ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 ноября 2017 года ЗАТО г. Североморск
Судья Североморского районного суда Мурманской области Наволоцкая Н.М., рассмотрев в помещении суда по адресу: Мурманская область, ЗАТО <...>, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) в отношении юридического лица – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России (далее по тексту ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России), ***, зарегистрированного по адресу: ***
установил:
06 октября 2017 года в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России военным прокурором Североморского гарнизона возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ по факту отсутствия специальных разрешений при осуществлении в период с 03 по 04 октября 2017 года выбросов вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками – котельными ***.
При рассмотрении дела об административном правонарушении представителям ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ФИО1., ФИО2, ФИО3 и ФИО4 разъяснены права, предусмотренные ст. 25.4 КоАП РФ. Отвода судье не заявлено.
Представители юридического лица просили учесть, что вина юридического лица в указанных нарушениях отсутствует, поскольку учреждение функционирует с 01 апреля 2017 года, а с учетом необходимости проведения, предусмотренных законом процедур заключения государственного контракта на лабораторные исследования, эти процедуры объективно не могли быть выполнены на момент проведения прокуратурой проверочных мероприятий. В настоящий момент ведется работа по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ от объектов, в целях дальнейшей разработки программы производственного контроля и проекта нормативов допустимых выбросов. Указали на то, что филиал не имеет объективной возможности устранения выявленных в его деятельности нарушений, поскольку не имеет собственных денежных средств. Полагали возможным прекращение административного производства за отсутствием состава административного производства, поскольку факт выброса вредных веществ не доказан.
Помощник военного прокурора ФИО5 настаивал на привлечении юридического лица к административной ответственности, поскольку им не были выполнены все меры по соблюдению действующего законодательства. Полагал, что оснований для прекращения дела не имеется, ввиду нарушения законодательства на различных объектах.
Допрошенный в судебном заседании начальник информационно-аналитического отдела Центра лабораторных анализов и технических измерений по мурманской области ФИО6 пояснила, что сгорание топлива – угля, всегда влечет выделение в атмосферный воздух химических веществ, таких как диоксид серы, группа оксидов азота, оксид углерода, сажа. Концентрация указанных веществ регламентируется нормативами, при этом посторонние химические вещества в атмосферном воздухе являются загрязняющими. На все выбросы из стационарных источников, в том числе котельных, согласно Федеральным законам № 7-ФЗ и № 96-ФЗ, предприятие должно иметь утвержденные нормативы и специальное разрешение.
Заслушав участников, прокурора, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, за что предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, является выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное воздействие на него без специального разрешения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Федеральный закон N 96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны РФ № 171 от 18 января 2017 года за Государственным учреждением «Жилищно-Эксплуатационная контора № 21 Жилищно-Коммунального отдела Квартирно-Эксплуатационного управления г.Москвы» закреплено недвижимое имущество – вышепоименованные котельные. На основании приказа Минобороны РФ №155 от 02 марта 2017 года путем изменении типа, основных целей деятельности и переименования Государственного учреждения «Жилищно-Эксплуатационная контора №21 Жилищно-Коммунального отдела Квартирно-Эксплуатационного управления г.Москвы» создано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, за которым на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество, созданы филиалы данного учреждения, в том числе, филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ОСК Северного флота, расположенный по адресу: ***
ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в нарушение требований законодательства об охране атмосферного воздуха эксплуатирует ряд источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, при этом выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в отсутствие соответствующего разрешения.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности: постановлением о возбуждении дел об административных правонарушениях от 06.10.2017, актами осмотра теплогенерирующих объектов угольных котельных *** на предмет соблюдения природоохранных требований от 03 и 04 октября 2017 года, письменными объяснениями начальника отделения промышленного, экологического контроля и производственного обучения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ОСК Северного флота, из которых следует, что ни на одну из указанных выше котельных нет разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, также отсутствуют проекты нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, данные угольные котельные осуществляют выброс вредных веществ без специального разрешения, приказом № 171 от 18.01.2017, Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
В процессе производственной деятельности указанные стационарные источники, сжигают топливо и выполняют технологические процессы сопровождающиеся выделением загрязняющих веществ в атмосферный воздух: диоксид серы, группа оксидов азота, оксид углерода, подлежащих государственному учету и нормированию.
При указанных обстоятельствах судья приходит к выводу, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России было совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, поскольку юридическим лицом осуществлялся выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Факт нарушения юридическим лицом требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования подтверждается собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что у юридического лица отсутствовала возможность для соблюдения требований природоохранного законодательства.
Отсутствие данных о пробах загрязнения атмосферного воздуха и степени концентрации вредных веществ, на что ссылаются представители юридического лица, не свидетельствует об отсутствии загрязнения и соответственно отсутствии события и состава административного правонарушения, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, является формальным. Кроме того, для определения характеристик выбросов само предприятие применяет расчетные методы (на основании проектной документации) при определении выбросов вредных (загрязняющих) веществ организованными источниками, и, в первую очередь, для определения выбросов от типичных для многих предприятий производств: сварочные и окрасочные работы, механическая обработка материалов, нанесение металлопокрытий гальваническим способом, котельные и другие топливосжигающие устройства малой производительности, объекты строительства, открытые склады сыпучих стройматериалов, транспортные средства и инфраструктура транспортных объектов, карьеры и их инфраструктура и др.
Таким образом, оснований для удовлетворения ходатайства о прекращении административного производства за отсутствием состава административного правонарушения, не имеется.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Отягчающих или смягчающих ответственность обстоятельств по делу не установлено.
Оценивая степень вины общества в совершении правонарушения, судья принимает во внимание, что юридическое лицо ранее не привлекалось к административной ответственности за однородное правонарушение, производственная деятельность, в результате которой производились выбросы в атмосферу без разрешения, осуществлялась непродолжительное время. Указанные обстоятельства судья признает исключительными и приходит к выводу о возможности назначения административного наказания в виде административного штрафа в соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 29.9 и 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать юридическое лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России, ***, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 (девяносто тысяч) рублей.
Наименование получателя платежа (в поле 16): УФК по Мурманской области (Управление Росприроднадзора по Мурманской области, л/сч <***>), ИНН получателя (в поле 61): 5190129538, КПП получателя (в поле 103): 519001001, Код ОКТМО (в поле 105): 47701000, № счета получателя платежа (расчетный счет): 40101810000000010005, наименование банка: Отделение Мурманск г. Мурманск, БИК 044705001, КБК 04811625050016000140 – денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Разъяснить ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, что административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.М. Наволоцкая