ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-331/2022 от 21.04.2022 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство № 5-331/2022

УИД 28RS0004-01-2022-001118-03

Постановление

по делу об административном правонарушении

21 апреля 2022 г. г. Благовещенск

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Мухин Е.О. (<...>, каб. 410),

при секретаре Бондаренко М.С.,

с участием защитника общества с ограниченной ответственностью «ВТП Сервис Групп» ФИО1, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении – ст. уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований службы по Амурской области и Республике Саха Якутия (г. Благовещенск) хабаровской таможни ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «ВТП Сервис Групп», зарегистрированного 8 февраля 2018 года, ОГРН <***>, ИНН <***>,

установил:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 17 января 2022 года, 08 сентября 2020 года между АО «Северный мир» и «ZHUHAI ANKAMFOK JEWELLERY COMPANY» заключен внешнеторговый контракт № 2020-04 на поставку бивней и фрагментов бивней мамонта.

Согласно поданной декларации № 10720010/020621/0040507 ООО «ВТП Сервис Групп» заявило к помещению под таможенную процедуру экспорта товар одного наименования: предметы коллекционирования по палеонтологии – бивни и фрагменты бивней мамонта, всего 33 штуки, 33 места, упакованные в мешки из полимерной ткани. Вес брутто – 913,170 кг, вес нетто – 970,800 кг, код ТН ВЭД ЕАЭС 970500000.

При подаче декларации № 10720010/020621/0040507 ООО «ВТП Сервис Групп» с целью соблюдения запретов и ограничений на перемещаемый товар представлены лицензия Министерства промышленности и торговли России от 26.01.2021 г. № 200RU2000200365, заключение Минкультуры России от 17.12.2020 г. № RU/2020/3-84, экспертное заключение № 34 от 08.09.2020 г.

По результатам таможенной экспертизы бивни мамонта, в количестве 2 шт. (с маркировкой отправления «33» и «5»), отнесены к культурным ценностям особого значения, и в соответствии со ст. 35.1 Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" не подлежит ввозу без обязательств обратного ввоза.

Согласно экспертному заключению от 22.08.2021 г. № ПЛ/ОВ/0032/0034/2021 образцы товара с маркировками «33» и «5», безусловно являются культурной ценностью особого значения согласно ст. 11.2 Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", в связи с чем не подлежали вывозу из Российской Федерации без обязательства их обратного ввоза.

При таких обстоятельствах должностное лицо Хабаровской таможни пришло к выводу, что таможенным представителем – ООО «ВТП Сервис Групп» – при декларировании товаров в ДТ № 10720010/020621/0040507 были заявлены недостоверные (неполные) сведения о товаре, а именно: о бивнях мамонта в количестве 2 шт., являющихся культурными ценностями, имеющими особое значение, что могло послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативно-правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, что по мнению должностного лица таможенного органа образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник общества с ограниченной ответственностью «ВТП Сервис Групп» ФИО1 пояснил, что лицензия и экспертное заключения на момент их подачи и заполнения декларации на товары были действительными, в связи с этим считает, что нарушения таможенного законодательства юридическим лицом допущено не было. Указал, что тот факт, что критерии отнесения вывозимых товаров к культурным ценностям особого значения с 1 января 2021 г. изменились, не является основанием для признания действию ООО «ВТП Сервис Групп» намеренным предоставлением недостоверных сведений о товарах таможенному органу.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – ст. уполномоченный по особо важным делам отдела административных расследований службы по Амурской области и Республике Саха Якутия (г. Благовещенск) хабаровской таможни ФИО2 настаивала на привлечении юридического лица к административной ответственности, пояснила, что культурные ценности не могут быть проданы по договору купли-продажи, считает, что юридическим лицом не было соблюдено законодательство.

Выслушав пояснения явившихся лиц, изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно части 3 статьи 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

При подаче декларации № 10720010/020621/0040507 ООО «ВТП Сервис Групп» с целью соблюдения запретов и ограничений на перемещаемый товар представлены лицензия Министерства промышленности и торговли России от 26.01.2021 г. № 200RU2000200365, заключение Минкультуры России от 17.12.2020 г. № RU/2020/3-84, экспертное заключение № 34 от 08.09.2020 г.

При этом из примечания № 2 к статье 16.1 КоАП РФ следует, что для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС с декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено названным Кодексом. В том числе при декларировании товаров представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (подпункт 5 пункта 1 статьи 183 ТК ТС).

Вместе с тем, представленное ООО «ВТП Сервис Групп» экспертное заключение № 34 от 08.09.2020 г. не может быть признано документом, содержащим в себе недостоверные (неполные) сведения о товаре, ввиду того, что на момент проведения экспертизы Постановление Правительства РФ от 14.09.2020 N 1425 "Об утверждении Правил проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертом экспертного заключения в Министерство культуры Российской Федерации, а также критериев отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение" не вступило в силу, таким образом, указанная экспертиза была проведена на основании действующего на тот момент законодательства.

Согласно статье 12 данного Федерального закона Министерство культуры России, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, выполнят в пределах своей компетенции функции органов государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс и законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 6.3.3 Положения о территориальном органе Министерства культуры России, утвержденного Приказом Минкультуры России от 29 июля 2013 года N 1054, территориальный орган выдает юридическим лицам и физическим лицам заключения (разрешительные документы) на право вывоза и временного вывоза культурных ценностей с территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс, а также подтверждения об отнесении ввозимых предметов к культурным ценностям.

В заключении Минкультуры России от 17.12.2020 г. № RU/2020/3-84 бивни мамонта, в количестве 2 шт. (с маркировкой отправления «33» и «5») не были признаны культурной ценностью, в связи с чем Министерством промышленности и торговли России ООО «ВТП Сервис Групп» была выдана лицензия от 26.01.2021 г. № 200RU2000200365 позволяющая вывоз указанных объектов.

При этом введение в действие Постановлением Правительства РФ от 14.09.2020 N 1425 " Правил проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертом экспертного заключения в Министерство культуры Российской Федерации, а также критериев отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение", которое вступило в силу 01 января 2021 года, не отменило факта выдачи ранее экспертного заключения № 34 от 08.09.2020 г.

Исходя из выше изложенного суд приходит к следующему, на момент подачи декларации № 10720010/020621/0040507от 02.06.2021 года, представленные ООО «ВТП Сервис Групп» документы с целью соблюдения запретов и ограничений на перемещаемый товар: лицензия Министерства промышленности и торговли России от 26.01.2021 г. № 200RU2000200365, заключение Минкультуры России от 17.12.2020 г. № RU/2020/3-84, экспертное заключение № 34 от 08.09.2020 г., являлись действующими. Поскольку акт государственного контроля является результатом деятельности государственного органа, который специально создан для осуществления этого контроля, наделен специальной компетенцией и несет ответственность за последствия своей деятельности, у ООО «ВТП Сервис Групп» не было оснований ставить под сомнение полученный акт государственного контроля в отношении задекларированного товара.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учётом приведённых положений закона и фактических обстоятельств дела судья приходит к выводу, что несмотря на то, что на момент подачи 2 июня 2021 г. ООО «ВТП Сервис Групп» в таможенный орган декларации на товары № 10720010/020621/0040507 два товара – бивни мамонта, в количестве 2 шт. с маркировкой отправления «33» и «5» – в соответствии с требованиями Постановлением Правительства РФ от 14.09.2020 № 1425 подлежали к отнесению к культурным ценностям особого значения, в связи с чем не подлежали вывозу из Российской Федерации без обязательства их обратного ввоза, в действиях ООО «ВТП Сервис Групп» отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, поскольку при подаче декларации на товары ООО «ВТП Сервис Групп» представило действительные документы на товары, выданные уполномоченными на то государственными органами, а значит действовало добросовестно и с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него при помещении товаров под таможенные процедуры.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении в отношении ООО «ВТП Сервис Групп» по основаниям, предусмотренным п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

постановил:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении в отношении общества с ограниченной ответственностью «ВТП Сервис Групп», (ОГРН <***>, ИНН <***>), прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ: в связи с отсутствием состава указанного административного правонарушения.

Товар, являющийся предметом административного правонарушения и изъятый в соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от 18 октября 2021 г.: бивень мамонта с маркировкой «5» в количестве 1 единицы, длиной 2750 мм, весом 48 600 г.; бивень мамонта с маркировкой «33» в количестве 1 единицы, длиной 3 170 мм, весом 59 900 г. – с момента вступления настоящего постановления в законную силу возвратить законному владельцу – АО «Северный мир» (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Настоящее постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, <...>) в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Благовещенского

городского суда Е.О. Мухин