ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-332/2022 от 04.10.2022 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 5-332/2022

74RS0002-01-2022-007160-39

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Челябинск 04 октября 2022 года

Судья Центрального районного суда г. Челябинска Рыбакова М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ в отношении Муниципального бюджетного учреждения «Эксплуатация внешних инженерных сетей », : ,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ заместителем директора государственного бюджетного учреждения «Особо охраняемые природные территории » - заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении в отношении Муниципального бюджетного учреждения «Эксплуатация внешних инженерных сетей » (далее по тексту – МБУ «ЭВИС») по ст. 8.39 КоАП РФ.

Как следует из протокола об административном правонарушении (22) от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в 09 час. 30 мин. вдоль прибрежной линии оз.Смолино, в районе возле ДК ПАО «ЧТПЗ» и пляжа «Восход» выявлен факт сброса из колодца жидкости неизвестного происхождения с резким запахам канализации в оз.Смолино, в результате чего совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.39 КоАП РФ. Согласно договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, МБУ «ЭВИС» переданы по акту приема-передачи ливневые канализационные системы .

Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, МБУ «ЭВИС» – ФИО3 в судебном заседании вину не признала, представила письменные объяснения по делу.

Представитель ОГУ «ООПТ » – ФИО4 полагала необходимым привлечь МБУ «ЭВИС» к административной ответственности, МБУ «ЭВИС» не предпринимает меры к прекращению сброса жидкости неизвестного происхождения с превышением ПДК вредных веществ в памятник природы озеро Смолино через коллектор ливневой канализации.

Выслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, представителя ОГУ «ООПТ », исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.

На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Согласно пункту 1 статьи 27 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

На основании Положения о памятнике природы Челябинский, утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-П в границах памятника природы Челябинский (городской) бор запрещается, в том числе: слив вредных веществ.

В силу Положения организация и осуществление охраны Памятника природы и его охранной зоны осуществляется Министерством экологии при содействии областного государственного учреждения «Особо охраняемые территории .

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 09 час. 30 мин. вдоль прибрежной линии оз.Смолино, в районе возле ДК ПАО «ЧТПЗ» и пляжа «Восход» выявлен факт сброса из колодца жидкости неизвестного происхождения с резким запахам канализации в оз.Смолино, в результате чего совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.39 КоАП РФ. Согласно договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, МБУ «ЭВИС» переданы по акту приема-передачи ливневые канализационные системы .

Озеро Смолино, расположенное на территории , отнесено к памятниками природы областного значения решением Исполнительного комитета Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране памятником природы в области».

Отношения в области охраны водных объектов, являющихся памятниками природы, регламентируются Водным кодексом РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях ».

Согласно абзацу первому преамбулы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно ст. 25 Закона № 33-ФЗ памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

В соответствии с положениями ст. 27 того же закона на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

В силу ст. от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях » памятники природы, располагающиеся на территории , относится к особо охраняемым природным территориям.

На основании п. 2 ст. от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Факт того, что МБУ «ЭВИС» допустило нарушение установленного режима на территории памятника природы озеро Смолино, подтверждается материалами дела:

- протоколом об административном правонарушении (22) от ДД.ММ.ГГГГ;

- протоколами отбора проб и измерений;

- протоколами испытаний;

- учредительными документами МБУ «ЭВИС»;

- договором безвозмездного пользования (договор ссуды) муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ;

- схемой расположения ливневых канализаций;

- перечнем сетей;

- ответом Управления экологии и природопользования;

- фототаблицей к сообщению.

Вышеперечисленные доказательства получены с соблюдением процессуальных норм КоАП РФ, являются достоверными, допустимыми и достаточными для признания МБУ «ЭВИС» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.

Доводы защитника о том, что ливневые коллекторы не находятся на балансе МБУ «ЭВИС» судья находит несостоятельными, указанные доводы опровергаются содержанием договора безвозмездного пользования (договор ссуды) муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, а также актом приема-передачи к данному договору и схемой расположения ливневых канализаций, имеющейся в материалах дела, из которых усматривается, что вышеуказанные канализационные коллекторы являются элементом – продолжением ливневой канализации, расположенной от через пляж «Восход» вдоль прибрежной линии озера Смолино.

Ссылки МБУ «ЭВИС» о том, что они лишь осуществляют ремонт и обслуживание ливневой канализации, не могут контролировать содержание в сточных водах вредных веществ, судьей во внимание не принимаются, поскольку в силу Устава МБУ «ЭВИС», к их установленной деятельности относится не только содержание и ремонт ливневых канализационных систем , преданных им на обслуживание, но и производство работ по устройству и ремонту сетей ливневого водоотведения, организация выполнения природоохранительных мероприятий.

Указания представителя МБУ «ЭВИС» на то, что предпринимаются все попытки к исполнению вопроса по сбору сточных вод в озеро Смолино, а также по исполнению решения Советского районного суда , не является основанием для освобождения МБУ «ЭВИС» от административной ответственности.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ по делу не установлено.

Протокол об административном правонарушении составлен правомочным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые сведения, описано событие административного правонарушения.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, извещалось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, принимало участие при составлении протокола, протокол был вручен представителю учреждения.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судьей не установлено.

Срок давности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.

В соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Учитывая характер совершенного МБУ «ЭВИС» правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, оснований для признания его малозначительным не усматривается, поскольку административное правонарушение, совершенное юридическим лицом - МБУ «ЭВИС» посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере окружающей среды и природопользования.

Отсутствие вредных последствий в данном случае не свидетельствует о малозначительности противоправного деяния, поскольку правонарушение, предусмотренное статьей 8.39 КоАП РФ, носит формальный характер и направлено на предотвращение возможных последствий.

С учетом конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Вышеуказанные положения закона предоставляют возможность судье, органу либо должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае. При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность МБУ «ЭВИС», в связи с чем, судья приходит к выводу о возможности назначения ему наказания в виде штрафа ниже минимального предела установленного санкцией статьи, в размере 150000 руб.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.10-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

муниципальное бюджетное учреждение «Эксплуатация внешних инженерных сетей », , адрес: , признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 150000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.

Разъяснить, что в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом по следующим реквизитам:

ИНН <***> КПП 745301001

Получатель - УФК по Челябинской области (Министерство экологии Челябинской области)

Р/сч. 03100643000000016900 в Отделении Челябинск Банка России//УФК по Челябинской области г. Челябинск

Единый казначейский счет 40102810645370000062

для перечисления штрафов КБК 00911601082010000140

БИК 017501500

ОКТМО 75701000 (Челябинский городской округ)

УИН 0

Настоящее постановление может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска в течение 10 суток со дня получения постановления.

Судья п/п М.А. Рыбакова

Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2022 года.

Копия верна. Постановление не вступило в законную силу.

Судья: М.А. Рыбакова

Секретарь: В.А. Филиппова