Центральный районный суд города Новосибирска
Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099
Дело №5-
331
/2013
ПОСТАНОВЛЕНИЕ 11
декабря
2013 г.
Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Бутырин А.В.,
при секретаре судебного заседания Богатыревой О.И.
с участием защитника Ветчиновой Ю.С.
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Департамента по тарифам Новосибирской области по части 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
29.10.2013 должностным лицом ФСТ России составлен протокол об административном правонарушении в отношении Департамента по тарифам Новосибирской области по части 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как следует из протокола об административном правонарушении, согласно пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) элекгроотопительными установками, до 30 июня 2012 г. при оплате электроэнергии, использованной на указанные цели, к тарифам на электрическую энергию применяется понижающий коэффициент 0,7. С 1 июля 2012 г. в зависимости от региональных особенностей и социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к тарифам на электрическую энергию для указанных потребителей применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7. В приказе от 14.12.2012 № 811-Е Департамент для группы потребителей «население, проживающее в сельских населенных пунктах» установил понижающий коэффициент отличный от 0,7, что нарушает указанную норму законодательства. Таким образом, в деянии юридического лица - Департамента по тарифам Новосибирской области, усматриваются признаки совершенного административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Защитник Ветчинова Ю.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не согласилась с вменяемым юридическому лицу административным правонарушением, дала пояснения согласно письменным возражениям, приобщенным к материалам дела.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав защитника, полагает, что производство по делу подлежит прекращению, исходя из следующего.
Частью 2 ст. 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 29.10.2013 № 162, событие административного правонарушения заключается в том, что департамент в приказе от 14.12.2012 № 811-Е (далее - Приказ) для группы потребителей «население, проживающее в сельских населенных пунктах» установил понижающий коэффициент, отличный от 0,7; чем нарушил пункт 2 постановления Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» (далее - Постановление № 1444).
В соответствии с пунктом 2 Постановления № 1444: «Для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7».
Согласно пункту 4 Постановления 1444: «В целях защиты малоимущих слоев населения при повышении тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением, разрешить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать за счет частичного сохранения перекрестного субсидирования региональный лимит электроэнергии (в товарном и стоимостном выражении), в пределах которого допускается отпуск электрической энергии малоимущим слоям населения по тарифам ниже минимального уровня.
Размер указанного лимита электроэнергии определяется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации исходя из величины полезного отпуска электрической энергии населению этого субъекта Российской Федерации, количества малоимущих потребителей на его территории и социально обоснованной нормы месячного потребления электрической энергии.
Приказом ФСТ России от 09.10.2012 №230-э/3 (далее - приказ №230-э/3) установлены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год.
Минимальный уровень тарифа на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, для Новосибирской области на 2013 год, согласно приказу №230-э/3 составляет 266,00 коп/кВтч.
Согласно примечанию к приказу №230-э/3, в рамках указанных предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность) устанавливаются тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Новосибирской области не принималось.
Приказами ФСТ России от 27.07.2007 №193-э и от 25.10.2007 №307-э/25 были согласованы проекты приказов Департамента на 2007 и 2008 года об установлении тарифов на электрическую энергию для населения, в которых тарифы на электрическую энергию для населения дифференцировались в зависимости от объема потребления электроэнергии в пределах установленного лимита либо вне его пределов.
Кроме того, согласно пункту 34 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), применение льготных тарифов на электрическую энергию (мощность) допускается при наличии соответствующего решения регулирующего органа, в котором указаны потребители (группы потребителей), в отношении которых федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций и энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население.
В то же время, пунктом 11 (1) Основ ценообразования предусмотрено, что регулируемые цены (тарифы) и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни (если установление таких предельных уровней предусмотрено законодательством Российской Федерации) устанавливаются с календарной разбивкой исходя из непревышения величины цен (тарифов) и их предельных уровней в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) и их предельных уровней во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
Цены (тарифы) на электрическую энергию на первое полугодие 2013 года, утвержденные приложением №1 к приказу №811-э, соответствуют величине цен (тарифов) на электрическую энергию на второе полугодие 2012 года, утвержденных приложением №2 к приказу Департамента от 14.12.2011 №655-е.
Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 17.08.2007 № 84-е установлены и введены в действие региональные нормативы по электроснабжению и газоснабжению для населения Новосибирской области, которые действовали до 01.01.2013.
Порядок использования регионального лимита электроэнергии утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования: для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, до 30 июня 2012 г. при оплате электроэнергии, использованной на указанные цели, к тарифам на электрическую энергию применяется понижающий коэффициент 0,7.
С 1 июля 2012 г. в зависимости от региональных особенностей и социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к тарифам на электрическую энергию для указанных потребителей применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
В зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к тарифам на электрическую энергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, применяется понижающий коэффициент от 0,7 до 1.
Приказом департамента от 14.12.2012 № 811-Е:
установлен экономически обоснованный тариф на электрическую энергию в размере 2,66 руб./кВтч. в соответствии с утвержденными приказом ФСТ России от 09.10.2012 № 230-э/З предельными уровнями тарифов;
установлен тариф для категории «население, проживающее в сельских населенных пунктах» в соответствии с пунктом 2 Постановления № 1444 с применением понижающего коэффициента 0,7 в размере 1,86 руб./кВтч (2,66*0,7).
Примечание в части применения к установленному тарифу для сельского населения дополнительного коэффициента 0,8 в пределах лимита месячного потребления электроэнергии в размере 250 кВтч включено в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444, пунктом 71 Основ ценообразования в целях защиты малоимущих слоев населения Новосибирской области и в целях недопущения в 2013 году существенного роста платы граждан за коммунальную услугу по электроснабжению.
Таким образом, отсутствуют нарушения положений постановления Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444, постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
Кроме того, суд полагает, что в рассматриваемом случае не представлены надлежащие доказательства признания недействительным нормативного акта Новосибирской области, что предполагает рассмотрение в ином порядке, определенном специальными нормами процессуального законодательства.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с определением, данным в статье 2 Закона Новосибирской области от 25.12.2006 № 80-ОЗ «О нормативных правовых актах Новосибирской области» (далее - Закон № 80-ОЗ): «Нормативный правовой акт Новосибирской области (далее - нормативный правовой акт) - официальный документ определенного Уставом Новосибирской области, настоящим Законом вида, постоянного или временного характера, принятый Законодательным Собранием Новосибирской области. Губернатором Новосибирской области. Правительством Новосибирской области, областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области (далее - нормотворческие органы) или непосредственно населением на областном референдуме Новосибирской области в установленном порядке, содержащий правовые нормы (правша поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правовых отношений.»
Согласно пункту 2 статьи 11 Устава Новосибирской области: «В систему нормативных правовых актов Новосибирской области входят: Устав Новосибирской области, законы Новосибирской области, постановления Губернатора Новосибирской области, постановления Законодательного Собрания Новосибирской области, постановления Правительства Новосибирской области, нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Новосибирской области».
В соответствии с пунктом 19 Закона № 80-ОЗ: «Областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области по вопросам, решение которых отнесено к их полномочиям, издают нормативные правовые акты в виде приказов, за исключением случаев, когда в соответствии с законом в положении об областном исполнительном органе государственной власти Новосибирской области предусмотрен иной вид издаваемого им нормативного правового акта».
Согласно Положению о департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденным постановлением Губернатора Новосибирской области от 18.10.326 № 326:
- департамент является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования;
- издает приказы по вопросам, относящимся к сфере деятельности департамента.
Приказ № 811-Е принят в рамках полномочий департамента, в установленном порядке и содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
Приказ № 811-Е опубликован в установленном порядке в официальном печатном издании органов исполнительной власти Новосибирской области - газете «Советская Сибирь» N 240, 21.12.2012.
Таким образом, Приказ № 811-Е является нормативным правовым актом Новосибирской области.
Приказом № 811-Е установлены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненным к ним категориям потребителей по Новосибирской области на 2013 год.
Таким образом, фактически, имеет место спор между департаментом и ФСТ России, связанный с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (тарифов на электрическую энергию для населения), подведомственный Арбитражному суду.
Доказательством наличия спора между ФСТ России и департаментом является также то обстоятельство, что ФСТ России, обладая полномочиями по отмене решений департамента об установлении цен (тарифов) (пункт 7 статьи 23.1 Закона № 35-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 03.03.2004 № 123 «Об утверждении Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения»), а также по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6 КоАП РФ (статья 23.51 КоАП РФ), не реализовала данные полномочия.
В силу положений пункта 2 постановления Губернатора Новосибирской области от 26.04.2010 № 134 «О порядке подготовки принятия, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Губернатора Новосибирской области, Правительства Новосибирской области, областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области» Приказ № 811-Е в установленном порядке направлялся в Главное управление Минюста РФ по Новосибирской области и в прокуратуру Новосибирской области для проведения юридической экспертизы и осуществления надзора за соответствием правовых актов закону, соответственно.
Если федеральным законом установлено, что нормативно-правовой акт может быть обжалован в суде или арбитражном суде, дело об оспаривании такого акта, затрагивающего права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривается арбитражным судом.
В силу п. 10 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" споры, связанные с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Таким образом, порядок признания недействительным нормативного акта, связанного с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в данном случае не соблюден, доказательств признания незаконным в установленном порядке принятого нормативного акта Новосибирской области в указанной сфере не представлено.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
В силу п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного или состава административного правонарушения.
Следовательно, основания для привлечения Департамента по тарифам Новосибирской области по части 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отсутствуют, а производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
п о с т а н о в и л :
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Департамента по тарифам Новосибирской области по части 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня его вручения или получения копии постановления.
Судья А.В.Бутырин