ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-333/2016 от 27.06.2016 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 5-333/2016

Постановление в окончательной форме принято 27 июня 2016 года.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

22 июня 2016 года г. Мурманск

Судья Первомайского районного суда г. Мурманска Дурягина М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, и другие материалы дела в отношении

*** муниципального бюджетного учреждения «***» (далее – ММБУ «***», учреждение), место нахождения: ***, дата государственной регистрации – ***, ОГРН ***, ИНН ***,

у с т а н о в и л:

Как следует из протокола по делу об административном правонарушении, Министерством природных ресурсов и экологии *** области *** проведена проверка фактов, изложенных в обращениях юридических и физических лиц о неправомерных действиях ММБУ «***», выразившихся в несанкционированном складировании снега на земельном участке, расположенном в районе дома ***, входящем в сформированный земельный участок с кадастровым номером *** По данному факту определением от *** в отношении ММБУ «***» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, и проведении административного расследования. В результате проверочных мероприятий, проведенных в рамках административного расследования, установлено, что ММБУ «***» действительно осуществляет на земельном участке с кадастровым номером *** накопление (временное складирование снега) от уборки улиц на указанном участке навалом, вне специально обустроенных мест. Отходы от зимней уборки улиц сброшены на почвенный покров (грунт), не укрыты от воздействия атмосферных осадков и ветров, на участке не предусмотрена обваловка и ливнестоки с очистными сооружениями, что негативно влияет на состояние окружающей среды. Для осуществления хозяйственной деятельности ММБУ «***» использует снегоплавильную станцию «***», между тем паспорта на отходы от зимней уборки улиц, отходы станции снеготаяния, отходы с решеток станции снеготаяния МБУ «***» не представлены.

Уставом МБУ «***», утвержденным приказом комитета по развитию городского хозяйства администрации *** от ***№*** установлено, что учреждение создано в целях содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения и улично-дорожной сети, элементов дорог, благоустройства и инженерной инфраструктуры, осуществления деятельности, выполнения работ по благоустройству города, оказания услуг в данной сфере населению и организациям всех форм собственности. Для достижения указанных целей учреждение осуществляет в установленном законном порядке деятельность, в том числе по эксплуатации автомобильных дорог общего пользования, хранению и складированию, уборке территорий (пункт 2 Устава). Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от *** ММБУ «***» владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером ***, с разрешенным использованием – площадки для временного складирования снега, адрес места нахождения объекта – ***. Согласно постановлению Администрации *** от *** учреждению в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный Адрес***

Юридическим лицом ММБУ «***» нарушены требования ст.ст. 11, 14 Федерального закона РФ от *** № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 Федерального закона РФ от *** № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», нормы СанПиН 2.***-03 (пункт 3.7) ч.1 ст. 34, ч.1 ст. 39 и ч.1,2 ст. 51 Федерального закона РФ от *** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно: накопление (временное складирование) снега от уборки улиц осуществляется учреждением навалом, вне специально обустроенных мест на земельном участке с кадастровым номером ***, в отношении которого учреждением не представлены правоустанавливающие документы с указанием разрешенного использования для складирования снега; отходы от зимней уборки улиц сброшены на почвенный покров (грунт), не укрыты от воздействия атмосферных осадков и ветров, на участке не предусмотрена обваловка и ливнестоки с очистными сооружениями, что негативно влияет на состояние окружающей среды; паспорта на отходы I-IV класса опасности, образующиеся от зимней уборки улиц, отходы станции снеготаяния, отходы с решеток станции снеготаяния МБУ «***» не представлены в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от ***№*** «О проведении паспортизации отходов I-IV классов опасности.

Таким образом, юридическим лицом – *** муниципальным бюджетным учреждением «***» не приняты исчерпывающие меры по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления. Данный факт подтверждается материалами дела, пояснениями представителя административного органа, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

В судебное заседание представитель ММБУ «***» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, ходатайств об отложении дела не заявлял, письменного мнения по факту привлечения к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ не представил.

Лицо, составившее административный протокол ФИО1 в судебном заседании настаивал на привлечении ММБУ «***» к административной ответственности по основаниям, изложенным в протоколе, который вручен директору ММБУ «***» и подписан ею без разногласий.

Выслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о том, что вина юридического лица в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, подтверждается представленными доказательствами: протоколом по делу об административном правонарушении №*** от ***; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***; определением об истребовании сведений и необходимых документов от ***, актом осмотра территории земельного участка, расположенного в районе ***, которым установлен факт размещения загрязненной снежной массы от уборки территорий улиц *** на указанном земельном участке, прилегающем к зеленым насаждениям; сведениями публичной кадастровой карты, фототаблицами к акту осмотра; копией свидетельства о постановке ММБУ «***» на учет в налоговом органе; копией свидетельства о государственной регистрации изменений в учредительные документы ММБУ «***»; копией постановления администрации *** от ***№*** о предоставлении ММБУ «***» в постоянное (бессрочно) пользование земельного участка на улице ***, с кадастровым номером №***; копией свидетельства о государственной регистрации права на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком на улице ***, с кадастровым номером ***, с разрешенным использованием в качестве площадки для временного складирования снега; копией Устава ММБУ «***» целью создания которого является содержание автомобильных дорог и улично-дорожной сети, выполнения работ по благоустройству города года, в том числе по эксплуатации автомобильных дорог, хранению и складированию, удалению и обработке твердых отходов, уборке территорий и аналогичной деятельности; выпиской из ГЕРЮЛ в отношении ММБУ «***».

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ от *** № 136-ФЗ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ст. 51 Федерального закона от *** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Также запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от *** №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от *** № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Разделом 3 СанПиН 2.***-03 от *** утверждены правила временного хранения отходов, в частности: временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяются проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами (п.3.1); временное складирование отходов производства и потребления допускается в том числе на открытых, специально оборудованных для этого площадках (п.3.2); в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить в том числе на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках (п.3.4); условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение насыпью, навалом, в виде гряд допускается только для отходов IV класса опасности (п.3.6); при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается (п.3.7).

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Собранные в ходе административного расследования доказательства свидетельствуют о том, что юридическим лицом – ММБУ «***», в нарушение требований ст. 11 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» от *** № 89-ФЗ, ст. 51 Федерального закона от *** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от *** № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении», ст. 42 Земельного кодекса РФ от *** № 136-ФЗ, требований пункта 3.7 СанПин 2.***-03 от *** осуществлялось накопление и размещение отходов производства зимней уборки улиц на земельном участке, расположенном в районе ***, непосредственно прилегающем к зеленым насаждениям, не отведенном под данные цели, навалом, вне специально обустроенных мест, в отсутствие паспортов на отходы производства.

Проанализировав приведенные нормы законодательства в области охраны окружающей среды, оценив в совокупности представленные доказательства, которые получены, в соответствии с требованиями КоАП РФ, являются относимыми и допустимыми, суд приходит к выводу, что в действиях учреждения содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, то есть несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

ММБУ «***» на момент выявления административного правонарушения осуществляло накопление (временное складирование), размещение отходов производства, образующихся от зимней уборки улично-дорожной сети, навалом, на земельном участке, расположенном в районе ***, непосредственно прилегающем к зеленым насаждениям, навалом, вне специально отведенной территории и оборудованных сооружений, предназначенных для размещения отходов, в отсутствие паспортов на отходы производства, то есть при сборе, накоплении, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, образующимися в результате хозяйственной деятельности на соблюдало экологические и санитарно-эпидемиологические требования.

Обстоятельств, препятствующих юридическому лицу – ММБУ «***» соблюдать требования законодательства, не установлено.

При назначении наказания, согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, - совершение однородного административного правонарушения впервые; отсутствие отягчающих обстоятельств, а также влияние назначенного наказания на деятельность юридического лица, являющегося бюджетным учреждением и полагает необходимым назначить наказание в виде штрафа.

В силу ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ***.

При назначении административного наказания, в соответствие с частью 3.2 настоящей статьи, размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах, назначение ММБУ «***» административного наказания в виде административного штрафа в сумме ***, то есть в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.2 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного им административного правонарушения, его материальному положению бюджетного учреждения, характеру производственной деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и, с учетом конкретных обстоятельств дела, а также наступления летнего периода при котором выявленное нарушение прекращено, суд считает возможным назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

С учетом изложенного, суд назначает наказание в виде административного штрафа в размере ***

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

*** муниципальное бюджетное учреждение «***» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере ***.

Сумма штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам:

***

Разъяснить, что согласно ст.32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.

Разъяснить, что неуплата административного штрафа в срок влечет ответственность, предусмотренную ст.20.25 ч.1 КоАП РФ, в виде двукратного размера суммы неуплаченного штрафа.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья подпись М.С. Дурягина

***

***