ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-33/2017 от 06.03.2018 Волховского городского суда (Ленинградская область)

дело № 5-33/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Волхов 06 марта 2018 года

Судья Волховского городского суда Ленинградской области Десятниченко И.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении должностного лица-главы администрации Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО3,

с участием представителя государственного финансового контроля Ленинградской области ФИО4,

защитника должностного лица ФИО5, которой разъяснены права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ,

заместителя Волховского городского прокурора Зорина А.Г., которому разъяснены положения ст.25.11 КоАП РФ,

при отсутствии отводов,

УСТАНОВИЛ:

согласно постановлению Волховского городского прокурора от 28 ноября 2017 года, в ходе проведения Волховской городской прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере расселения ветхого и аварийного жилищного фонда, эффективности реализации администрацией Волховского муниципального района полномочий в сфере осуществления контроля за строительством жилья, соблюдения прав и законных интересов граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства при реализации администрацией Волховского муниципального района муниципальной целевой программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013-2017 годы» по адресу: ******, по состоянию на 01 сентября 2017 года был выявлено нарушение главным распорядителем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и условий расходования межбюджетных трансфертов.

В соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее Федеральный закона №185-ФЗ) пп. «е» п.2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», а также послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года предусматривается обязанность субъектов Российской Федерации по расселению до 01 сентября 2017 года многоквартирных домов, признанных до 01 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В целях реализации Федерального закона №185-ФЗ Российской Федерации создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона №185-ФЗ Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденного в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Во исполнение Федерального закона №185-ФЗ постановление Правительства Ленинградской области от 21 марта 2013 года №73 утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013-2017 годах» (далее – Адресная программа) срок реализации которой 31 августа 2017 года. Заказчиком Адресной программы является Правительство Ленинградской области, представителем заказчика- комитет по строительству Ленинградской области (далее Комитет), исполнителями- администрации муниципальных образований Ленинградской области.

Согласно Областному закону от 09 декабря 2016 года №90-ФЗ «Об областном бюджете Ленинградской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» Комитет является главным распорядителем бюджетных средств, выделенных в целях предоставления субсидий на обеспечений мероприятий по подпрограмме «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», в том числе за счет финансовой поддержки, предоставленной государственной корпорацией - Фонд содействий реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее- Фонд).

Порядок и условия привлечения финансовой поддержки Фонда определены Федеральным законом №185-ФЗ и договором № ******-ЗС (с учетом соглашения от 08 октября 2013 года № ******), заключенным Фондом с Ленинградской области 08 августа 2008 года.

Как следует из указанного договора, а также п.1 ст. 14 и ст. 16 Федерального закона №185-ФЗ финансовая поддержка предоставляется Ленинградской области в целях расселения жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу до 01 января 2012 года со сроком исполнения до 01 сентября 2017 года.

Согласно ст. 16 Федерального закона №185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 01 января 2013 года, она утверждается на период до 01 сентября 2017 года.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 01 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в п.1 настоящей части; объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы; обоснование объема средств, предусмотренных п.3 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждом ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного ч.11 настоящей статьи. Общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотренного этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, должна соответствовать требованиям части 2.1 настоящей статьи.

На основании ст. 22 Федерального закона №185-ФЗ в случае, если Фондом принято решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда для реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных программ капитального ремонта, краткосрочных планов реализации региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, Фонд осуществляет мониторинг реализации таких программ, планов, а также мониторинг выполнения предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в целях контроля за эффективностью использования средств Фонда.

Органы местного самоуправления, которым предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, средств бюджета субъекта Российской Федерации на долевой финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации систем коммунальной инфраструктуры, в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны направлять в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации отчеты о ходе реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных программ капитального ремонта, краткосрочных планов реализации региональных программ капитального ремонта, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры и выполнения предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

В силу ст. 23 Федерального закона №185-ФЗ предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда приостанавливается на основании решения правления Фонда в случае невыполнения субъектами Российской Федерации и (или) муниципальными образованиями предусмотренных пунктами 4,9,9.2-9.5,9.7-9.11 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Во исполнение Федерального закона №185-ФЗ Правительством Ленинградской области утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013-2017 годах» (далее -Программа).

В рамках реализации Программы до 01 сентября 2017 года подлежат расселению 941 аварийных многоквартирных жилых домов площадью 190695,87 кв.м., расположенных на территории 97 муниципальных образований Ленинградской области, в том числе, 184 аварийных многоквартирных домов площадью 37713,96 кв.м., расположенных на территории Волховского муниципального района.

Основным показателем выполнения Программы является количество переселенных в 2013-2017 годах граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде.

Муниципальное образование подлежит исключению из Программы, средства Фонда и средства областного бюджета, направленные в муниципальное образование для реализации мероприятий Программы, подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме, расселение заявленного аварийного жилищного фонда осуществляется за счет средств местного бюджета в случае неустранения в течение шести месяцев с момента возникновения следующих нарушений: выявление нецелевого использования бюджетных средств, выявление нарушения долевого финансирования реализации Программы за счет средств местного бюджета, невыполнение этапа реализации программы (заявки) в 2013-2015 годах в срок до 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки Ленинградской области по данному этапу (заявке), в 2016 года в срок до 01 сентября 2017 года.

Планируемые показатели выполнения региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013-2017 годах» приведены в приложении 3 к Программе. В соответствии с указанным приложением на территории МО город Волхов в срок до 01 сентября 2017 года запланировано переселение 56 многоквартирных домов по адресам: ******, признанных аварийными в 2011 году.

Установлено, что 02 июня 2015 года между администрацией Волховского муниципального района в лице Комитетом по управлению муниципальным имуществом и ООО «******» заключен договор аренды земельного участка № ******. Согласно условиям договора ООО «******» передан в аренду земельный участок с кадастровым номером № ****** по адресу: ******, площадью 7530 кв.м., под среднеэтажную жилую застройку.

25 декабря 2015 года администрацией Волховского муниципального района ООО «******» выдано разрешение на строительство № ******-RU № ****** и разрешение на строительство № ******-RU № ******.

В соответствии с указанными разрешениями на строительство ООО «******» обязано построить 1 корпус с общей площадью квартир 2096,2 кв.м, 2 корпус с общей площадью квартир 2716,2 кв.м., 3 корпус с общей площадью квартир 1613,2 кв.м..

20 января 2016 года между Комитетом по строительству Ленинградской области и администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области заключено соглашение № ****** о порядке предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджету муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013-2017 годах», утвержденной Постановлением Правительства Ленинградской области от 21 марта 2013 года №73.

Пунктом 1.1 Соглашения установлено, что таковое определяет порядок взаимодействия сторон при осуществлении совестных действий по организации финансирования и контроля этапа 2016-2017 годов региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013-2017 годах», утвержденной Постановлением правительства Ленинградской области от 21 марта 2013 года №73. Согласно части 2 Программы срок реализации таковой 01 января 2013 года- 31 августа 2017 года.

В соответствии с п.п. 2.1.1, 2.1.2 Соглашения, заключенного между Комитетом по строительству Ленинградской области и администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области, Комитет по строительству Ленинградской области обязался перечислить на лицевой счет муниципального образования денежные средства на софинансирование Программы в объеме 208 624 720,83 рублей и 93 610 112,06 рублей, соответственно, полученных от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и из бюджета Ленинградской области.

Администрация Волховского муниципального района, в соответствии с п. 2.3.3 Соглашения обязалось возвратить средства Фонда и средства областного бюджета, направленные в муниципальное образование для реализации мероприятий Программы, в областной бюджет в полном объеме, в срок на более 4 месяцев за счет средств местного бюджета, в случае невыполнения этапа реализации Программы в срок до 31 июля 2017 года.

В силу п. 2.3.21 Соглашения муниципальное образование обязуется по требованию Комитета возвратить полученную финансовую поддержку в сумме, исчисляемой из расчета 5000 рублей за каждый день просрочки за каждое жилое помещение, переселение граждан из которого просрочено, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения муниципальным образованием обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, невыполнения или неполного выполнения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Дополнительным соглашением № ****** от 26 апреля 2016 года к соглашению № ****** от 20 января 2016 года изменен размер выделяемых для софинансирования программы бюджетных средств, который составил 214 256 898, 08 рублей и 216 973 447,77 рублей соответственно.

Дополнительным соглашением № ****** от 09 декабря 2016 года к соглашению № ****** от 20 января 2016 года изменен размер выделяемых для софинансирования программы бюджетных средств, который составил 213 280 013 рублей и 215 984 177 рублей, соответственно.

Дополнительным соглашением № ****** от 12 апреля 2017 года к соглашению № ****** от 20 января 2016 года изменен размер выделяемых для софинансирования программы бюджетных средств, который составил 213 280 013, 16 рублей и 215 984 177 рублей, соответственно.

Дополнительным соглашением № ****** от 02 октября 2017 года к соглашению № ****** от 20 января 2016 года изменен размер выделяемых для софинансирования программы бюджетных средств, который составил 212 789 807, 77 рублей и 215 984 177, 31 рублей, соответственно.

Также в целях реализации Программы в части расселения указанных аварийных домов администрацией МО г. Волхов заключены следующие муниципальные контракты с ООО «******»:

1. № ****** от 24 мая 2016 года на поставку 35 жилых помещений (квартир) с условием приобретения жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность, путем участия в долевом строительстве для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО г. Волхов Ленинградской области после получения разрешения на ввод многоквартирного дома (домов) в эксплуатацию, на земельном участке по адресу: <...>,

2. № ****** от 24 мая 2016 года на поставку 33 жилых помещений (квартир) с условием приобретения жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность, путем участия в долевом строительстве для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО г. Волхов Ленинградской области после получения разрешения на ввод многоквартирного дома (домов) в эксплуатацию, на земельном участке по адресу: <...>,

3. № ****** от 24 мая 2016 года на поставку 24 жилых помещений (квартир) с условием приобретения жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность, путем участия в долевом строительстве для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО г. Волхов Ленинградской области после получения разрешения на ввод многоквартирного дома (домов) в эксплуатацию, на земельном участке по адресу: <...>,

4. № ****** от 24 мая 2016 года на поставку 36 жилых помещений (квартир) с условием приобретения жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность, путем участия в долевом строительстве для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО г. Волхов Ленинградской области после получения разрешения на ввод многоквартирного дома (домов) в эксплуатацию, на земельном участке по адресу: <...>,

5. № ****** от 16 июня 2016 года на поставку 34 жилых помещений (квартир) с условием приобретения жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность, путем участия в долевом строительстве для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО г. Волхов Ленинградской области после получения разрешения на ввод многоквартирного дома (домов) в эксплуатацию, на земельном участке по адресу: <...>.

В соответствии с пунктом 3.1 муниципальных контрактов № ******, № ******, № ******, № ******, № ****** Застройщик обязуется передать Дольщику (администрации Волховского муниципального района) Объект долевого строительства по акту приема- передачи не позднее двух недель после получения в срок до 30 июня 2017 года в установленном порядке разрешения на вод в эксплуатацию многоквартирного дома, но не позднее 15 июля 2017 года.

Таким образом, согласно условиям заключенных контрактов, застройщик обязался закончить строительство, ввести дома по адресу: ****** (3 корпуса) в эксплуатацию не позднее 30 июня 2017 года и передать жилые помещения общим количеством 162 квартиры участнику долевого строительства администрации Волховского муниципального района не позднее 15 июля 2017 года.

В ходе проверки, проведенной в июне 2017 года было установлено, что у ООО «******» при строительстве многоквартирных домов корпус 1, корпус 2, корпус 3 по ****** в ****** имеется отставание от утвержденного графика производства работ на 1 месяц, в частности:

1 корпус: внутренние сети электроснабжения выполнены на 80 %, внутренние сети водопровода и канализации выполнены на 95 %, установка плит и сантехники к выполнению не принимались,

2 корпус: внутренние сети электроснабжения выполнены на 90 %, внутренние сети отопления и горячего водоснабжения, ИТП выполнены на 60%, внутренние сети водопровода и канализации выполнены на 70 %, отделка квартир (штукатурного) выполнена на 60%, установка плит и сантехники к выполнению не принимались,

3 корпус: внутренние сети электроснабжения выполнены на 90 %, внутренние сети отопления и горячего водоснабжения, ИТП выполнены на 10%, внутренние сети водопровода и канализации выполнены на 15 %, внутренняя отделка МОП выполнена на 5%, отделка квартир (штукатурного) выполнена на 35%, установка плит и сантехники к выполнению не принимались.

Таким образом, имелись достаточные основания полагать, что этап реализации Программы в 2017 году МО город Волхов ну будет завершен в установлены законом сроки до 01 сентября 2017 года, квартиры жильцам в установленные сроки переданы не будут, что повлечет исключение МО город Волхов из Программы, в связи с чем, 28 июня 2017 года прокурором главе администрации Волховского муниципального района объявлено предостережение о недопустимости нарушений закона при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья.

В ходе проверок, проведенных Волховской городской прокуратурой 01 сентября 2017 года и 10 ноября 2017 года, выявлены факты незавершенного строительства многоквартирных домов.

Так, по состоянию на 01 сентября 2017 года на объекте капитального строительства по адресу: ****** (3 корпуса) благоустройство территории выполнено частично: установлены бордюрные камни, выполнена планировка территории, не везде выполнена планировка территории, нет твердого покрытия проездов и тротуаров, облицовка фасадов была выполнены частично, не установлено ограждение крылец, внутренняя отделка помещений была выполнена не полностью, внутренняя отделка помещений выполнена не полностью, в жилых помещениях: выполнена подготовка стен под оклейку обоями (планировалось начало отделочных работ после подключения отопления для просушки помещений), выполнена подготовка полов для укладки линолеума, выполнена облицовка кафельной плиткой полов в санитарных узлах и ванных комнатах, установлены приборы отопления, выполнена внутренняя разводка инженерных сетей, требовалась установка бытовых приборов (кухонных плит) и санитарно- технических приборов (унитазов, раковин, душевых кабин, ванн).

В ходе проверки, проведенной 10 ноября 2017 года на данном объекте фактически не завершено благоустройство придомой территории, не установлены малые архитектурные формы, отсутствует газопровод по фасаду, облицовка фасадов выполнена частично (1 корпус- 60%, 2 и 3 корпусы- 99%), цоколь корпусов выполнены не в полном объеме- на 40%, не закончена внутренняя отделка помещений 3 корпуса- готовность составляет 90%, 2 корпуса- 90%, в жилых помещениях всех трех корпусов не установлены кухонные плиты, в жилых помещениях 3 корпуса не уложен линолеум, отсутствуют межкомнатные двери, не установлены сантехнические приборы, не выполнены потолки.

Таким образом, проведенной Волховской городской прокуратурой проверкой установлено, что как по состоянию на 01 сентября 2017 года, так и на 10 ноября 2017 года на территории МО город Волхов не обеспечено переселение граждан, что привело к нарушениям жилищных прав граждан, выразившихся в невозможности заселения в данный многоквартирный дом, и как следствие, невыполнение требований адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013-2017 годах», утвержденной Постановлением Правительства Ленинградской области от 21 марта 2013 года №73.

Порядок и условия привлечения финансовой поддержки Фонда определены Федеральным законом №185-ФЗ и договором № ******-ЗС (см учетом соглашения от 08 октября 2013 года № ******), заключенным Фондом с Ленинградской областью 08 августа 2008 года.

Как следует из указанного договора, а также п.1 ст.14 и ст.16 Федерального закона №185-ФЗ, финансовая поддержка Фонда предоставляется Ленинградской области в целях расселения жилых домов, признанных в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу до 01 января 2012 года со сроком исполнения до 01 сентября 2017 года.

В дальнейшем поступившие от Фонда денежные средства на основании соглашения от 20 января 2016 года № ******, предоставлены МО ****** для оплаты жилых помещений, приобретаемых для нужд граждан в целях их переселения из аварийного жилого фонда.

Таким образом, принимая во внимание действующие правовые акты Правительства Ленинградской области, условия Федерального закона №185-ФЗ, договора с Фондом от 08 августа 2008 года № ******-ЗС (с учетом соглашения от 08 октября 2013 года № ******) допущено нарушение сроков исполнения Адресной программы.

В силу п.4 ст.2 Федерального закона №185-ФЗ предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, сформированных из субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации, в том числе на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2013 года № ******, носит целевой характер.

На основании ч.1.1. ст.20 Федерального закона №185-ФЗ контроль за использованием средств Фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации системы коммунальной инфраструктуры, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.

Таким образом, исходя из приведенных положений Федерального закона №185-ФЗ, финансовая поддержка Фонда относится к межбюджетным трансфертам, условия и порядок расходования которых определены данным федеральным законом, а также договором от 08 августа 20108 года № ******-ЗС (с учетом соглашения от 08 октября 2013 года № ******), и предусматривают условием финансирования – реализация программы переселения из аварийного жилого фонда в срок до 01 сентября 2017 года.

Нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса образует в действиях виновного должностного лица состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

На основании решения Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от 09 июня 2017 года № ****** главой администрации Волховского муниципального района Ленинградской области назначен ФИО3

Согласно п.1,6 ст.8.4 Положения об администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от 20 августа 2015 года № ****** глава администрации осуществляет общее руководство деятельностью администрации, ее структурными подразделениями по решению вопросов, отнесенных к компетенции Волховского муниципального района, МО город Волхов, за исключением, полномочий, находящихся в исключительной компетенции иных органов управления Волховского муниципального района и МО город Волхов, осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета Волховского муниципального района и бюджета МО город Волхов (за исключением средств по расходам, связанным с деятельностью Совета депутатов и депутатов Волховского муниципального района и Совета депутатов и депутатов МО город Волхов, иных органов местного самоуправления Волховского муниципального района и МО ******).

Таким образом, глава администрации Волховского муниципального района ФИО3, являясь должностным лицом, уполномоченным на совершение организационно- распорядительных функций, не позднее 24 часов 00 минут 01 сентября 2017 года, находясь по адресу: ******, не обеспечил исполнение администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области, выступающей в качестве главного распорядителя бюджетных средств, условий предоставления межбюджетных трансфертов, выделенных на обеспечение переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда в соответствии с Соглашением от 20 января 2016 года № ******, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

С учетом наличия сведений о надлежащем уведомлении ФИО3, направившего в суд своего защитника, о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, отсутствии ходатайств об отложении дела, полагаю возможным на основании ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании защитник должностного лица ФИО5 пояснила, что, несмотря на то, что переселение из аварийного жилого фонда в срок до 01 сентября 2017 года не было завершено, оснований для привлечения должностного лица к административной ответственности по ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ не имеется, поскольку исполнение требований адресной программы было осуществлено в ноябре 2017 года, на что и были предоставлены межбюджетные трансферты.

Представитель государственного финансового контроля Ленинградской области ФИО4 полагала, что глава администрации Волховского муниципального района Ленинградской области не является главным распорядителем бюджетных средств и с учетом выполнения требований реализации программы переселения из аварийного жилого фонда после 01 сентября 2017 года полагала, что отсутствуют основания для вывода о нарушении должностным лицом требований ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Заместитель Волховского городского прокурора Зорина А.Г. полагал, что в отношении главы администрации Волховского муниципального района Ленинградской области обоснованно вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку он в качестве главного распорядителя бюджетных средств не обеспечил исполнение условий предоставления межбюджетных трансфертов, выделенных на обеспечение переселения граждан из аварийного жилого фонда в установленные сроки.

Исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, заслушав участников процесса, прихожу к следующему:

В соответствии со ст.15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Объектом указанного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.

Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления. Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее БК РФ), которые также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты- средства, предоставленные одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов(за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ).

Исследовав материалы административного дела, прихожу к выводу, что обстоятельства совершения должностным лицом главой администрации Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО3 административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, подтверждены собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 28 ноября 2017 года (л.д. 10-22), заданием прокуратуры Ленинградской области о проведении проверки исполнения законодательства и соблюдения прав граждан при формировании региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда (л.д. 14-25), актом проверки от 10 ноября 2017 года, согласно которого проверка проведена по адресу: ******, в присутствии заместителя главы администрации Волховского муниципального района ФИО2 (л.д. 31-32), объяснениями ФИО3 (л.д. 33-34), решением Совета Депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, согласно которому ФИО3 назначен на должность главы администрации Волховского муниципального района Ленинградской области с установлением даты начала осуществления должностных полномочий с ****** (л.д.35), решением Совета Депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от 20 августа 2015 утверждено Положение об администрации Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** (л.д. 36-46), дополнительным соглашением № ****** от 02 октября 2017 года к соглашению № ****** от 20 января 2016 года о порядке предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджету муниципального образования г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (л.д. 51-52), дополнительным соглашением № ****** от 12 апреля 2017 года к соглашению № ****** от 20 января 2016 года о порядке предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджету муниципального образования г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (л.д.53-54), дополнительным соглашением № ****** от 09 декабря 2016 года к соглашению № ****** от 20 января 2016 года о порядке предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджету муниципального образования г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (л.д. 55-56), дополнительным соглашением № ****** от 26 апреля 2016 года к соглашению № ****** от 20 января 2016 года о порядке предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджету муниципального образования г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (л.д.57-58), дополнительным соглашением от 22 января 2016 года к соглашению о порядке предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджету муниципального образования г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (л.д. 59), соглашением № ****** от января 2016 года о порядке предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджету муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (л.д.60-70), муниципальным контрактом № ****** от 24 мая 2016 года на поставку жилых помещений (квартир) с условием приобретения жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность, путем участия в долевом строительстве для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области (л.д. 71-81), дополнительным соглашением № ****** от 11 ноября 2016 года к муниципальному контракту № ****** от 24 мая 2016 года (л.д. 82), дополнительным соглашением № ****** к муниципальному контракту № ****** от 24 мая 2016 года (л.д. 83), дополнительным соглашением № ****** к № ****** от 24 мая 2016 года (л.д.84), дополнительным соглашением № ****** от 11 ноября 2016 года к муниципальному контракту № ****** от 24 мая 2016 года (л.д.85), дополнительным соглашением № ****** от 29 июля 2016 года к № ****** от 24 мая 2016 года (л.д.86), дополнительным соглашением № ****** от 01 июня 2016 года к муниципальному контракту № ****** от 24 мая 2016 года (л.д.87), муниципальным контрактом № ****** от 16 июня 2016 года на поставку жилых помещений (квартир) с условием приобретения жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность, путем участия в долевом строительстве для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области (л.д. 88-98), муниципальным контрактом № ****** от 24 мая 2016 года на поставку жилых помещений (квартир) с условием приобретения жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность, путем участия в долевом строительстве для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области (л.д. 99-109), муниципальным контрактом № ****** от 24 мая 2016 года на поставку жилых помещений (квартир) с условием приобретения жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность, путем участия в долевом строительстве для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области (л.д.110-119), дополнительным соглашением № ****** к муниципальному контракту № ****** от 24 мая 2016 года (л.д. 120-121), муниципальным контрактом № ****** от 24 мая 2016 года на поставку жилых помещений (квартир) с условием приобретения жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность, путем участия в долевом строительстве для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области (л.д. 122-131), дополнительным соглашением № ****** к муниципальному контракту № ****** от 24 мая 2016 года (л.д. 132), постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 30 марта 2017 года о внесении изменений в постановление администрации Волховского муниципального района от 11 ноября 2013 года № ****** «Об утверждении муниципальной программы МО г. Волхов «Обеспечение качественным жильем граждан на территории МО г. Волхов на 2014-2016 годы» (л.д.133), муниципальной программой муниципального образования города Волхов «Обеспечение качественным жильем граждан на территории МО города Волхов» (л.д. 134-141), договором № ****** от 19 июля 2017 года аренды земельного участка, согласно условиям которого ООО «ГК «******» передан в аренду земельный участок, расположенный по адресу: ******, площадью 11532 кв.м., под многоэтажную и среднеэтажную жилую застройку (л.д. 142-144), договором № ****** от 02 июля 2015 года аренды земельного участка ООО «******» передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 47:12:0101036:127, расположенного по адресу: ******, площадью 4002 кв.м., под среднеэтажную жилую застройку (л.д. 145-146), актом приема передачи земельного участка от 10 июля 2015 года (л.д.147-148), 25 декабря 2015 года администрацией Волховского муниципального района ООО «******» выдано разрешение на строительство № ******- RU № ****** разрешение на строительство № ******- RU № ****** (л.д. 149-155), договором № ****** от 02 июня 2015 года аренды земельного участка ООО «******» передан в аренду земельный участок с кадастровым номером № ******, расположенного по адресу: ******, площадью 7530 кв.м., под среднеэтажную жилую застройку (л.д. 156-160).

Согласно объяснению, полученному от ФИО1, после возбуждения дела об административном правонарушении, с 15 июня 2017 года он является главой администрации Волховского муниципального района Ленинградской области. Строительство по адресу: ******, являлось проблемным объектом, поскольку имелось отставание по срокам окончания строительства до 4-х месяцев. Было очевидно, что к 01 сентября 2017 года с учетом сроков, установленных в соглашении от 08 октября 2013 года № ****** между Комитетом по капитальному строительству Правительства Ленинградской области и администрацией Волховского муниципального района, работы завершены не будут. Работы по возведению основных конструкций многоквартирных домов были закончены в июне 2017 года, ранее в 2016 году были исполнены и получены технические условия на инженерные сети водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и канализации. Фактическое положение дел на основании еженедельной фотофиксации в форме отчетов направлялись в Комитет по строительству Ленинградской области. Полагал, что сам факт подписания разрешения на ввод объектов в эксплуатацию не породил собой каких-либо юридически значимых последствий, так как заселение граждан в многоквартирные дома не произведено, оплата муниципальных контрактов в полном объеме и за фактически невыполненные работы также не производилась. Правительством Ленинградской области решение о возврате средств Фонда и средств областного бюджета, направленных в муниципальное образование не принималось. Проект заселения дома был направлен в Комитет по строительству Ленинградской области без сопроводительных писем и без подписей. (л.д.33-34)

Согласно положениям статьи 8 Положения об администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, глава администрации является должностным лицом местного самоуправления, как руководитель исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета Волховского муниципального района и бюджета МО города Волхов (за исключением средств по расходам, связанным с деятельностью Совета депутатов и депутатов Волховского муниципального района и Совета депутатов и депутатов МО города Волхов, иных органов местного самоуправления Волховского муниципального района и МО города Волхов).

20 января 2016 года между Комитетом по строительству Ленинградской области и администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области заключено соглашение № ****** о порядке предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджету муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013-2017 годах», утвержденной Постановлением Правительства Ленинградской области от 21 марта 2013 года № ******.

Пунктом 1.1 Соглашения установлен порядок взаимодействия сторон при осуществлении совестных действий по организации финансирования и контроля этапа 2016-2017 годов региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013-2017 годах», утвержденной Постановлением Правительства Ленинградской области от 21 марта 2013 года №73. Согласно части 2 Программы срок ее реализации 01 января 2013 года- 31 августа 2017 года.

Администрация Волховского муниципального района, в соответствии с п.2.3.3 Соглашения обязалось возвратить средства Фонда и средства областного бюджета, направленные в муниципальное образование для реализации мероприятий Программы, в областной бюджет в полном объеме, в срок на более 4 месяцев за счет средств местного бюджета, в случае невыполнения этапа реализации Программы в срок до 31 июля 2017 года.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 21 марта 2013 года № 73 «Об утверждении региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013-2017 годах» предусмотрено, что муниципальное образование подлежит исключению из Программы, средства Фонда и средства областного бюджета, направленные в муниципальное образование для реализации мероприятий Программы, подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме, расселение заявленного аварийного жилищного фонда осуществляется за счет средств местного бюджета в случае невыполнения этапа реализации Программы в 2016 году - в срок до 01 сентября 2017 года.

Проанализировав все обстоятельства, имеющиеся в деле доказательства, прихожу к выводу о наличии вины ФИО3 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ, ввиду нарушения Соглашения № ****** от 20 января 2016 года о порядке предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджету муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013-2017 годах», утвержденной Постановлением Правительства Ленинградской области от 21 марта 2013 года № ******, предусматривающих возврат средств Фонда и средств областного бюджета, направленных в муниципальное образование для реализации мероприятий, в областной бюджет и расселение заявленного аварийного жилищного фонда за счет средств местного бюджета в случае невыполнения требований в срок до 01 сентября 2017 года.

Вместе с тем, полагаю, что нарушение, допущенное ФИО3, хотя формально и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, по своему характеру, отсутствию тяжких последствий, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений. С учетом изложенного, задача предупреждения совершения административных правонарушений, применительно к данному делу и лицу его совершившему, может быть достигнута без применения к ФИО3 мер административно-правового характера, что является основанием для применения ст.2.9 КоАП РФ.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № ****** «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст.2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, учитывая, что ранее должностное лицо - глава администрации Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО3 не привлекался к административной ответственности, принимая во внимание дату назначения ФИО3 главой администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, срок, в течение которого ему необходимо было обеспечить условия предоставления межбюджетных трансфертов, выделенных на обеспечение переселения граждан из аварийного жилого фонда и последующее исполнение обязательств, размера вреда и тяжести наступивших последствий, прихожу к вывожу о наличии оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью допущенного правонарушения, так как допущенное нарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.29.10 и ст.29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

освободить ФИО3 от административной ответственности, прекратив производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, за малозначительностью деяния.

Объявить ФИО3 устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение 10 дней.

Судья: И.А. Десятниченко