ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-333/21 от 10.06.2021 Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело № 5-333/21 (42RS0016-01-2021-000942-14)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Новокузнецк 10 июня 2021 года

Судья Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Рябцева Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП , ИНН ), зарегистрированного по адресу: <адрес>

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 нарушил установленную форму уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении трудового договора с иностранным гражданином, при следующих обстоятельствах: ИП ФИО1, являясь работодателем, и, заключив 17.02.2021 г. трудовой договор с гражданином респ. Узбекистан ФИО4У, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уведомление о заключении данного договора в орган по вопросам миграции направил по почте 19.02.2021 г. без соблюдения установленной формы уведомления.

ФИО1 и его защитник Ивашкин С.В. в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении согласились, просили суд учесть, что административное правонарушение совершено ИП ФИО1 впервые, что он содействовал в установлении обстоятельств, подлежащих установлению, добровольно устранил допущенное нарушение, заявили ходатайство об освобождении ИП ФИО1 от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, при этом ФИО1 вину в содеянном признал и раскаялся.

Суд, выслушав ФИО1, его защитника и, изучив письменные материалы дела, считает ее вину в содеянном установленной.

В силу ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Согласно п. 8 ст. 13 ФЗ от 25.07.202 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно - телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Приказом МВД России от 30.07.2020 № 536 "Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2021 г., утверждены новые формы и порядок уведомления МВД России об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Согласно п. 2 Порядка предоставления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства) (Порядок подачи уведомления), утвержденного Приказом МВД России от 30.07.2020 № 536, работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган МВД России на региональном уровне в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином (лицом без гражданства) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

В соответствии с п.8 Порядка подачи уведомления уведомление может быть представлено на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа на региональном уровне, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", …..

В уведомлении должны быть заполнены все соответствующие поля (пункт 5 Порядка подачи уведомления).

Однако, из представленного в материалах дела уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином, направленного ИП ФИО1 в территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции, следует, что по форме оно не соответствует форме, утвержденной действующим Приказом МВД РФ. уведомление о заключении договора с иностранным работником ИП ФИО1, поскольку было заполнено по форме, утвержденной Приказом МВД России от 04.06.2019 г. № 363 (приложение 13), который является недействующим, начиная с 01.01.2021 г.

Вина ИП ФИО1 в нарушении установленного порядка уведомления и формы уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином при направлении его в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, кроме ее признательных объяснений подтверждается также письменными доказательства:

- протоколом об административном правонарушении от 02.04.2021 г., в котором указано событие административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, ФИО1, в присутствии которого составлен протокол об административном правонарушении, вину в содеянном правонарушении подтвердил;

- уведомлением о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства), направленным ИП ФИО1 в отношении работника гражданина Республики Узбекистан ФИО4У., составленным по форме, утв. Приказом МВД России от 04.06.2019 №363 (Приложение № 13), которая утратила законную силу в связи с изданием Приказа МВД России от 30.07.2020 № 536, утвердившего новые формы, вступившим в силу с 01.01.2021 г. К уведомлению приложен конверт и опись, из которых следует, что уведомление отправлено ИП ФИО1 19.02.2021 г. почтовым отправлением;

- трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ;

- приказом (распоряжением) о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ.

Совокупность представленных суду доказательств по делу, которые суд признает относимыми и допустимыми, является достаточной для установления наличия события административного правонарушения и виновности ИП ФИО1 в содеянном.

Суд квалифицирует действия ИП ФИО1 по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, как нарушение установленного порядка и формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении трудового договора с иностранным гражданином.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного ИП ФИО1 административного правонарушения, данные о личности виновного, который ранее к административной ответственности не привлекался, является индивидуальным предпринимателем, а также обстоятельства, влияющие на наказание.

Обстоятельством, смягчающим наказание, суд признает признание ИП ФИО1 своей вины, его раскаяние, тот факт, что допущенное нарушение миграционного законодательства ИП ФИО1 устранено.

Отягчающие наказание обстоятельства судом не установлены.

Суд также, считает возможным при назначении ИП ФИО1 наказания, учесть положения ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ, согласно которой являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Где, предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ч. 1 ст. 3.4 КоАП РФ).

Согласно же ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ИП ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ и относится к категории микропредприятия.

Из материалов дела следует, что ИП ФИО1 ранее к административной ответственности не привлекался.

Оснований для назначения указанному ИП наказания в виде административного приостановления деятельности, являющегося исключительной мерой, суд не усматривает, поскольку выявленные нарушения не повлекли причинения какого-либо вреда и не создали непосредственной угрозы безопасности жизни и здоровья людей или причинения иного вреда.

Иного из материалов дела не следует.

При этом, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает, поскольку, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, т.е. малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, исходя из правовой позиции, изложенной в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» разъяснено, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

С учетом вышеизложенного и учитывая, что санкция ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ не предусматривает назначение наказания в виде предупреждения, суд полагает возможным назначить ИП ФИО1 наказание в виде предупреждения в порядке замены наказания в виде административного штрафа.

Сведениями, исключающими такую замену, суд не располагает.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП , ИНН ), зарегистрированного по адресу: <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, и назначить наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Резолютивная часть постановления оглашена 07.06.2021 г.

Судья Л.В. Рябцева