ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-33/2018 от 28.04.2018 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 апреля 2018 года г. Иркутск

(резолютивная часть постановления

объявлена 25.04.2018 г.)

Судья Кировского районного суда г. Иркутска Почепова С.В.,

с участием защитника – Ивлева Г.А.,

рассмотрев материалы дела №5-33/2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:

Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

Из протокола об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 30 минут по адресу: <адрес>, должностным лицом Управления Минкультуры России по СФО при проведении плановой документарной и выездной проверки государственного органа исполнительной власти Иркутской области – Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области (далее – Служба), обнаружено нарушение требований п. 1 ст. 45 ФЗ от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», выразившееся в неосуществлении государственного надзора за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения по выданным разрешениям, что явилось причиной некачественного выполнения ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия федерального значения.

Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что за проверяемый период Службой выдано 14 разрешений на производство ремонтных и ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия федерального значения (стр.<данные изъяты> Акта проверки, л.д.<данные изъяты>). Государственный надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия в форме систематического наблюдения Службой не осуществлялся (стр.<данные изъяты> акта проверки, л.д.<данные изъяты>). При этом в ходе проверки выявлено, что ООО «<данные изъяты> имеющее лицензию от ДД.ММ.ГГГГ, выполняло работы по ремонту и реставрации кладок, конструкций, деревянных конструкций и деталей, воссозданию штукатурной отделки на объекте культурного наследия федерального значения «<данные изъяты> по Разрешению от ДД.ММ.ГГГГ, не имея в своем штате аттестованных Министерством культуры РФ специалистов. ООО <данные изъяты> имеющее лицензию от ДД.ММ.ГГГГ, выполняло работы по реставрации и воссозданию штукатурной отделки; ремонту, реставрации и воссозданию деревянных конструкций и деталей; реставрации паркетных полов на объекте культурного наследия федерального значения <данные изъяты>, по разрешениям <данные изъяты> не имея в своем штате аттестованных специалистов. ООО <данные изъяты> имеющее лицензию от ДД.ММ.ГГГГ, выполняло работы по реставрации и воссозданию штукатурной отделки; ремонту и реставрации, воссозданию деревянных конструкций и деталей на объекте культурного наследия федерального значения <данные изъяты> по разрешению от ДД.ММ.ГГГГ, не имея в своем штате аттестованных специалистов. Проведение реставрационных работ на объекте культурного наследия специалистами, не имеющими соответствующей аттестации Министерства Культуры Российской Федерации, является нарушением требований п. 6 статьи 45 Федерального закона №73-ФЗ.

В ходе проверки был проведен осмотр отдельных объектов культурного наследия федерального значения, на которых в ДД.ММ.ГГГГ проводились ремонтно-реставрационные работы. В ходе осмотра выявлены случаи некачественного выполнения ремонтных работ, а именно: на объекте культурного наследия федерального значения <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, проведены работы по ремонту штукатурной отделки на основании разрешения от ДД.ММ.ГГГГ (выданного на срок до ДД.ММ.ГГГГ). В результате осмотра объекта в интерьере лестничной клетки на поверхностях стен и сводов выявлено отставание штукатурного слоя.

На объекте культурного наследия федерального значения <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, проведены работы по ремонту штукатурной отделки в соответствии с разрешением от ДД.ММ.ГГГГ, выданным на срок до ДД.ММ.ГГГГ, и разрешением от ДД.ММ.ГГГГ, выданным на срок до ДД.ММ.ГГГГ В результате осмотра объекта обнаружено разрушение штукатурного слоя подшивки чердачного перекрытия.

Вмененное государственному органу деяние квалифицировано по части 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебном заседании защитник Службы Ивлев Г.А. указал, что вины юридического лица в совершении правонарушения нет, просил производство по делу прекратить.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, судья приходит к выводу, что производство по делу в отношении Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области подлежит прекращению ввиду следующего.

Согласно материалам дела, на основании Ежегодного сводного плана проведения Министерством культуры РФ и его территориальными органами плановых проверок на ДД.ММ.ГГГГ утвержденного приказом Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>) и распоряжения руководителя Управления Министерства культуры РФ по Сибирскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ, период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области на предмет соблюдения объектом проверки обязательных требований при осуществлении переданных полномочий и нормативно-правового регулирования по вопросам переданных полномочий в проверяемый период (л.д.<данные изъяты>).

По результатам проверки составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны выявленные в деятельности Службы нарушения действующего законодательства, а также составлен протокол об административном правонарушении.

Деятельность Министерства культуры РФ и его территориальных органов регулируется Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Положением о Министерстве культуры Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 N 590, Положением о территориальном органе Министерства культуры Российской Федерации", утвержденным Приказом Минкультуры России от 29.07.2013 N 1054, Административным регламентом исполнения Министерством культуры Российской Федерации государственной функции по контролю и надзору за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия", утвержденным Приказом Минкультуры России от 08.08.2012 г. N 840.

Из распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что целью проведения в отношении Службы проверки являлись:

- контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемый объектом проверки по вопросам государственной охраны объектов культурного наследия,

- контроль за полнотой и качеством осуществления объектом проверки переданных полномочий в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из Акта проверки и протокола об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, были выявлены в рамках контроля за полнотой и качеством осуществления Службой переданных ей полномочий, то есть должностным лицом установлены данные, указывающие на неосуществление Службой государственного надзора, в связи с чем применена мера реагирования в виде возбуждения дела об административном правонарушении.

Между тем, с применением такой меры как возбуждение дела об административном правонарушении нельзя, так как оно не основано на действующем законодательстве.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 N 590 Министерство культуры Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, туристской деятельности, туризма, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.

В силу положений пункта 9 части 6 статьи 9.1 Федерального закона 73-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия осуществляет контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний:

об устранении выявленных нарушений;

о привлечении к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

об отмене решений, принятых с нарушением законодательства, или о внесении в них изменений.

Аналогичные нормативно-правовые нормы содержатся в Положении о территориальном органе Министерства культуры Российской Федерации. Территориальный орган осуществляет государственный контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний (п. 6.15), анализирует причины выявленных нарушений при осуществлении переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, принимает меры по устранению выявленных нарушений (6.2).

При этом должностные лица территориального органа составляют протоколы и рассматривают дела об административных правонарушениях в установленной сфере деятельности, в порядке и на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации (6.20.1).

Последовательность и сроки действий (административных процедур) исполнения Министерством культуры РФ государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации определен Административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по сохранению, использованию, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, а также нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 06.07.2010 N 383, распространяющим свое действие на Министерство культуры РФ после упразднения Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.

Пунктом 5 названного регламента установлено, что результатами исполнения должностными лицами государственной функции является направление должностным лицам субъектов Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия: акта проверки; предписания об устранении выявленных нарушений; предписаний о привлечении к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия; предписаний об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия; предписаний об отмене нормативных правовых актов или о внесении в них изменений.

Из приведенных норм следует, что должностные лица территориальных органов при осуществлении государственной функции по контролю за полнотой и качеством осуществления государственными органами субъектов РФ переданных им полномочий вправе применять при выявлении нарушений только такие меры реагирования как внесение предписаний.

Возбуждение дела об административном правонарушении по итогам проверки в таком случае не предусмотрено, ввиду чего судья приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении, составленный в отношении Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области вопреки требованиям приведенных выше нормативно-правовых актов, не может являться допустимым доказательством и основанием для привлечения Службы к административной ответственности.

При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области подлежит прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 24.5, 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии. Жалоба или протест могут быть поданы непосредственно в Иркутский областной суд, либо через Кировский районный суд г. Иркутска.

Судья: С.В. Почепова