ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-333/20 от 23.07.2020 Мирнинского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 5-333/2020

УИД 14RS0016-01-2020-001187-60

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 июля 2020 года гор. Мирный РС (Я)

Судья Мирнинского районного суда ФИО5 С.А., единолично, рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении

должностного лица – главы администрации муниципального образования «Ботуобуйинский наслег» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) ФИО1,

У С Т А Н О В И Л :

08 июля 2020 года аудитором - заместителем председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Мирнинский район» ФИО2 составлен протокол № 5-АП 2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы администрации МО «Ботуобуйинский наслег» ФИО1

Как следует из протокола об административном правонарушении, ФИО1 являясь главой администрации муниципального образования «Ботуобуйинский наслег» Мирнинского района РС (Я) и осуществляя функции распорядителя бюджетных средств муниципального образования «Буотуобуйинский наслег», не обеспечила исполнение порядка предоставления субсидий на оказание муниципальных услуг, в связи с чем учредителем – муниципальным образованием «Буотуобуйинский наслег» в адрес МБУ «Центр жилищно-коммунального хозяйства и рекреационной деятельности» перечислена субсидия на финансирование обеспечения муниципального задания за III и IV квартал 2019 года в размерах, не соответствующих графику перечисления субсидии.

В судебном заседании представитель административного органа –старший инспектор Контрольно-счетной Палаты МО «Мирнинский район» РС(Я) ФИО3 обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, подтвердил, полагает, что ФИО1, являющейся главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования «Буотуобуйинский наслег» нарушения положения ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, в связи с чем в ее действиях содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1 в суде пояснила, что фактическое перечисление субсидий на исполнение муниципального задания относятся к должностным обязанностям иных работников администрации, в том числе возлагается на директора Центра жилищно-коммунального хозяйства и рекреационной деятельности. Вину в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, признает частично в том, что не осуществила контроль за своевременным перечислением субсидий на основании заключенных дополнительных соглашений.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ наступает за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 этого же Кодекса и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно статье 154 БК РФ исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают исполнение бюджета.

В силу статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.

Общие положения о расходах бюджетов, регламентированы главой 10 Бюджетного кодекса РФ.

Статьей 69.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение ими государственного (муниципального) задания; предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам.

Порядок предоставления перечисленных бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в форме субсидий более подробно урегулирован статьями 78.1 и 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Согласно п. 5 ст. 69.2 БК РФ порядок формирования государственного задания и финансового обеспечения выполнения государственного задания, должны определять, в том числе, правила и сроки определения объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, включая расчет и утверждение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг на основе базовых нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и корректирующих коэффициентов к ним, а также нормативных затрат на выполнение работ; сроки и объемы перечисления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания; возврат субсидии в объеме, который соответствует показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты (с учетом допустимых (возможных) отклонений), в случае, если государственное (муниципальное) задание является невыполненным.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения председателя Контрольно-счетной Палаты МО «Мирнинский район» № 33 от 14.04.2020 проведено контрольное мероприятие «Внешняя проверка бюджетной отчетности администрации МО «Буотуобуйинский наслег» как главного администратора бюджетных средств за 2019 года».06 июля 2020 года административным органов составлен акт о выявлении факта несоблюдения главой администрации МО «Ботуобуйинский наслег» Мирнинского района РС (Я) ФИО1 условий перечисления субсидий на выполнение муниципального задания. В частности, административным органом установлено следующее.

Во исполнение требований ч.ч. 3, 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ администрацией МО «Ботуобуйинский наслег» принят Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальным бюджетным учреждением «Центр жилищно-коммунального хозяйства и рекреационной деятельности» (далее – МБУ «ЦЖКХиРД») с. Таас-Юрях Мирнинского района. В соответствии с постановленным Порядком сформированы следующие муниципальные задания:

1. Муниципальное задание № 1 МБУ «ЦЖКХиРД» с. Таас-Юрях на 2019 года по муниципальной услуге «Предоставление земельного участка для погребения умершего», утвержденное главой администрации МО «Буотуобуйинский наслег» (дата утверждения отсутствует);

2. Муниципальное задание № 2 МБУ «ЦЖКХиРД» с. Таас-Юрях на 2019 года по муниципальной услуге «Выдача справки о захоронении», утвержденное главой администрации МО «Буотуобуйинский наслег» (дата утверждения отсутствует);

3. Муниципальное задание № 3 МБУ «ЦЖКХиРД» с. Таас-Юрях на 2019 года по муниципальной услуге «Организация содержания и ремонта муниципального жилищного фонда, утвержденное главой администрации МО «Буотуобуйинский наслег» (дата утверждения отсутствует);

4. Муниципальное задание № 4 МБУ «ЦЖКХиРД» с. Таас-Юрях на 2019 года по муниципальной услуге «Содержание (эксплуатация) имущества, находящегося в муниципальной собственности» утвержденное главой администрации МО «Буотуобуйинский наслег» (дата утверждения отсутствует).

Согласно плану финансово-хозяйственной деятельности МБУ «ЦЖКХиРД» на 2019 года объем субсидий, предусмотренный на финансовое обеспечение муниципального задания составил 8 598 131,06 рублей.

23 января 2019 года между администрацией МО «Буотуобуйинский наслег» и МБУ «ЦЖКХиРД» заключено соглашение № 1 «О порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказания муниципальных услуг (выполнение работ)» (л.д. 182-186).

20 мая 2019 года между администрацией МО «Буотуобуйинский наслег» и МБУ «ЦЖКХиРД» заключено соглашение № 2 «О порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказания муниципальных услуг (выполнение работ)», согласно которому МО «Буотуобуйинский наслег» обязуется перечислять учреждению субсидию в суммах и в соответствии с графиком перечисления субсидии, являющимся неотъемлемой частью соглашения, не реже одного раза в квартал в сумме, не превышающей: 25% годового размера субсидии в течении 1 квартала, до 50% (до 65% в части субсидий, предоставляемых на оказание муниципальных услуг, процесс оказания которых требует неравномерного финансового обеспечения в течение финансового года) годового размера субсидии в течении первого полугодия, 75% годового размера субсидии в течении 9 месяцев. Согласно графику перечисления субсидии, содержащемуся в приложении к дополнительному соглашению № 2, установлены срок перечисления субсидии: За 1 квартал до 31.03.2019 в размере 2 305 093, 44 рублей; за 2 квартал до 30.06.2019 в размере 2 305 093, 44 рублей; за 3 квартал до 30.09.2019 в размере 1 993 972,09 рублей; за 4 квартал до 31.12.2019 в размере 1 993 972,09 рублей (л.д. 187-189).

Иного порядка в части сроков и размеров перечисления субсидии сторонами не определено.

Вместе с тем, как следует из представленных материалов, фактически перечисление субсидии за 3 квартал 2019 года произведено 18.07.2019 в размере 2 305 093, 44 рублей, что подтверждается платежным поручением № 272 от 17.07.2019 (л.д. 190). Указанная сумма не соответствует размеру, указанному в графике перечисления субсидии (по дополнительному соглашению № 2 от 20.05.2019), перечислена в завышенном размере.

Перечисление субсидии за 4 квартал произведено 10.10.2019 в размере 1 682 850, 74 рублей (платежное поручение № 433 от 08.10.2019, л.д. 191), что также не соответствует размеру, указанному в графике перечисления субсидии.

Между тем, требование законодателя о перечислении субсидий в установленные сроки направлено на обеспечение учредителю возможности принимать решение о сохранении либо уменьшении утвержденного объема субсидии, позволяет повысить результативность использования средств бюджета, выделенных в виде субсидий.

Субсидии за 3 и 4 кварталы 2019 года были предоставлены МО «Буотуобуйинский наслег» в адрес МБУ «ЦЖКХиРД» в размерах, не соответствующих «Порядку и условиям предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказания муниципальных услуг (выполнение работ)», что исключало возможность на основании предварительных отчетов учреждений за 9 месяцев оценить показатели выполнения объема соответствующего государственного задания и в случае выполнения показателей в объемах меньше установленных, осуществить расчет суммы средств, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вина должностного лица - главы администрации МО «Буотуобуйинский наслег» ФИО4 заключается в том, что, имея возможность для соблюдения п. 1 ст. 78.1 БК РФ и положений заключенного соглашения № 2 «О порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказания муниципальных услуг (выполнение работ)», она не предприняла все зависящие от нее меры по их соблюдению.

Доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу, о том, что фактическое перечисление субсидий на исполнение муниципального задания относятся к должностным обязанностям иных работников администрации, в том числе на директора МБУ «ЦЖКХиРД», суд находит несостоятельными, поскольку с учетом положений п. 5 ст. 69.2 БК РФ, ст. 2.4 КоАП РФ и примечания к ней, должностным лицом, ответственным за формирование и утверждение государственного задания МО «Буотуобуинский наслег» Мирнинского района РС (Я), а следовательно и главным распорядителем бюджетных средств является глава администрации указанного муниципального образования на основании Устава, принятого решение наслежного Совета депутатов 19.04.2012, что не исключает последующий контроль полноты и своевременности его исполнения.

Объективная сторона административного правонарушения, совершенного главой администрации МО «Буотуобуйинский наслег» ФИО4 выразилась в нарушении срока предоставления субсидии, предусмотренного указанным выше соглашением № 2 и составленным в дополнение к нему графиком.

Поскольку субсидии бюджетному учреждению выдаются в соответствии с положениями статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации при строгом соблюдении установленных в нормативном правовом акте порядка, срока и условий предоставления субсидии, несоблюдение должностным лицом указанных требований образует в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах действия главы администрации МО «Ботуобуйинский наслег» верно квалифицированы по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Состав правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.5 КоАП РФ, является формальным и потому не предусматривает необходимость наступления каких-либо последствий. Вместе с тем, характер совершенного правонарушения, степень общественной опасности, угрозы охраняемым государством интересам области бюджетных отношений, не позволяют суду сделать вывод о малозначительности совершенного должностным лицом административного правонарушения.

Таким образом, признаков малозначительности совершенного обществом правонарушения судом не установлено, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, сферу деятельности, в которой допущено правонарушение. Необоснованное применение ст. 2.9 КоАП РФ противоречит задачам производства по делам об административных правонарушениях, сформулированным в ст. 24.1 КоАП РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Из материалов дела видно, что ФИО1 к административной ответственности по статье 15.15.5 КоАП РФ привлекается впервые, что является смягчающим ответственность обстоятельством, частичное признание вины. Доказательства обратного административным органом суду не представлены. Отягчающих обстоятельств по делу не установлено.

Учитывая характер и тяжесть вмененного должностному лицу в вину административного правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств, суд считает возможным назначить наказание в пределах санкции ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1.ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

ФИО1 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

Согласно ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Республике Саха (Якутия) (АМО «Мирнинский район РС (Я)»)

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

р/счет <***>

ИНН <***>

КПП 143301001

ОКТМО 98631000

л/с: <***>

КБК 800 1 16 01154 01 0000 140 (административный штрафы, установленные Главой 15 КоАП РФ, за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг (за исключением штрафов, указанных в пункте 6 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ), выявленные должностными лицами органов муниципального контроля).

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток с момента вручения или получения копии постановления.

Судья п/п ФИО5

«Копия верна»

Судья Мирнинского районного суда

Республики ФИО6 ФИО5