ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-336/2016 от 25.01.2017 Овюрского районного суда (Республика Тыва)

Дело №5-4/2017 (5-336/2016)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 января 2017 года с.Хандагайты

Судья Овюрского районного суда Республики Тыва Банзай Ю.З.,

при секретаре судебного заседания Кан-оол Ш.К.,

с участием должностного лица главного государственного инспектора <данные изъяты>Тыва К..,

и.о. председателя администрации <данные изъяты>Ш.., и его представителя С..,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица юридического лица – администрации <данные изъяты> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ,

установил:

Юридическому лицу – администрации <данные изъяты> вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ при следующих обстоятельствах.

В период времени с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года администрация <данные изъяты>» (далее по тексту – администрация <данные изъяты>), расположенная по адресу: <адрес>, не выполнило в указанный срок – до ДД.ММ.ГГГГ года, предписание от ДД.ММ.ГГГГ. федерального органа, осуществляющего государственный земельный надзор, об устранении нарушений земельного законодательства, тем самым администрация сумона совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.25 ст.19.5 КоАП РФ.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении К.., протокол об административном правонарушении поддержала полностью и просила наказание назначить по усмотрению суда.

В судебном заседании представители привлекаемого к административной ответственности юридического лица – и.о. председателя администрации <данные изъяты>Ш., и С. с протоколом об административном правонарушении не согласились и просили производство по административному протоколу прекратить в связи с отсутствуем состава административного правонарушения.

Заслушав сторон, изучив протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, прихожу к следующему.

Согласно п.2 ст.71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.2)

Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009г. № 457.

В соответствии с п.5.1.1 указанного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет государственный земельный надзор.

Пунктом 2 Положения о земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015года №1, установлено, что функции по земельному надзору осуществляются, в том числе Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с п.п. «в» п.3 Положения о государственном земельном надзоре, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор, в том числе, за соблюдением требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению.

Согласно п.п. 1,5 ч.5 ст.71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Таким образом, Управление <данные изъяты> наделено полномочиями по выдаче предписания по факту нарушений земельного законодательства.

Вместе с тем, для квалификации деяния в качестве административного правонарушения важно установить законность действий органов и должностных лиц по выдаче предписания (постановления, представления, решения), то есть наличие у них установленных законом полномочий для совершения таких действий.

В нарушение ст.24.1 КоАП РФ должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении всех обстоятельств дела не установил, свои выводы о несоблюдении администрацией <данные изъяты> требований земельного законодательства с приведением на доказательства объективно подтверждающие не мотивировал. Тогда как материалы дела указанных доказательств не содержит и суду они представлены не были.

ДД.ММ.ГГГГ главный государственный инспектор <данные изъяты>К. в отношении администрации <данные изъяты> составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 ст.19.5 КоАП РФ.

Данной нормой установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписания федерального органа, осуществляющего государственный земельный надзор.

ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом главным государственным инспектором <данные изъяты> выдано администрации <данные изъяты> предписание об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ. нарушения земельного законодательства.

В нем указано, что администрацией <данные изъяты> используется земельный участок, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на данный земельный участок по адресу: с<адрес> на землях сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв.м.

В ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ установлено, что данное предписание не исполнено.

Таким образом, из содержания протокола об административном правонарушении следует, что администрации <данные изъяты> вменено невыполнение в срок до ДД.ММ.ГГГГ предписания органа, осуществляющего государственный земельный надзор.

Между тем, содержание материалов дела дает основание для вывода о нарушении требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении.

Исходя из положений ст.28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4 ст.28.2 КоАП РФ).

Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, адресованное председателю администрации <данные изъяты> не представляется возможным установить, поскольку содержание документа не имеется.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.25 ст.19.5 КоАП РФ составлен должностным лицом в его отсутствие.

Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. В протоколе об административном правонарушении имеется отметка, что «отправлено председателю администрации <данные изъяты> с заказным письмом от ДД.ММ.ГГГГ», то есть до составления протокола об административном правонарушении. То есть протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года был отправлен заранее, еще ДД.ММ.ГГГГ.

В материалах дела имеется копия почтового уведомления, из которого видно, что заказное письмо получено лично Т.ДД.ММ.ГГГГ., какая именно корреспонденция была получена данным лицом, в почтовом уведомлении не указано.

Составление протокола об административном правонарушении без участия представителя юридического лица при отсутствии каких-либо доказательств его извещения о месте и времени составления протокола, не отвечает требованиям ст.28.2 КоАП РФ, что влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Такое нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным и влияет на законность принятого решения по делу.

В основу составленного протокола об административном правонарушении положен акт проверки государственного органа (л.д.5)

Из акта проверки органом государственного надзора от ДД.ММ.ГГГГ года видно, что должностным лицом проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации <данные изъяты> общей продолжительностью 19 дней. Дата, время, продолжительность и место проведения проверки, в нарушение требований п.6 ч.2 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту Федеральный закона №294-ФЗ), не указаны.

При проведении данной проверки присутствовал председатель администрации <данные изъяты>К.., что усматривается из страницы №2 акта проверки. При этом, нарушив требования п.8 ч.2 ст.16 Федерального закона №294-ФЗ должностное лицо, составивший акт проверки, не указал сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавшего при проведении проверки, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица указанного журнала.

Согласно ч.4 ст.16 вышеуказанного Федерального закона, акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия уполномоченного представителя юридического лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля.

Данных о том, что представитель юридического лица – администрации <данные изъяты> отказался от ознакомления с актом проверки, отказался дать расписку об ознакомлении, в акте не имеется. Подписи представителя юридического лица К., присутствовавшего в ходе проведения проверки, в акте не имеется.

В конце акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ года имеется рукописная запись «Отправлено заказным письмом с заказным уведомлением о вручении , ДД.ММ.ГГГГ года председателю администрации <данные изъяты>К. по адресу: <адрес>

Помимо указанного выше, судья первой инстанции обращает внимание на то, обстоятельство, что срок давности привлечения администрации <данные изъяты> истек.

В соответствии с частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, составляет три месяца.

Согласно правовой позиции, выраженной в п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определённому сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Срок исполнения предписания, органа осуществляющего государственный земельный надзор установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, по настоящему делу трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ начал исчисляться ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, помимо иных обстоятельств, наличие события административного правонарушения.

В силу частей 3 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В связи с выше выявленными процессуальными недостатками, доводы, указанные в возражении представителей администрации <данные изъяты> об исключении из перечня вопросов местного значения <данные изъяты> по ТБО по Закону РТ от ДД.ММ.ГГГГ. суд полагает возможным оставить без рассмотрения.

Всесторонне и полно исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, прихожу к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) юридического лица события административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.25 КоАП РФ, поскольку доказательства того, что юридическое лицо не выполнило в указанный срок – до ДД.ММ.ГГГГ года, предписание от ДД.ММ.ГГГГ. федерального органа, осуществляющего государственный земельный надзор, об устранении нарушений земельного законодательства, отсутствуют.

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Дело об административном правонарушении в отношении юридического лица- администрации <данные изъяты> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва через Овюрский районный суд Республики Тыва течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Ю.З. Банзай