ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-332/2023 от 26.07.2023 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 5-332 /2023

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 июля 2023 года г. Калининград

Судья Центрального районного суда г. Калининграда Стома Д.В.,

при секретаре Дурневой В.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении заместителя министра здравоохранения Калининградской области Берездовец Н.Ю., < Дата > года рождения, уроженки < адрес >, зарегистрированной и проживающей по адресу: < адрес > (паспорт серии ),

У С Т А Н О В И Л:

В ГСУ СК РФ в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ проводится проверка по сообщению о ненадлежащем исполнении должностными лицами Министерства здравоохранения Калининградской области обязанностей по льготному обеспечению медицинскими изделиями детей-инвалидов по заболеванию «сахарный диабет 1 типа» по материалу от < Дата >, в ходе которой следователем ГСУ СК РФ ФИО4 в Министерство здравоохранения Калининградской области направлялись запросы, ответы на которые до настоящего времени следователю Министерством здравоохранения Калининградской области не направлены, истребованная информация в полном объеме не представлена.

Так, следователем в адрес Министерства здравоохранения Калининградской области посредством официальной электронной почты uzao@gov39.ru направлено два запроса < Дата >, на один из которых дан ответ, второй запрос оставлен без исполнения.

Также нарочным < Дата > в Министерство здравоохранения Калининградской области поступило требование о явке от < Дата > исходящий , а также запрос следователя ФИО4 от < Дата > исходящий аналогичного с запросом, оставленным без исполнения от < Дата > содержания о предоставлении информации и документов в срок до < Дата >, который является разумным и достаточным. Причин, препятствующих исполнению запроса следователя, в ходе проверки не установлено.

При этом Министерством здравоохранения Калининградской области на один из запросов следователя от < Дата > исходящий поступивший по электронной почте uzao@gov39.ru в этот же день, направлен ответ от < Дата > исходящий .

Также требование о явке от < Дата > исходящий поступившее в Министерство здравоохранения Калининградской области < Дата >, доведено до сведения адвоката министра здравоохранения Калининградской области - ФИО5, о результатах явки адвокатом ФИО5 сообщено министру от < Дата > исходящий .

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что исполняющая обязанности министра Берездовец Н.Ю. не могла не знать о направлении следователем запросов о предоставлении информации в силу возложенных на последнюю обязанностей, в том числе в период исполнения обязанностей министра, что свидетельствует о наличии у последней умысла на неисполнение требований следователя.

< Дата > по данному факту заместителем прокурора Калининградской области в отношении должностного лица Министерства здравоохранения Калининградской области – заместителя министра здравоохранения Берездовец Н.Ю. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебное заседание Берездовец Н.Ю. не явилась, о дне, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Защитник Берездовец Н.Ю. – Арсентьева Е.С. в судебном заседании пояснила, что вину Берездовец Н.Ю. не признает, умысла на совершение административного правонарушения у должностного лица, исполнявшей на тот момент обязанности министра, не было, следователем был направлен целый ряд запросов аналогичного содержания, на которые были даны исчерпывающие ответы и предоставлены запрошенные документы, запросы постоянно дублировались. Кроме того, Берездовец Н.Ю. не являлась исполнителем запросов, об их поступлении могла не знать, следовательно, не является субъектом правонарушения. Просила производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава вмененного ей административного правонарушения. В случае установления вины, просила применить положения о малозначительности.

Прокурор отдела прокуратуры Калининградской области ФИО7 поддержал позицию прокуратуры.

Заслушав пояснения, исследовав представленные материалы и дав им оценку в соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Положениями ч. 4 ст. 21, ч. 1 ст. 144 УПК РФ определено, что требования, поручения и запросы следователя, предъявленные в пределах его полномочий, установленных УПК РФ, при проверке сообщения о преступлении обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации» требования сотрудника следственного комитета, предъявленные при проверке сообщения о преступлении, обязательны для исполнения всеми должностными и иными лицами.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации» сотрудник следственного комитета при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на него уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций, указанных в пункте 1 настоящей части, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

Частью 4 ст. 7 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации» предусмотрено, что неисполнение законных требований сотрудника Следственного комитета или уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на заместителя министра здравоохранения Калининградской области Берездовец Н.Ю. распоряжением Губернатора Калининградской области от < Дата > было возложено исполнение обязанностей министра здравоохранения Калининградской области в период с < Дата > по < Дата >.

Факт неисполнения законных требований следователя и вина должностного лица Берездовец Н.Ю. в совершении вменяемого ей административного правонарушения, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств:

постановлением заместителя прокурора Калининградской области ФИО8 от < Дата >, согласно которому заместитель министра здравоохранения Калининградской области Берездовец Н.Ю., исполняющая обязанности министра здравоохранения Калининградской области, в нарушение ч. 4 ст. 21, ч. 1 ст. 144 УПК РФ, п.п. 3, 4 ч. 1, ч. 2, ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 403-ФЗ проигнорировала законное требование следователя от < Дата > исходящий , поступившее в Министерство < Дата >, направленное в рамках проводимой проверки сообщения о преступлении, на него в установленный срок не ответила, о невозможности исполнения запроса в установленный срок следователя не уведомила;

объяснением заместителя министра здравоохранения Калининградской области Берездовец Н.Ю. от < Дата >, указавшей, что исполняла обязанности министра здравоохранения Калининградской области в период с < Дата > по < Дата >, запрос следователя через нее не проходил, однако был принят и заведен в СЭД «ДЕЛО», возможно исполнителем запроса являлась заместитель начальника департамента лекарственного обеспечения ФИО9, когда узнала о том, что ответ не направлен, проверила в канцелярии наличие запроса, исполнен ли данный запрос пояснить не смогла;

объяснением заместителя министра, здравоохранения Калининградской области ФИО10 от < Дата >, указавшей, что < Дата > на официальную почту Министерства поступило письмо от следователя по особо важным делам ГСУ СК России ФИО4, которое было направлено в этот же день на служебную электронную почту ответственного сотрудника канцелярии Министерства, в письме содержалось два запроса следователя, которые были заведены в СЭД «ДЕЛО», где зарегистрированы под разными номерами задач и поручены двум сотрудникам. Кроме того, < Дата > нарочно в Министерство доставлен запрос следователя от < Дата >, который был зарегистрирован < Дата >, поскольку был аналогичен запросу от < Дата >, задачи были связаны, ответственным исполнителем назначена ФИО9 По истечению срока исполнения задачи были закрыты без фактического исполнения;

информацией следователя по особо важным делам ГСУ СК России ФИО4 от < Дата > исх. с приложением от < Дата > исх. с приложением, который сообщал в прокуратуру Калининградской области о факте неисполнения запроса от < Дата >, продублированного запросом от < Дата >, также оставленным без ответа;

копией запроса следователя ФИО4 от < Дата > исх. с отметкой о получении Министерством < Дата >,

выпиской из распоряжения Губернатора Калининградской области от < Дата > «О министре здравоохранения Калининградской области», согласно которому министром здравоохранения Калининградской области назначен ФИО11;

выпиской из распоряжения Губернатора Калининградской области от < Дата > «О заместителе министра здравоохранения Калининградской области», согласно которому заместителем министра здравоохранения назначена Берездовец Н.Ю.;

выпиской из распоряжения Губернатора Калининградской области от < Дата > «Об отпуске ФИО11», согласно которому ФИО11 предоставлен отпуск с < Дата >< Дата >, на период отпуска обязанности возложены на Берездовец Н.Ю.;

служебным контрактом о прохождении государственной гражданской службы Калининградской области и замещении должности государственной гражданской службы Калининградской области от < Дата >, заключенным с Берездовец Н.Ю.;

выпиской из распоряжения Губернатора Калининградской области от < Дата > «О некоторых мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых решений Губернатора Калининградской области», согласно п. 1 п. 16 - должен обладать умениями работать в СЭД «Дело», пп. 5 п. 27 - заместитель министра здравоохранения осуществляет в пределах своей компетенции взаимодействие с федеральными органами государственной власти;

ответом Министерства от < Дата > исх. с приложением, о причинах неявки ФИО11 к следователю;

ответом Министерства от < Дата > исх. с приложением, копией из системы электронного документооборота «Дело» (РК от < Дата >), из которого следует, что запросы следователя от < Дата > и от < Дата > были зарегистрированы в СЭД «Дело», но не были обработаны и на них не направлены ответы;

представлением прокуратуры Калининградской области об устранении нарушений федерального законодательства от < Дата >, согласно которому в в ходе прокурорской проверки выявлен факт неисполнения требований следователя должностными лицами Министерства, сделан вывод о ненадлежащем исполнении заместителем министра здравоохранения Берездовец Н.Ю. своих обязанностей.

Данные доказательства согласуются между собой и являются достаточными для установления вины должностного лица Министерства в совершении административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу с ч. 1 ст. 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Объектом административного правонарушения является институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

Неисполнение требований следователя как участника уголовного судопроизводства (глава 6 УПК РФ) препятствует реализации его полномочий, принятию законного и обоснованного решения по проводимой проверке сообщения о преступлении, в данном случае, нарушает права и законные интересы несовершеннолетних детей с сахарным диабетом 1 типа, в том числе на соблюдение разумных сроков досудебного производства, предусмотренных ст. 6.1 УПК РФ.

Процессуальных нарушений при оформлении административного материала, которые могли бы повлечь освобождение должностного лица от административной ответственности, не допущено.

Сроки давности привлечения должностного лица к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела не истекли.

Обстоятельств, исключающих производство по данному делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не имеется.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

В рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется, поскольку исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения, принимая при этом во внимание значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, не установлено.

Доводы стороны защиты о наличии причин, не позволивших в установленный законом срок исполнить требования следователя, таких как, загруженность и многократность запросов, а также исполнение ненадлежащим образом ответственным сотрудником своих обязанностей, не являются основанием для освобождения от административной ответственности лица, исполнявшего обязанности руководителя Министерства и координирующего его работу.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях ответственности за совершение административного правонарушения применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

Решая вопрос о назначении наказания, суд учитывает обстоятельства, характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, считает справедливым и соответствующим цели наказания назначить наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать должностное лицо – заместителя министра здравоохранения Калининградской области Берездовец Н.Ю. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Штраф подлежит перечислению получателю штрафа УФК по Калининградской области (.

Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Сведения об оплате должны быть представлены в суд.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня получения его копии.

Судья Д.В. Стома