ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3378/2016 от 29.11.2016 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 5-3378/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Город Волжский Волгоградской области 29 ноября 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена "."..г.

Судья Волжского городского суда <адрес>№...

обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

№... минут умышленно не выполнило законные требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, возбужденного определением от "."..г. в отношении юридического лица- №... не обеспечено присутствие и допуск государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес>п.п. на объекты юридического лица, расположенного по адресу: <адрес> для проведения осмотра территорий, помещений, принадлежащих №... Указанные действия, (бездействие) образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 17.7 КоАП РФ- невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

№... при рассмотрении дела пояснил, что Общество вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, не признает, поскольку им "."..г. в адрес Комитета природных ресурсов и экологии <адрес> направлено заявление о переносе даты составления протокола, извещений об отказе в удовлетворении данных требований в его адрес не поступало, в связи с чем, он не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Защитник <адрес> действующий на основании доверенности, в ходе судебного разбирательства поддержал позицию, изложенную законным представителем юридического лица, пояснил, что были нарушены права и законные интересы Общества в лице его законного представителя п.п., выразившиеся в проведении процедуры по составлению протокола без участия юридического лица, поэтому производство по делу подлежит прекращению за отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения. Вина в совершении вменяемого административного правонарушения материалами дела не подтверждается, законный представитель юридического лица не препятствовал "."..г. о проведении осмотра территорий, находился в своем офисе по адресу, <адрес>, однако, в назначенное время никто не явился.

Государственный инспектор в области охраны окружающей среды <адрес> Комитета природных ресурсов и экологии <адрес>п.п., составивший в отношении №... протокол об административном правонарушении, пояснил, что им проводилось административное расследование по делу об административном правонарушении в отношении №... по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ. В ходе административного расследования юридическое лицо и его защитник уведомлялись о каждом его процессуальном действии своевременно. "."..г. законный представитель юридического лица п.п. лично прибыл по адресу: <адрес>, где лично получил и подписал уведомление о проведении "."..г. осмотра территорий, помещений, по адресу: <адрес>, а именно, производственного цеха, с целью определения фактов выбросов. При этом, законный представитель юридического лица был осведомлен об осмотре именно производственного цеха и производственного оборудования. "."..г. в Комитет от защитника юридического лица по доверенности №... не может обеспечить присутствие по адресу юридического лица "."..г. в №... по семейным обстоятельствам, а защитник не может обеспечить присутствие по причине поиска защитника, в заявлении содержалась просьба об ознакомлении с материалами дела, которая была удовлетворена. По заявлению защитника п.п. от "."..г. Срок проведения осмотра Комитетом был перенесен с "."..г. на "."..г., о чем были уведомлены надлежащим образом. "."..г. защитник №...п.п., действующий на основании доверенности, прибыл по адресу: <адрес>, ознакомился со всеми материалами дела. В этот же день, защитник направил в Комитет по адресу: <адрес> заявление, в котором сообщает, что №... уведомлен о проведении осмотра на "."..г. и знает об обязанности обеспечить присутствие, однако, по семейным обстоятельствам не может принять участие. По заявлению защитника п.п., Комитет, соблюдая права юридического лица, в третий раз переносит срок проведения осмотра с "."..г. на "."..г., определение о переносе срока направляется почтовым отправлением, срок хранения почтового отправления, направленного в адрес №... истекает. Защитник уведомлен о проведении осмотра, назначенного на "."..г. надлежащим образом. "."..г. им был осуществлен выезд по месту осуществления производственной деятельности юридического лица, где в присутствии двух свидетелей законному представителю юридического лица п.п. было предложено получить и подписать повестку о составлении протокола, определение об истребовании документов, а так же уведомление о проведении осмотра, назначенного на "."..г. на 12 часов. Законный представитель юридического лица отказался от получения всех документов, содержание всех документов ему было прочитано вслух, а так же было разъяснено, что в этом помещении будет проводиться осмотр "."..г. в №... Так же законный представитель юридического лица был осведомлен о том, что в случае отсутствия представителя юридического лица в назначенное время при проведении осмотра, может быть составлен протокол по ст. 17.7 КоАП РФ. Кроме того, им было направлено в адрес юридического лица уведомление о проведении осмотра на "."..г. почтовым отправлением и телеграммой. Законный представитель юридического лица отказался от получения телеграммы о проведении осмотра, а почтовое отправление не получено за истечением срока хранения. Защитник юридического лица уведомлен о проведении осмотра на "."..г. надлежащим образом. "."..г. в №... производственный цех, где состоялось уведомление законного представителя юридического лица, был закрыт, оборудование не работало. По адресу юридического лица, <адрес> дверь была закрыта, поэтому доводы защиты о том, что законный представитель юридического лица не уклонялся от осмотра, находился в своем офисе, а инспектор не прибыл, не соответствует действительности, дверь офиса была закрыта. В связи с этим обстоятельством, "."..г. была направлена повестка на составление протокола об административном правонарушении по ст. 17.7 в отношении №... на "."..г., почтовым отправлением и телеграммой. Ввиду отказа от получения телеграммы, срок почтового отправления истек, а защитник уведомлен о составлении протокола надлежащим образом, однако на составление никто не явился, срок составления протокола был перенесен на "."..г., о чем в адрес юридического лица было направлено почтовое уведомление, факс и телеграмма. Однако, "."..г. представитель и защитник на составление протокола не явились, срок составления перенесен на "."..г., срок хранения почтового отправления в адрес юридического лица истек, защитник уведомлен о составлении протокола на "."..г. надлежащим образом, однако в указанное время на составление протокола об административном правонарушении никто не явился. По этим основаниям составление протокола было перенесено на "."..г., о чем законный представитель юридического лица и защитник были уведомлены надлежащим образом. Однако, на ознакомление с материалами дела и составление протокола об административном правонарушении законный представитель юридического и защитник не явились, копию протокола п.п. получить отказался. Считает, законный представитель юридического лица умышленно воспрепятствовал деятельности должностного лица в рамках проведения административного расследования, в действиях №... состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ. Считает, что общество имело возможность, и должно было выполнить требования должностного лица по обеспечению доступа к используемым в предпринимательской деятельности объектам, но не сделало этого, чем не выполнило законное требование должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Выслушав законного представителя и защитника №... составителя протокола, исследовав представленные материалы дела и дополнительные доказательства, судья считает вину №... в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, установленной.

В силу частей 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно статьи 17.7 КоАП РФ административным правонарушением признается умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Субъектом ответственности являются граждане, должностные лица и юридические лица.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренная ст. 17.7 КоАП РФ, выражена в нарушении (или невыполнении) физическим, юридическим или должностным лицом законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, ведущего производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.

Статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии ст. 26.11 КоАп РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

При рассмотрении дела установлено, что №... зарегистрировано в качестве юридического лица "."..г. за основным государственным регистрационным номером 1073435004631 и поставлено на учет в налоговом органе "."..г..

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в Комитет природных ресурсов и экологии <адрес> поступило обращение по факту выбросов вредных (загрязнающих) веществ в атмосферный воздух от производственной деятельности №...», за что предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ; по данному факту государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес>п.п."."..г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 88-89), в ходе административного расследования руководителю №...п.п. вручено уведомление от "."..г. о необходимости обеспечить присутствие законного представителя для проведения "."..г. осмотра принадлежащих №...» помещений (л.д. 87), которое получено "."..г. лично законным представителем Общества п.п."."..г. от представителя общества по доверенности п.п. в адрес комитета природных ресурсов и экологии <адрес> поступило заявление, в котором сообщалось, что законный представитель №... не может принять участие в указанном процессуальном действии по семейным причинам, а представитель Общества по доверенности п.п. будет находиться в период с "."..г. по "."..г. в служебной командировке (л.д.85). "."..г. представитель Общества п.п. получил уведомление государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес>п.п. о запланированном на "."..г. в рамках проведения административного расследования по ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ осмотре принадлежащих Обществу помещений (л.д. 84), в тот же день, "."..г., представитель по доверенности п.п. ознакомился с материалами дела, возбужденного по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ (л.д. 82). "."..г. указанное уведомление направлено через организацию почтовой связи заказным письмом с уведомлением на юридический адрес <адрес> которое получено законным представителем общества "."..г., что подтверждается кассовым чеком «Почта России», почтовым уведомлением (л.д.86-87). "."..г. от представителя общества по доверенности п.п. в адрес комитета природных ресурсов и экологии <адрес> поступило заявление, в котором сообщалось, что законный представитель №... не может принять участие в указанном процессуальном действии по семейным причинам, а представитель Общества по доверенности п.п. с 11 часов 30 минут по <адрес> минут занят в другом процессе (л.д.77), в связи с чем, "."..г. государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес>п.п. вынесено определение об удовлетворении ходатайства об отложении даты и времени проведения осмотра принадлежащих №... помещений и территорий, с указанием следующей даты и времени проведения осмотра на 11 часов 00 минут "."..г. (л.д.64), которое направлено в адрес №... и представителя Общества п.п. через организацию почтовой связи заказным письмом с уведомлением (идентификационный №..., №... что подтверждается копиями почтовых квитанций от 08.008.2016 года, распечаткой с интернет-сайта «Почта России. Отслеживание почтовых отправлений», уведомления о вручении (л.д. 65-68). "."..г. законный представитель №... в присутствии двух свидетелей отказался получать и подписывать повторное уведомление государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес>п.п. о запланированном на "."..г. в рамках проведения административного расследования по ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ осмотре принадлежащих Обществу помещений. Текст уведомления о проведении осмотра, в присутствии двух свидетелей зачитан вслух законному представителю №... разъяснена ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ за не обеспечение доступа и (или) отсутствие указанных лиц, по данному факту государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес>п.п. составлен акт (л.д.58, 54-55). Кроме того, указанное уведомление направлено в адрес <адрес> и представителя Общества п.п. через организацию почтовой связи заказным письмом с уведомлением (идентификационный №..., 40412595203342), что подтверждается копиями почтовых квитанций от 18.008.2016 года, распечаткой с интернет-сайта «Почта России. Отслеживание почтовых отправлений» (л.д.59,60, 61, 62, 63)., по месту нахождения №... также была направлена телеграмма, которая адресату не была доставлена, в связи с тем, что адресат отказался от ее принятия (л.д.57, 56).

"."..г. в 12 часов 00 минут законный представитель юридического лица не обеспечил доступ должностного лица на объекты Общества для проведения осмотра территорий, помещений, принадлежащих №... Данные обстоятельства зафиксированы в акте осмотра от "."..г. (л.д.43-44).

Поскольку законный представитель №... не обеспечил присутствие и допуск должностного лица на объекты юридического лица, расположенного по адресу: <адрес>, то "."..г. должностное лицо Комитета природных ресурсов и экологии <адрес> направило в адрес Общества и представителя юридического лица по доверенности повестку о вызове на составление протокола об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ, законному представителю Общества предложено прибыть "."..г. в №... минут по адресу: <адрес>, кабинет 10, повестка была направлена через организацию почтовой связи и телеграммой, что подтверждается почтовыми квитанциями, распечаткой с интернет-сайта «Почта России. Отслеживание почтовых отправлений (л.д. 34,35, 37, 38, 39, 40, 41, 42). Повестка законному представителю общества не была вручена в связи с тем, что учреждение отказалось принять телеграмму, а письмо вернулось, в связи с истечением срока хранения, в связи с чем, государственный инспектор в области охраны окружающей среды <адрес>п.п. повторно направил повестку о вызове на составление протокола об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ, законному представителю Общества и представителю юридического лица по доверенности, в которой указано о необходимости обеспечить присутствие законного представителя №... минут "."..г. по адресу: <адрес>, кабинет 10. Указанная повестка была направлена Обществу телеграммой, которая доставлена не была, в связи с тем, что организация закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является (л.д.29,30,31), а также посредством факсимильной связи (л.д.24-25) и через организацию почтовой связи заказным письмом с уведомлением (идентификационный №...), что подтверждается почтовой квитанцией (л.д.32,33). Представителю юридической организации повестка направлена через организацию почтовой связи, что подтверждается почтовой квитанцией, и отчетом об отслеживании почтовых уведомлений, из которого усматривается, что данная повестка получена адресатом "."..г. (л.д.26,27,28). "."..г. должностным лицом повторно направлена повестка о вызове на составление протокола об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ законному представителю №... минут "."..г. по адресу: <адрес>, кабинет 10. Указанная повестка направлена законному представителю общества факсимильной связью и через организацию почтовой связи (л.д.19-21). Защитнику общества по доверенности повестка направлена посредством почтовой связи, что подтверждается почтовой квитанцией (л.д.22-23). "."..г. должностным лицом повторно направлена повестка о вызове на составление протокола об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ законному представителю Общества и защитнику юридического лица по доверенности, в которой указано о необходимости обеспечить присутствие законного представителя №..."."..г. по адресу: <адрес>, кабинет 10. Указанная повестка вручена лично законному представителю №...» п.п. и защитнику общества п.п., что подтверждается их подписями в повестке (л.д.9-10).

"."..г. в отсутствие законного №... либо защитников, должностным лицом административного органа был составлен протокол об административном правонарушении №..., копия которого направлена в адрес №... (л.д. 5-8).

Указанные обстоятельства и виновность №... в совершении указанного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных доказательств: копией определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №... от "."..г.; уведомлениями о проведении осмотра от "."..г., "."..г., "."..г.; определением об удовлетворении ходатайства от "."..г., актом от "."..г. об отказе законного представителя №...п.п. в получении и подписании уведомления о проведении осмотра в 12 часов 00 минут "."..г.; уведомлением о проведении осмотра от "."..г., телеграммой от "."..г.; актом от "."..г. об отсутствии законного представителя №... и не обеспечении допуска должностного лица на объекты юридического лица для проведения осмотра; протоколом об административном правонарушении №... от "."..г. о наличии в действиях юридического лица №... состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.

Приведенные доказательства обладают признаками относимости, допустимости и достоверности, а также достаточными для рассмотрения данного дела об административном правонарушении.

Оснований не доверять указанным доказательствам не имеется, протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом Комитета природных ресурсов и экологии <адрес>, составление протокола в отсутствие законного представителя №... или его защитника не свидетельствует о нарушении порядка возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, поскольку <адрес> в лице директора п.п. было надлежащим образом извещено о необходимости явиться для его составления, однако, будучи извещенным о времени и месте его составления, п.п. или его защитник не явились. Из чего следует, что, будучи надлежаще извещенным о времени и месте п.п., как законный представитель Общества не воспользовался своим правом на участие при составлении протокола об административном правонарушении, что свидетельствует об отсутствии нарушений норм административного законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом.

Оценивая в совокупности все представленные доказательства, считаю, что №... умышленно не выполнило законные требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку у учреждения имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Довод законного представителя и защитника №... о том, что они не были уведомлены должностным лицом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а также, что в адрес должностного лица направлялось заявление о переносе даты составления протокола, извещений об отказе в удовлетворении данных требований в адрес законного представителя Общества и представителя юридического лица по доверенности не поступало, являются несостоятельными и опровергается письменными материалами дела.

Из материалов дела усматривается, что "."..г. от защитника №... Комитет природных ресурсов и экологии <адрес> поступило ходатайство об отложении проведения процедуры по составлению протокола об административном правонарушении в отношении №... по ст. 17.7 КоАП РФ, назначенное на 10 часов 00 минут "."..г. в связи с нахождением представителей №... командировке с "."..г., и предоставлении возможности ознакомления с материалами дела, которое должностным лицом было удовлетворено частично, в части ознакомления с материалами дела, в остальной части ходатайства было отказано, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих нахождение в командировке с "."..г.. На составление протокола на 10 часов 00 минут "."..г. законный представитель №... и защитник юридического лица извещены лично, что подтверждается их подписями в повестке, в связи с чем, расцениваю действия законного представителя Общества и защитника №...п.п. как злоупотребление правом и избранным способом защиты с целью избежать наказания за совершенное административное правонарушение.

Доказательств объективной невозможности исполнения №... требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие вину юридического лица, не установлены.

Оснований для прекращения производства по делу и освобождения №... от административной ответственности, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с частью 1 статьи 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить цели административного наказания.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие ответственность.

С учетом характера совершенного правонарушения, посягающего на институт государственной власти в виде реализации полномочий должностного лица административного органа, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона, характера деятельности №... его имущественного положения, отсутствия негативных последствий и отягчающих административную ответственность обстоятельств, смягчающего административную ответственность обстоятельства - совершения правонарушения впервые, считаю возможным назначить №... административное наказание, предусмотренное санкцией ст. 17.7 КоАП РФ, в виде штрафа в минимальном размере. Указанный вид и размер наказания является справедливым и соразмерным содеянному, обеспечит реализацию задач законодательства об административных правонарушениях. Оснований для назначения ООО «Энергореммаш» наказания в виде административного приостановления деятельности на момент рассмотрения дела не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л :

Признать №... виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере №....

Сумму штрафа следует перечислить на расчетный счет №... в ГРКЦ ГУ Банка России по <адрес>, ИНН 3442103030, КПП 344201001, ОКТМО 18710000, ОГРН 1093459000557, БИК 041806001, код бюджетной классификации (КБК) – 81№..., получатель Управление Федерального казначейства по <адрес>).

Судья: Н.М. Бахтеева