший из Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, в отношении должностного лица – эколога ОАО «Водоканал» ФИО1, <данные изъяты> по ст.8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Согласно административному материалу, 18.06.2019 в 11:20 ч. установлено, что экологом ОАО «Водоканал» ФИО1 совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии со п. 1 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок) устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Согласно п. 4 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

В пункте 5 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», указано, что учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Пунктом 6 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», определено, что данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку).

Согласно п. 7 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Пунктом 8 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», определено, что данные учета в области обращения с отходами должны содержать:

а) титульный лист, оформляемый в свободной форме;

б) данные учета отходов, оформляемые в соответствии с приложениями 2, 3, 4 к Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года.

В ходе проведения проверки установлено, что ОАО «Водоканал» ведется учет в области обращения с отходами, образующимися в процессе производственной деятельности предприятия, журнал учета в области обращения с отходами ведется только по приложениям 3,4 Порядка учета в области обращения с отходами.

Таким образом, у ОАО «Водоканал» в журнале учета в области обращения с отходами отсутствует учет по приложению №2, оформленное по форме, установленной Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», что является неисполнением требований Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, что в свою очередь является нарушением ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Согласно п. 3 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно п. 4 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

Согласно п. 6 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, материалы отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности являются основой для заполнения хозяйствующим субъектом паспорта отхода по типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности», и тем самым, процедура подтверждения хозяйствующим субъектом отнесения отходов к конкретному классу опасности является первичной перед процедурой паспортизации отходов.

В случае, если хозяйствующим субъектом было произведено подтверждение отнесения отходов I - IV класса опасности к конкретному классу опасности до 1 августа 2014 года, такие материалы могут быть использованы хозяйствующим субъектом для оформления паспорта отхода, согласно требованиям постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности», при совокупности следующих условий.

К документам и материалам, подтверждающим отнесение отходов I - IV класса опасности к конкретному классу опасности относятся:

- свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды и паспорт опасного отхода, согласованные Росприроднадзором и его территориальными органами (ранее Ростехнадзором и его территориальными органами);

- копия акта отбора проб отходов и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), - в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений;

- документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отхода к конкретному классу опасности в соответствии с критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными Приказом МПР РФ от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»;

- копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, - в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов на основании сведений, содержащихся в этих документах.

Для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующему субъекту, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, необходимо направить в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности следующие документы и обосновывающие материалы:

- Заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности с индивидуальными регистрационными данными хозяйствующего субъекта;

- Информацию, включающую сведения о происхождении (исходное сырье, принадлежность к определенному производству, технология), условиях образования (процесс обработки исходного сырья или применения готовых изделий), агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов;

- Документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом, с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава;

- Документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отхода к конкретному классу опасности в соответствии с критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа - в соответствии с критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом МПР России от 15 июня 2001 года № 511) - при установлении класса опасности вида отходов на основании критериев отнесения отходов к I-V классам опасности;

- Копии акта обора проб отхода и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), - при установлении класса опасности вида отходов на основании критериев отнесения отходов к I- V классам опасности на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа - в соответствии с критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом МПР России от 15 июня 2001 года № 511) по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует;

- Предложение о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, с указанием его кода и наименования по ФККО, - при установлении класса опасности вида отходов на основании ФККО и Б ДО;

- Предложение о включении данного вида отходов в ФККО и в БДО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования - при установлении класса опасности вида отходов на основании критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа - в соответствии с критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом МПР России от 15 июня 2001 года №511).

Подтверждением отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности для хозяйствующего субъекта является копия письма территориального органа Росприроднадзора в письменной и/или электронной форме: о соответствии данного вида отходов аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности или о соответствии данного вида отходов конкретному классу опасности и о его включении в ФККО и БДО.

По итогам подтверждения отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности хозяйствующим субъектом составляется и утверждается паспорт отхода, согласно правилам проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности».

В соответствии с предоставленными сведениями отдела ГЭЭ и РД, ОАО «Водоканал» в адрес Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (вх. № 24/1406 от 15.02.2016 г; № 24/6849 от 07.06.2016; № 24/8174 от 12.07.2016; № 11759 от 05.07.2017 г.; № 17351 от 21.11.2017 г.) были направлены следующие паспорта отходов:

- Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства;

- Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом;

- Отходы (осадки) из выгребных ям;

- Покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные;

- Фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные;

- Отходы минеральных масел моторных;

- Обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более);

- Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный;

- Фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные;

- Тара полиэтиленовая, загрязненная ПАВ;

- Отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления;

- Отходы минеральных масел трансмиссионных;

- Ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных стоков;

- Системный блок компьютера, утративший потребительские свойства;

- Принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства;

- Спецодежда из хлопчатобумажного и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная;

- Изделия текстильные прорезиненные утратившие потребительские свойства, незагрязненные;

- Картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7 % отработанные;

- Тормозные колодки отработанные с остатками накладок асбестовых;

- Аккумуляторы компьютерные кислотные неповрежденные кислотные;

- Мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства;

- Клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства;

- Обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства.

- Отходы минеральных масел гидравлических, не содержащих галогены;

- Тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5 %)

На указанные виды отходов у ОАО «Водоканал» имеются паспорта.

В ходе проведения плановой проверки ОАО «Водоканал» предоставлена оборотно-сальдовая ведомость по счету 10 за период январь 2018 года - декабрь 2018года, согласно которой в результате деятельности предприятия были использованы такие материалы как, «Растворитель», «Лампа светодиодная», «Тормозная жидкость», «Диск по металлу».

Таким образом, за указанный период на ОАО «Водоканал» из вышеуказанных материалов образовались следующие виды отходов: «тара загрязненная растворителями», «светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства (ФККО 4 82 415 01 52 4), «отходы тормозной жидкости на основе полигликолей и их эфиров (ФККО 9 21 220 01 31 3), «диски для резки металлов стальные с покрытием из природных абразивных материалов отработанные (ФККО 4 61 221 11 52 4).

Однако, паспорта на отходы образующиеся в результате использования вышеуказанных материалов, не были разработаны и не представлены в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности ОАО «Водоканал».

Таким образом, ОАО «Водоканал» нарушены требования ч.3 ст.14 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также постановления правительства РФ от 16.08.2013 №712 «О порядке проведения паспортизации отходов 1-4 классов опасности»

Должностное лицо - эколог «Водоканал» ФИО1 в судебное заседание предоставила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в своем отзыве пояснила, что 18.06.2019 Межрегиональным управлением Федеральной службы на надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, в лице ведущего специалиста, эксперта отдела экологического надзора и государственного земельного надзора ФИО2 в отношении ОАО «Водоканал» был составлен протокол об административном правонарушении № 07-29-412-П, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ.

В ходе документарной проверки по бухгалтерским документам было установлено, что предприятие за период январь-декабрь 2018 года приобрело растворители, светодиодные лампы, тормозную жидкость, диски для резки металлов стальных с покрытием из природных абразивных материалов.

На момент составления проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в 2017 году на предприятии не использовались диски для резки металлов, светодиодные лампы. Отходы тормозной жидкости не образуются совсем. Тара из-под растворителей утилизируется вместе с тарой из-под моющих веществ.

ОАО «Водоканал» поясняет, что светодиодные лампы и тормозная жидкость, как на момент проверки, так и в настоящее время, не потеряли своих потребительских свойств и используются по их прямому назначению в производственной деятельности нашего предприятия. Отходы не образовались.

Так как, указанные материалы, используются в процессе производства, то они списываются бухгалтерией в производство по приходу, при установке ламп, заливке тормозной жидкости в транспортные средства.

Усредненный срок службы любой светодиодной лампы вне зависимости от производителя - 50 тысяч часов. То есть, более 2083 дней или 5 лет (ГОСТ Р 54815-201 1/IEC/PAS 62612:2009). Лампы приобретены в 2018 году и с момента приобретения и установки прошло менее одного года.

Тормозная жидкость с транспортных средств не сливается, а находится там постоянно либо хранится в ОАО «Водоканал» до момента появления необходимости ее использования.

Светодиодные лампы установлены в кабинетах и цехах предприятия и работают по сей день, а тормозная жидкость находится тормозной системах транспортных средств.

ОАО «Водоканал» сделал расчет отхода "Тара полиэтиленовая, загрязненная негалогенированными органическими растворителями (содержание менее 15%)", код по ФККО 4 38 1 13 02 51 4, который составляет 0,00464т., и отхода «Диски для резки металлов стальные с покрытием из природных абразивных материалов отработанные», код по ФККО 4 61 221 11 52 4, который составляет 0,0024т.(приложение №1).

Организации и предприниматели, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, обязаны самостоятельно рассчитывать и вносить плату за HBOC согласно п.1 ст. 16.1, п.1. ст.16.3, п.З ст.16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

ОАО «Водоканал» сделал расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в пятикратном размере. Сумма этой платы составляет 23руб.35коп.

ОАО «Водоканал» считает, что эта сумма очень незначительная и свидетельствует о малозначительности правонарушения для окружающей среды.

Согласно ст. 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п.18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

ОАО «Водоканал» считает возможным применить положения ст. 2.9. КоАП РФ в данном случае, так как, отсутствие паспортов на вышеуказанные материалы, малозначительная сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, не повлияло на состояние самой окружающей среды, не причиняет вреда ни обществу, ни государству, ни природе, т. е. отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям.

ОАО «Водоканал» обязуется организовать учет всех образовавшихся отходов и подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности, что подтверждается договором № 262-19 от 21.06.2019, заключенного между ОАО «Водоканал» и ООО Фирма «ЭкоСвет».

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.2.9 КоАП РФ просила освободить ОАО «Водоканал» от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, применив ст.2.9.КоАП РФ.

Изучив материалы административного дела, суд считает, что виновность в совершении административного правонарушения доказанной.

Указанные обстоятельства подтверждаются административным протоколом №07-29-416-П от 19.06.2019, уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 11.06.2019; актом проверки от 11.06.2019; уведомлением о проведении плановой проверки от 15.04.2019; распоряжением о проведении плановой проверки от 12.04.2019.

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ (которая действовала на момент совершения правонарушения) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что должностное лицо - эколог ОАО «Водоканал» ФИО1, совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 4.1.1. КоАП РФ юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.

С учетом изложенного, назначая административное наказание за совершенное административное правонарушение, учитывая характер совершенного административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, его малозначительность, имущественное и финансовое положение юридического лица, учитывая факт того, что должностное лицо впервые привлекается к административной ответственности, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, полагаю необходимым назначить должностному лицу – экологу ОАО «Водоканал» ФИО1 административное наказание в предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.20.4, 23.1, 29.7, 29.10, 29.11 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Признать виновной должностное лицо – эколога ОАО «Водоканал» ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его получения в Краснодарский краевой суд через Абинский районный суд.

Судья Н.А. Сурмач