ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-332/20 от 28.05.2020 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тольятти 28 мая 2020 года

Судья Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области Сабанова В.Л.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - индивидуального предпринимателя ФИО6 ФИО13., его представителя ФИО4

без участия представителя Саратовской Государственной инспекции пробирного надзора федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации»

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО6 ФИО9, предусмотренном ч.2 ст.15.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

17 марта 2020 г. уполномоченным должностным лицом ФКУ «Пробирная палата России» ведущим контролером по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней Саратовской Государственной инспекции пробирного надзора федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» Ершовым О.В, в отношении ИП ФИО6 ФИО14. составлен протокол об административном правонарушении, согласно которого, по результатам внеплановой документарной проверки деятельности ИП ФИО6 ФИО16 на предмет исполнения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, за период с 01.01.2019 г. по 19.02.2020 г, установлено, что ИП ФИО6 ФИО15.. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.

В судебном заседании индивидуальный предприниматель ФИО6 ФИО17 с протоколом согласился, не оспаривал факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.Пояснил, что 19.02.2020 года он получил требование о предоставлении документов. 27.02.2020 года он направил по электронной почте ведущему контролеру Саратовской ГИПН ФИО5 запрошенные документы, что подтверждается скрин-шотами отправки электронных писем и приложений.

В проверяемый период он совершал сделки купли-продажи изделий из драгоценных металлов. Согласно действующего законодательства обязательному контролю в рамках одной сделки (договора) подлежат, с одной стороны - передача товара (операции с имуществом), с другой стороны - платежи за товар (операции с денежными средствами), при условии, что сумма платежа или стоимость товара равна или превышает пороговое значение либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной пороговому значению, или превышает его. Он не знал, что приобретение (продажа) изделий по одному агентскому договору на общую сумму 600 000 рублей в течение длительного периода времени по действующему законодательству квалифицируется как одна сделка, и подлежит обязательному контролю, поэтому не предоставил сведения в уполномоченный орган, считая что у него отсутствуют нарушения законодательства в этой части. Он добросовестно исполнял обязанности по уплате налога и после совершения каждой сделки им были уплачены авансовые платежи налогов в бюджет по упрощенной системе налогообложения (доходы минус расходы и умножаем на 15%). Совершение сделок он не скрывал, в его действиях отсутствует умысел.

Действительно, он не в полном объеме исполнял законодательство в части организации и осуществления внутреннего контроля, а именно правила внутреннего контроля использовались в старой редакции. Так как обновление происходит довольно часто, он не успел внести доработки в данные документы и не представил в уполномоченный орган сведений об операциях подлежащих обязательному контролю, за проверяемый период с 01.01.2019 по 19.02.2020 года.

При проверке в действиях ФИО6 ФИО18. при совершении операций с ювелирными изделиями из драгоценных металлов проверяющий орган усмотрел нарушение требований ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», выразившееся в неисполнении законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях подлежащих обязательному контролю. Административный орган составил протокол об административном правонарушении 17.03.2020 года.

Вину в совершении правонарушения по ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях он признает.

Просит при вынесении постановления о назначении административного наказания учесть наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных 4.1. п.п.1, 4, 7 ст. 4.2. КоАП РФ.

Он осознал неправомерность своего бездействия и предпринял все меры к исправлению ситуации.

27.02.2020 года ему было выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 09.04.2020 года.

Поскольку в период распространения новой короновирусной инфекции Президентом РФ и Постановлением Губернатора Самарской области №70 от 03.04.2020 года был введен режим повышенной готовности и временные ограничения на перемещение по территории Самарской области, который продлен до 31.05.2020 года включительно, он ходатайствовал перед проверяющим органом о продлении сроков устранения выявленных нарушений.

Такой срок ему был предоставлен Определением от 08.04.2020 года по 14.05.2020 года включительно.

Не обладая специальными юридическими познаниями, он 13 марта 2020 года заключил договор с ООО Межрегиональный экспертный центр финансового мониторинга «Национальное достояние» на оказание юридических услуг по подготовке необходимой отчетной документации для предоставления в Росфинмониторинг.

В соответствии с выданным предписанием он устранил все выявленные нарушения, и предоставил информацию об исполнении предписания с приложением документов подтверждающих устранение начальнику Саратовской ГИПН отчет об их устранении предоставил в установленный срок до 15.05.2020 года, что подтверждается скрин-шотом отправки документов по электронному адресу пробирной палаты sargipn@probpalata.ru и копиями документов, а именно внес изменения в правила внутреннего контроля ИП ФИО6 ФИО19 предоставил копию доработанных правил; 14.04.2020 года зарегистрировал личный кабинет ИП ФИО6 на портале Росфинмониторинга, предоставил скрин-шот регистрационной страницы личного кабинета с присвоением идентификатора корреспондента, направил в Росфинмониторинг по телекоммуникационным каналам связи ежеквартальные отчеты и отчеты по проводимым сделкам, организовал проверку осуществления внутреннего контроля, а так же исполнения требований ФЗ №115 и иных нормативных актов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ за второе полугодие 2019 года с составлением письменного отчета по результатам такой проверки, предоставил копию отчета.

На настоящий момент все выявленные нарушения им устранены.

При назначении административного наказания, просит учесть тот факт что ущерб его бездействием не причинен, его материальное положение, и существующие в настоящий момент условия распространения новой короновирусной инфекции на территории РФ и Самарской области.

За 2019 год в соответствии с поданной декларацией по УСН его доход составил <данные изъяты>, расход <данные изъяты> рубль, прибыль за 2019 год составила <данные изъяты> рублей. После уплаты налога по УСН в размере <данные изъяты> его чистый доход за 2019 год составил <данные изъяты>. Он осуществляет деятельность один, наемных работников не имеет. Иных источников дохода не имеет. В связи с введенными ограничениями на период пандемии он не осуществляет свою деятельность с 01.04.2020 по настоящее время, не имеет доходов. Просит учесть характер совершенного административного правонарушения, отсутствие существенных негативных последствий указанного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, ходатайствует перед судом о назначении наказания в виде приостановления деятельности.

Судом по ходатайству ИП ФИО6 ФИО20. к материалам дела были приобщены документы, свидетельствующие об исполнении предписания и об устранении выявленных нарушений.

Представитель ИП ФИО6 ФИО21 - ФИО4 поддержала позицию своего доверителя, просит назначить наказание в виде приостановлении деятельности.

Представитель Саратовской Государственной инспекции пробирного надзора в судебное заседание заявитель не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, с учетом мнения ИП ФИО6 ФИО22., не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие представителя ГИПН, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Саратовской ГИПН.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Как следует из Примечания 1 к ст.15.27 КоАП РФ, за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

В ходе судебного заседания установлено, что ИП ФИО6 ФИО23. включен Саратовской ГИПН в реестр специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, с выдачей бессрочного уведомления о постановке на специальный учёт от 25.11.2015 года и присвоением учетного номера - В карте специального учета Предпринимателя заявлены следующие виды деятельности в области обращения драгоценных металлов и драгоценных камней: торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах <данные изъяты> торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах <данные изъяты> торговля оптовая золотом и другими драгоценными металлами <данные изъяты> торговля оптовая драгоценными камнями <данные изъяты> деятельность агентов, специализирующихся на оптовой торговле играми и игрушками, спортивными товарами, велосипедами, книгами, газетами, журналами, писчебумажными и канцелярскими товарами, музыкальными инструментами, часами и ювелирными изделиями, фототоварами и оптическими товарами <данные изъяты> а также внесены адреса 3 территориально обособленных подразделений: 1) <адрес>А; 2) <адрес>А; 3) <адрес>.

Как следует из материалов дела, в отношении ИП ФИО6 ФИО24 должностными лицами Саратовской Государственной инспекции пробирного надзора проведена внеплановая документарная проверка деятельности ИП ФИО6 ФИО25. по вопросам исполнения требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансирования оружия массового уничтожения, за период с 01.01.2019 г. по 19.02.2020 г.

В ходе проверки установлено, что ИП ФИО6 ФИО26. осуществляет деятельность с нарушением требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. По факту проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ/ЛК-2.

Выявленные в ходе проверки нарушения послужило основанием для составления уполномоченным должностным лицом ФКУ «Пробирная палата России» ведущим контролером по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней ФИО3 инспекции пробирного надзора федерального казенного учреждения «Российская ФИО3 пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» ФИО2 О.В. в отношении ИП ФИО6 ФИО27. ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, и привлечения к административной ответственности.

В соответствии со ст. 5 гл. II Федерального закона № 115-ФЗ, к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом относятся организации (индивидуальные предприниматели), осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней (далее ДМ и ДК), ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в том числе лома и содержащих ДМ/ДК (за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих ДМ, их химические соединения, ДК в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения).

Права и обязанности, возложенные Федеральным законом № 115-ФЗ на юридические лица, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом распространяются с 31.07.2013 и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с ДМ/ДК, изделиями из них и ломом таких изделий.

В проверяемый период ИП ФИО6 ФИО28. в рамках зарегистрированных видов деятельности участвовал в сделках купли-продажи изделий из ДМ. Таким образом, на Предпринимателя распространяются обязанности по соблюдению требований нормативных правовых актовв сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее ПОД/ФТ/ФРОМУ).

При проведении внеплановой проверки деятельности ИП ФИО6 ФИО29 были выявлены нарушения требований нормативных правовых документов, регламентирующих правовые основы обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а именно:

- Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ);

- постановления Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями»;

- постановления Правительства РФ от 19.03.2014 № 209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям»;

- приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.04.2015 № 110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115».

В акте проверки ИП ФИО6 от 27.02.2020 /ЛК-2 (и приложенных материалах) зафиксированы следующие нарушения вышеуказанных нормативных правовых актов:

1. нарушение требований подпункта 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона и п.п. «а» п. 3 постановления Правительства : ИП ФИО1 в течение трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, не фиксировал и не представил сведения в Росфинмониторинг по 28 операциям с денежными средствами, подлежащим обязательному контролю.

2. нарушение требований подпункта 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона и п.п. «а» п. 3 постановления Правительства : ИП ФИО1 в течение трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, не фиксировал и не представил сведения в Росфинмониторинг по 15 операциям с имуществом, подлежащим обязательному контролю.

3. нарушение требований п. 1.1. постановления Правительства : ИП ФИО1 не обеспечил контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ требованиям законодательства Российской Федерации, правила внутреннего контроля Предпринимателя не были приведены в соответствие с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в месячный срок после даты вступления ДД.ММ.ГГГГ в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 565-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (т.е. не позднее ДД.ММ.ГГГГ).

4. нарушение положений ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ и п. 2.8. приказа Росфинмониторинга : ИП ФИО1 не зарегистрировал личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно- телекоммуникационной сети Интернет, т.е. не было обеспечено электронное взаимодействие Предпринимателя с уполномоченным органом, что не позволило ему представлять в Росфинмониторинг следующую информацию:

а) об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю;

б) об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

в) о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом;

г) о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

д) о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены, либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

5. нарушение требований п.п. «7» п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ и п.п. «г» п. 3 постановления Правительства № 209: ИП ФИО6 ФИО30. не направлял в Росфинмониторинг информацию по форме формализованного электронного сообщения ФЭС 3-ФМ (не реже одного раза в три месяца) о наличии в результате проверки своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

6. нарушение требований п. 32 постановления Правительства № 667: ИП ФИО6 ФИО31. не проводил внутренние проверки выполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ и иных нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ (не реже одного раза в полугодие), письменные отчеты по результатам таких проверок не составлялись.

Оценив собранные по данному делу доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к убеждению, что представленные по делу доказательства последовательны, непротиворечивы, соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела, составлены полномочными сотрудниками, в своей совокупности являются достаточными для объективного вывода о виновности ИП ФИО6 ФИО32. в совершении административного правонарушения.

Судом установлено, что ИП ФИО6 ФИО33. поставлен на специальный учет как лицо, осуществляющее операции с драгоценными металлами и камнями. Следовательно, ИП ФИО6 ФИО34. должен соблюдать все требования по соблюдению возложенным на него в связи с этим обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, в том числе и ФЗ № 115 от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и противодействию терроризма».

На основании изложенного, суд считает, что ИП ФИО6 ФИО35 является надлежащим субъектом правонарушения, и его действия суд квалифицирует ч.2 ст.15.27 КоАП РФ как действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи (неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля), повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.

Указанный вывод суда основывается на исследованных доказательствах, которые у суда сомнений не вызывают, так как никаких нарушений при их получении, судом не установлено.

Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, помешавших ИП ФИО6 ФИО36 соблюдению требованийзаконодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд, в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, признает совершение правонарушения впервые, поскольку Саратовской Государственной инспекции пробирного надзора в материалы не представлено сведений о фактах привлечения к административной ответственности ИП ФИО6 ФИО37 а также устранение выявленных нарушений в полном объеме.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ИП ФИО6 ФИО38 а также исключающих производство по делу, судом не установлено.

С учетом изложенного, характера административного правонарушения, имущественного положения ИП ФИО6 ФИО39, суд считает нецелесообразным назначение наказания в виде штрафа, поскольку данный вид наказания может отрицательно отразиться на деятельности индивидуального предпринимателя, а считает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 50 суток.

При назначении административного наказания лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Суд считает, что данное наказание является справедливым, отвечает задачам административного законодательства, а также будет способствовать исправлению правонарушителя и предупреждению совершения им новых правонарушений.

Оснований для применения положений ст. 4.1.1. ст. 2.9 КоАП РФ, а также иных оснований для освобождения лица от административной ответственности, судом не усмотрено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать индивидуального предпринимателя ФИО6 ФИО10 ( <адрес>, <адрес>; ) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 50 суток по адресам:

  1. <адрес>А;
  2. <адрес>А;
  3. <адрес>.

Срок административного приостановления деятельности исчислять с момента фактического приостановления деятельности индивидуального предпринимателя ФИО6 ФИО11.

Постановление подлежит немедленному исполнению в порядке ст.32.12 КоАП РФ.

Копию постановления направить для исполнения судебному приставу - исполнителю ОСП-<адрес>, судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> для сведения индивидуальному предпринимателю ФИО6 ФИО12, в ФИО3 инспекцию пробирного надзора федерального казенного учреждения «Российская ФИО3 пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации».

Настоящее постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья подпись В.Л. Сабанова

КОПИЯ ВЕРНА СУДЬЯ САБАНОВА В.Л.