ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-334/20 от 24.12.2020 Плесецкого районного суда (Архангельская область)

КОПИЯ

Дело № 5-334/2020

УИД: 29RS0021-01-2020-001836-95

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

п. Плесецк 24 декабря 2020 года

Судья Плесецкого районного суда Архангельской области Куйкин Р.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:

федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», адрес (место нахождения): <...> микр., д. 10, ИНН/КПП <***>/292001001, ОГРН <***>, ранее привлекавшегося к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ,

установил:

постановлением Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО8 от 24 ноября 2020 года в отношении юридического лица федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, Учреждение), возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ. Как следует из постановления, 18 августа 2020 года прокурором в адрес поднадзорных исправительных учреждений, в том числе в ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, было направлено письменное требование № 17-03-2020 от 17 августа 2020 года, которое предписывало незамедлительное сообщение (в течение 4-х часов с момента происшествия, а если происшествие произошло в ночное время – в течение 4-х часов с начала рабочего дня) по телефону <***>) и иными видами срочной связи (с последующим направлением факсимильной связью (8 (81832) 7-17-76) либо электронной почтой (onezhskayaiu@arhoblprok.ru), письменного специального донесения с одновременным приложением соответствующих материалов проверки: помимо прочего о получении осужденными телесных повреждений (в том числе в результате конфликта, в быту, на производстве и в иных случаях). Указанное требование было получено Учреждением 18 августа 2020 года и рассмотрено на оперативном совещании Учреждения. Вместе с тем, специальное донесение по факту получения травмы осужденным ФИО6, о которой администрации Учреждения стало известно в 16-10 часов 24 октября 2020 года, было направлено в прокуратуру только 16 ноября 2020 года.

В судебном заседании помощник Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО3 поддерживает доводы, указанные в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, полагает необходимым привлечь Учреждение к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.

Защитник ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области ФИО4, действующая на основании доверенности, с постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении не согласна. Полагает, что вины Учреждения в неисполнении требования прокурора от 17 августа 2020 года не имеется, поскольку специальное донесение было своевременно направлено сотрудником ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области по электронной почте. Сотрудник ошибся в адресе электронной почты, не указав две латинские буквы. Между тем, факт направления специального донесения по другому адресу электронной почты, чем тот, который указан в требовании прокурора, не свидетельствует о вине Учреждения, поскольку умысел на неисполнение требования прокурора у сотрудников Учреждения отсутствовал.

Выслушав прокурора и защитника юридического лица, оценив представленные в материалах дела и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, прихожу к следующему.

Статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, в том числе для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В силу абз. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Согласно ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предметом надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, является соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела, порядок представления в органах прокуратуры специальных донесений и иной обязательной информации, в том числе о совершении членовредительства лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы, определен приказом Генерального прокурора от 16 июля 2010 года № 284 и приказом прокурора Архангельской области от 17 августа 2010 года № 94.

В целях соблюдения и надлежащего исполнения указанных приказов, исполняющим обязанности Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО5, начальникам поднадзорных исправительных учреждений, в том числе начальнику ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, 17 августа 2020 года направлено требование № 17-03-2020.

В указанном требовании начальникам поднадзорных учреждений указано незамедлительно (в течение 4-х часов с момента происшествия, либо с начала рабочего дня, если происшествие произошло в ночное время) сообщать в Онежскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по телефону <***>) и иными видами срочной связи с последующим направлением факсимильной связью (8 (81832) 7-17-76) либо электронной почтой (onezhskayaiu@arhoblprok.ru) письменного специального донесения, с одновременным приложением соответствующих материалов проверки, обо всех случаях получения осужденными телесных повреждений (в том числе в результате конфликта, в быту, на производстве и в иных случаях.

Указанное требование получено ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области 18 августа 2020 года и рассмотрено на оперативном совещании учреждения 20 августа 2020 года, что подтверждается протоколом оперативного совещания при начальнике ФКУ ИК-21 ОУХД от 20 августа 2020 года № 11.

Из донесения ДПНК ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области от 24 октября 2020 года следует, что 24 октября 2020 года в 17 часов 00 минут поступила докладная от фельдшера МЧ-8 ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России о том, что в 16 часов 10 минут в медицинскую часть с жалобами на боль в области бедра правой ноги обратился осужденный ФИО6, который, поскользнувшись, получил травму в виде ушиба мягких тканей правого бедра.

Как следует из скриншота страницы с электронной почты ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области в сети «Интернет», сообщение о травме ФИО6 было направлено в адрес прокуратуры 24 октября 2020 года в 17 часов 32 минуты.

Между тем, указанное сообщение направлено по адресу электронной почты onezhskaiu@arhoblprok.ru, в то время как в требовании прокурора от 17 августа 2020 года № 17-03-2020 о необходимости направлять сообщения и спецдонесения о травмах осужденных указан следующий электронный адрес: onezhskayaiu@arhoblprok.ru, то есть сообщение о травме осужденного ФИО6 было направлено в адрес электронной почты с другим набором буквенных символов (не указаны буквы «ya» после буквосочетания «onezhska»).

13 ноября 2020 года в адрес ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области заместителем Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО5 направлено требование № 17-07-2020 о предоставлении в срок до 16 ноября 2020 года специального донесения по факту получения осужденным ФИО6 телесных повреждений, из которого следует, что в прокуратуру 10 ноября 2020 года поступили материалы проверки по факту получения ФИО6 травмы 24 октября 2020 года, но специальное донесение в прокуратуру не направлено.

Из акта проверки входящей корреспонденции от 20 ноября 2020 года, подписанного заместителем прокурора ФИО5 и помощником прокурора ФИО7, следует, что донесение из ИК-21 о получении 24 октября 2020 года травмы ФИО6 в адрес Онежской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на указанный в требовании прокурора от 17 августа 2020 года № 17-03-2020 номер факса и адрес электронной почты в период с 24 октября 2020 года по 15 ноября 2020 года не поступало. Специальное донесение по факту травмы ФИО6 поступило в прокуратуру 16 ноября 2020 года в 12 часов 46 минут.

Указанные в акте обстоятельства подтверждаются скриншотами страниц электронной почты прокуратуры в сети «Интернет».

Таким образом, требование Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 17 августа 2020 года № 17-03-2020 о направлении в установленный срок специального донесения по факту получения осужденным телесных повреждений, фактически не было выполнено ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области.

Специальное донесение было направлено в прокуратуру только 16 ноября 2020 года, после направления требования от 13 ноября 2020 года № 17-07-2020.

Указанные обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые отвечают требованиям допустимости, достоверности, достаточности в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области не выполнило требование прокурора от 17 августа 2020 года № 17-07-2020, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 17.7 КоАП РФ.

Доводы защитника об отсутствии вины Учреждения в совершении административного правонарушения в форме умысла, указание на которую содержится в диспозиции статьи 17.7 КоАП РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2. КоАП РФ (наличие вины в форме умысла или неосторожности), применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В данном случае у ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области имелась возможность для исполнения требований прокурора, но указанным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их исполнению, поскольку сообщение о травме осужденного было направлено по неверному адресу электронной почты из-за невнимательности сотрудника Учреждения, в связи с чем указанное сообщение в адрес прокуратуры не поступило по обстоятельствам, зависящим от Учреждения, что свидетельствует о наличии вины ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области в совершении вмененного административного правонарушения.

Совершенное Учреждением правонарушение посягает на институт государственной власти, при этом состав правонарушения является формальным, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению установленных государством обязательных правил.

При назначении наказания учитываю характер совершенного правонарушения, обстоятельство, отягчающее административную ответственность, каким является повторное совершение однородного административного правонарушения.

ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области в 2020 году неоднократно привлекалось к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, характер совершенного правонарушения, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, считаю необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 55000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

признать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 55 000 (пятьдесят пять тысяч) рублей.

Административный штраф подлежит зачислению по следующим реквизитам: Управление Федерального казначейства по Архангельской области (Прокуратура Архангельской области), расчетный счет <***> в ГРКЦ ГЦУ Банк России по Архангельской области, ИНН <***>, КПП 290101001, КБК 41511621010010000140, ОКАТО 11410000000.

Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, необходимо представить в Плесецкий районный суд Архангельской области.

Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления лицом, в отношении которого ведется производство по делу, либо опротестовано прокурором в тот же срок.

Судья Р.А. Куйкин

Копия верна. Судья Р.А. Куйкин