ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-33/2018 от 22.05.2018 Тарбагатайского районного суда (Республика Бурятия)

Материал № 5-33/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

с. Тарбагатай 22 мая 2018 года

Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Шурыгина Е.И. единолично,

при секретаре Акбузаевой А.А.,

с участием представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица Акционерного общества «Улан-Удэнский авиационный завод»,

установил:

акционерное общество «Улан-Удэнский авиационный завод» (далее по тексту АО «У-УАЗ», общество) 21.03.2018 осуществило деятельность по транспортированию отходов IV класса опасности без оформленной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, на полигон твердых бытовых отходов, расположенный по адресу: ...».

Управлением Росприроднадзора по Республике Бурятия (далее - Управление) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации, норм и правил в сфере охраны окружающей среды, а также с целью выполнения п. 4 поручения Президента Российской Федерации от 15.11.2017 № Пр-2319 по выявлению и пресечению деятельности по незаконному транспортированию и размещению отходов, во исполнение приказа Управления от 20.03.2018 № 204 на территории полигона твердых коммунальных отходов ... по указанному выше адресу проведен плановый рейдовый осмотр.

Из объяснения водителя автотранспортного средства А. следует, что он является работником (водителем) АО «У-УАЗ». 21.03.2018 по заданию руководства он вывез отходы на транспортном средстве ... с территории АО «У-УАЗ» для размещения на полигоне твердых коммунальных отходов. Представлен путевой лист от ...... с заданием «мусор-...», а также талоны на прием отходов. Информация о наличии лицензии на осуществление деятельности по транспортированию отходов IV класса опасности АО «У-УАЗ» у А. отсутствовали.

Согласно протоколу испытаний отходов от ... на основании результатов биотестирования, отходы, вывозимые АО «У-УАЗ» на грузовом автомобиле ...), относятся к IV классу опасности отходов для окружающей среды.

Как следует из содержания ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с этим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

В соответствии со ст. 9 Закона лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений Закона.

Как указано в п.30 ч.1 ст.12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию. Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 утверждено положение «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», которым предусмотрено лицензирование, в числе прочих работ, деятельности по транспортированию отходов I-IV классов опасности. Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО), утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (с изм. доп. от 20.07.2017, 28.11.2017) смет с территории предприятия малоопасный (код по ФККО 7 33 390 01 71 4), мусор и смет производственных помещений малоопасный (код по ФККО 7 33 210 01 72 4), относятся к отходам IV класса опасности.

Согласно служебной записке отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и лицензирования Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия от 28.03.2018 № 02-63-с ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» выдана лицензия (серия ..., срок действия – бессрочно) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности. Лицензия на осуществление деятельности по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности АО «Улан-Удэнский авиационный завод» Управлением не выдавалась (не переоформлялась).

Таким образом, лицензия на осуществление деятельности по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, а именно для выполнения работ по транспортированию отходов IV класса опасности у АО «У-УАЗ» отсутствует.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности АО «У-УАЗ» является 30.30.3 – производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия ФИО1 выявленные нарушения в деятельности общества подтвердила. Представители АО «У-УАЗ» при составлении протокола об административном правонарушении вину общества признали, пояснили, что обществом поданы документы на предоставление лицензии.

Представитель юридического лица АО «У-УАЗ» ФИО3 в зал судебного заседания не явилась, в письменных пояснениях, направленных в адрес суда, указала, что на момент получения проб и образцов согласно протоколу Росприроднадзора от 21.03.2018 у АО «У-УАЗ» имелась действующая лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности серии .... В настоящий момент в связи с выходом новых правил лицензирования по указанному виду деятельности действующая лицензия АО «У-УАЗ» не позволяет транспортировать отходы IV класса опасности. Вывоз мусора IV класса опасности производится третьим лицом ...» на основании договора ... от .... 21.03.2018 транспортное средство, принадлежащее АО «У-УАЗ» перевозило отходы четвертого класса опасности ввиду ошибочной классификации класса опасности отходов.

Суд, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Согласно ст. 9 Закона лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений Закона.

Как следует из содержания п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию. Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности утверждено Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062. Согласно данному постановлению лицензирование, в числе прочих работ, деятельности по транспортированию отходов I-IV классов опасности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (с изм. доп. от 20.07.2017, 28.11.2017) бой стекла малоопасный (код по ФККО 3 41 901 02 20 4), мусор и смет производственных помещений малоопасный (код по ФККО 7 33 210 01 72 4) отнесены к отходам IV класса опасности.

Как следует из протокола испытаний отходов № ..., на основании результатов биотестирования отходы, вывозимые АО «У-УАЗ» на грузовом автомобиле ...) относятся к IV классу опасности отходов для окружающей среды.

Согласно служебной записке отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и лицензирования Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия от ......-с ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» выдана лицензия (серия ..., срок действия – бессрочно) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности. Лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности АО «Улан-Удэнский авиационный завод» Управлением не выдавалась (не переоформлялась).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности АО «У-УАЗ» является производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов (30.30.3).

В судебном заседании установлено, что АО «У-УАЗ» 21.03.2018 осуществило деятельность по транспортированию отходов IV класса опасности без оформленной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, на полигон твердых бытовых отходов, расположенный по адресу: ...».

Действия юридического лица – АО «У-УАЗ» суд квалифицирует по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, если таковая лицензия обязательна.

При назначении административного наказания судом учитываются требования ст. 4.1 КоАП РФ, а именно характер совершенного административного правонарушения, а также все обстоятельства, имеющие значение для дела.

Обстоятельством, смягчающим ответственность юридического лица АО «У-УАЗ», суд признает признание вины в совершении административного правонарушения.

Обстоятельств, отягчающих ответственность юридического лица АО «У-УАЗ», судом не установлено.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание тот факт, что административное правонарушение совершено обществом впервые, в настоящее время им принимаются меры к получению лицензии на осуществление деятельности, связанной с транспортировкой отходов IV класса опасности, представители общества с допущенными нарушениями согласились, пояснив, что они совершены по невнимательности вследствие изменения категории классов опасности, суд считает необходимым назначить в отношении юридического лица АО «У-УАЗ» наказание в виде предупреждения. По мнению суда, такое наказание является справедливым и соразмерным содеянному, будет способствовать предупреждению совершения подобных нарушений впредь.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

признать акционерное общество «Улан-Удэнский авиационный завод» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, за которое назначить ему административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья п/п Е.И. Шурыгин

СОГЛАСОВАНО:

Судья Е.И. Шурыгин