ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-33/2018 от 01.02.2018 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

дело № 5-33/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Красноярск 1 февраля 2018 года

Судья Центрального районного суда г. Красноярска Шиверская О.А.,

с участием

главного специалиста – государственного инспектора отдела экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края ФИО1,

представителя лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО ПКФ «Красноярье»,

УСТАНОВИЛ:

в Центральный районный суд г. Красноярска поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в отношении ООО ПКФ «Красноярье».

Из представленных материалов следует, что Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края /далее – Министерство/, в соответствии с графиком рейдовых мероприятий на октябрь-ноябрь-декабрь 2017 года утвержденным Исполняющим обязанности министра экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО3, проведено рейдовое мероприятие с целью выявления, в том числе маломощных источников загрязнения атмосферного воздуха на территории Советского района г. Красноярска.

Министерством на основании приказа от 07.12.2017 № 1/1889-од 07.12.2017 проведен рейдовый осмотр, обследование территории по адресу: <адрес>, в результате которого установлено, что по адресу: <адрес>, расположен производственный участок, на здании находящимся на территории производственного участка имеется вывеска с надписью ПКФ «Красноярье». На момент осмотра был выявлен дымящий стационарный источник выбросов /дымовая труба/. На момент обследования источник эксплуатировался, шел черный дым, рядом с помещением в котором находится котлоагрегат навалом расположена куча твердого топлива-угля, накрытая брезентом. Также твердое топливо-уголь стоит в помещении, в котором расположен котлоагрегат, находящийся в ведрах. Температура воды в трубах разогрета до 48 градусов, согласно термометра установленного на котлоагрегате.

По результатам осмотра территории составлен акт планового /рейдового/ осмотра, обследования территории от 07.12.2017 № 1 по факту установления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источником /дымовой трубой/ ООО ПКФ «Красноярье», без соответствующего разрешения.

07.12.2017 г. Министерством возбуждено дело об административном правонарушении по ч. I ст. 8.21 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО ПКФ «Красноярье» с проведением административного расследования.

Министерством 25.01.2018 в рамках проводимого административного расследования по возбужденному 07.12.2017г. делу, состоялось обследование, осмотр территории принадлежащей - юридическому лицу ООО ПКФ «Красноярье» в результате которого было установлено следующее: по адресу: <адрес>, расположен производственный участок ПКФ «Красноярье». На момент осмотра, обследования территории стационарный источник выбросов (котлоагрегат), принадлежащий ООО ПКФ «Красноярье» эксплуатировался, уголь в топке сжигался. Рядом с помещением в котором находится котлоагрегат навалом расположена куча твердого топлива-угля, накрытая брезентом. Твердое топливо-уголь также находится в помещении рядом с котлоагрегатом, в ведрах. Температура воды в системе отопления разогрета до 44 градусов, согласно термометра установленного на котлоагрегате.

По данному факту в тот же день, 25.01.2018 г. составлен протокол № 2 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

В связи с выявленными нарушениями требований природоохранного законодательства Российской Федерации, в отношении ООО ПКФ «Красноярье» составлен протокол об административном правонарушении о привлечении последнего к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности вину в совершении административного правонарушения не признал в полном объёме. Полагает, что применение методики расчета, нормирования и контроля выбросов вредных /загрязняющих/ веществ в атмосферный воздух, о которой горит представитель административного органа, недопустимо, поскольку для отнесения какого-либо вещества к категории вредных /загрязняющих/ необходимо установить превышение его количества и /или/ концентрации определенных нормативов, а поскольку пробы не брались контролирующим органом, то факт выброса вредных веществ не установлен.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края поддержал сведения, изложенные в протоколе об административном правонарушении, настаивал на назначении ООО ПКФ «Красноярье» административного наказания в виде приостановления деятельности.

Часть 1 ст.8.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, что влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) под вредным /загрязняющим/ веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных /загрязняющих/ веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" /далее - Закон N 7-ФЗ/ не использует термин "вредное вещество", применяя понятие "загрязняющее вещество", под которым понимает вещество или смесь веществ, количество и /или/ концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Из изложенного следует, что для отнесения какого-либо вещества к категории вредных /загрязняющих/ необходимо установить превышение его количества и /или/ концентрации определенных нормативов.

В протоколе об административном правонарушении должны быть отражены сведения о том, какие вредные вещества выбрасываются в воздух, об их количестве и /или/ концентрации, а также нормативы содержания этих веществ в атмосферном воздухе и факт их превышения.

В противном случае факт выброса хозяйствующим субъектом вредных веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, без специального на это разрешения нельзя считать доказанным.

Административным органом замеры, отбор проб не производился. Сама констатация в протоколе факта выброса в атмосферный воздух веществ, с их перечислением, и указанием обстоятельств, сами по себе еще не свидетельствуют о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Помимо этого, судом установлено, что Министерством 25.01.2018 в рамках проводимого административного расследования по возбужденному 07.12.2017г. делу, состоялось обследование, осмотр территории принадлежащей - юридическому лицу ООО ПКФ «Красноярье» в результате которого было установлено, что по адресу: <адрес>, расположен производственный участок ПКФ «Красноярье». На момент осмотра, обследования территории стационарный источник выбросов /котлоагрегат/, принадлежащий ООО ПКФ «Красноярье» эксплуатировался, уголь в топке сжигался. Рядом с помещением в котором находится котлоагрегат навалом расположена куча твердого топлива-угля, накрытая брезентом. Твердое топливо-уголь также находится в помещении рядом с котлоагрегатом, в ведрах. Температура воды в системе отопления разогрета до 44 градусов, согласно термометра установленного на котлоагрегате.

По данному факту в тот же день, 25.01.2018 г. составлен протокол № 2 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

Согласно ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.7 КоАП РФ в случаях, предусмотренных главой 27 и ст. 28.11 КоАП РФ, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи.

Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 25 января 2018 г., данное процессуальное действие проведено в отсутствие понятых, без применения видеозаписи.

В протоколе имеется запись об использовании при осмотре телефона с фотокамерой, фотоаппарата /л.д. 20/, однако сведения о применении видеозаписи, которая обязательна в соответствии с ч. 2 ст. 25.7 КоАП РФ при осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, отсутствуют, не представлена таковая суду административным органом и в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении. В оригиналах материалов дела данная видеозапись также отсутствует, что свидетельствует о нарушении требований КоАП РФ.

Кроме того, в отношении ООО ПКФ «Красноярье» составлен протокол № 1 об административном правонарушении, датированный 25 января 2017 года, тогда как процессуальные действия с момента возбуждения дела об административном правонарушении, в том числе и акты осмотра, охватываются временным периодом декабрь 2017 года – январь 2018 года.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении административным органом порядка производства по делу об административном правонарушении, выразившимся в несоблюдении требований КоАП РФ, в том числе отсутствии каких-либо замеров, отбора /забора/ проб для лабораторных исследований, которые, как следует из материалов дела, в рамках административного расследования не производились.

На основании изложенного, руководствуясь главой 29 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО ПКФ «Красноярье» прекратить по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение 10-ти суток со дня получения его копии.

Судья О.А. Шиверская