ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 апреля 2018 года г. Иркутск
(резолютивная часть постановления
объявлена 25.04.2018 г.)
Судья Кировского районного суда г. Иркутска Почепова С.В.,
с участием защитника – Ивлева Г.А.,
рассмотрев материалы дела №5-33/2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:
Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Из протокола об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 30 минут по адресу: <адрес>, должностным лицом Управления Минкультуры России по СФО при проведении плановой документарной и выездной проверки государственного органа исполнительной власти Иркутской области – Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области (далее – Служба), обнаружено нарушение требований п. 1 ст. 45 ФЗ от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», выразившееся в неосуществлении государственного надзора за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения по выданным разрешениям, что явилось причиной некачественного выполнения ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия федерального значения.
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что за проверяемый период Службой выдано 14 разрешений на производство ремонтных и ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия федерального значения (стр.<данные изъяты> Акта проверки, л.д.<данные изъяты>). Государственный надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия в форме систематического наблюдения Службой не осуществлялся (стр.<данные изъяты> акта проверки, л.д.<данные изъяты>). При этом в ходе проверки выявлено, что ООО «<данные изъяты> имеющее лицензию № от ДД.ММ.ГГГГ, выполняло работы по ремонту и реставрации кладок, конструкций, деревянных конструкций и деталей, воссозданию штукатурной отделки на объекте культурного наследия федерального значения «<данные изъяты> по Разрешению № от ДД.ММ.ГГГГ, не имея в своем штате аттестованных Министерством культуры РФ специалистов. ООО <данные изъяты> имеющее лицензию № от ДД.ММ.ГГГГ, выполняло работы по реставрации и воссозданию штукатурной отделки; ремонту, реставрации и воссозданию деревянных конструкций и деталей; реставрации паркетных полов на объекте культурного наследия федерального значения <данные изъяты>, по разрешениям <данные изъяты> не имея в своем штате аттестованных специалистов. ООО <данные изъяты> имеющее лицензию № от ДД.ММ.ГГГГ, выполняло работы по реставрации и воссозданию штукатурной отделки; ремонту и реставрации, воссозданию деревянных конструкций и деталей на объекте культурного наследия федерального значения <данные изъяты> по разрешению № от ДД.ММ.ГГГГ, не имея в своем штате аттестованных специалистов. Проведение реставрационных работ на объекте культурного наследия специалистами, не имеющими соответствующей аттестации Министерства Культуры Российской Федерации, является нарушением требований п. 6 статьи 45 Федерального закона №73-ФЗ.
В ходе проверки был проведен осмотр отдельных объектов культурного наследия федерального значения, на которых в ДД.ММ.ГГГГ проводились ремонтно-реставрационные работы. В ходе осмотра выявлены случаи некачественного выполнения ремонтных работ, а именно: на объекте культурного наследия федерального значения <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, проведены работы по ремонту штукатурной отделки на основании разрешения от ДД.ММ.ГГГГ№ (выданного на срок до ДД.ММ.ГГГГ). В результате осмотра объекта в интерьере лестничной клетки на поверхностях стен и сводов выявлено отставание штукатурного слоя.
На объекте культурного наследия федерального значения <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, проведены работы по ремонту штукатурной отделки в соответствии с разрешением № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным на срок до ДД.ММ.ГГГГ, и разрешением № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным на срок до ДД.ММ.ГГГГ В результате осмотра объекта обнаружено разрушение штукатурного слоя подшивки чердачного перекрытия.
Вмененное государственному органу деяние квалифицировано по части 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании защитник Службы Ивлев Г.А. указал, что вины юридического лица в совершении правонарушения нет, просил производство по делу прекратить.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, судья приходит к выводу, что производство по делу в отношении Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области подлежит прекращению ввиду следующего.
Согласно материалам дела, на основании Ежегодного сводного плана проведения Министерством культуры РФ и его территориальными органами плановых проверок на ДД.ММ.ГГГГ утвержденного приказом Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.<данные изъяты>) и распоряжения руководителя Управления Министерства культуры РФ по Сибирскому федеральному округу № от ДД.ММ.ГГГГ, период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области на предмет соблюдения объектом проверки обязательных требований при осуществлении переданных полномочий и нормативно-правового регулирования по вопросам переданных полномочий в проверяемый период (л.д.<данные изъяты>).
По результатам проверки составлен Акт № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны выявленные в деятельности Службы нарушения действующего законодательства, а также составлен протокол об административном правонарушении.
Деятельность Министерства культуры РФ и его территориальных органов регулируется Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Положением о Министерстве культуры Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 N 590, Положением о территориальном органе Министерства культуры Российской Федерации", утвержденным Приказом Минкультуры России от 29.07.2013 N 1054, Административным регламентом исполнения Министерством культуры Российской Федерации государственной функции по контролю и надзору за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия", утвержденным Приказом Минкультуры России от 08.08.2012 г. N 840.
Из распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что целью проведения в отношении Службы проверки являлись:
- контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемый объектом проверки по вопросам государственной охраны объектов культурного наследия,
- контроль за полнотой и качеством осуществления объектом проверки переданных полномочий в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из Акта проверки и протокола об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, были выявлены в рамках контроля за полнотой и качеством осуществления Службой переданных ей полномочий, то есть должностным лицом установлены данные, указывающие на неосуществление Службой государственного надзора, в связи с чем применена мера реагирования в виде возбуждения дела об административном правонарушении.
Между тем, с применением такой меры как возбуждение дела об административном правонарушении нельзя, так как оно не основано на действующем законодательстве.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 N 590 Министерство культуры Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, туристской деятельности, туризма, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.
В силу положений пункта 9 части 6 статьи 9.1 Федерального закона 73-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия осуществляет контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний:
об устранении выявленных нарушений;
о привлечении к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
об отмене решений, принятых с нарушением законодательства, или о внесении в них изменений.
Аналогичные нормативно-правовые нормы содержатся в Положении о территориальном органе Министерства культуры Российской Федерации. Территориальный орган осуществляет государственный контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний (п. 6.15), анализирует причины выявленных нарушений при осуществлении переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, принимает меры по устранению выявленных нарушений (6.2).
При этом должностные лица территориального органа составляют протоколы и рассматривают дела об административных правонарушениях в установленной сфере деятельности, в порядке и на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации (6.20.1).
Последовательность и сроки действий (административных процедур) исполнения Министерством культуры РФ государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации определен Административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по сохранению, использованию, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, а также нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 06.07.2010 N 383, распространяющим свое действие на Министерство культуры РФ после упразднения Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.
Пунктом 5 названного регламента установлено, что результатами исполнения должностными лицами государственной функции является направление должностным лицам субъектов Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия: акта проверки; предписания об устранении выявленных нарушений; предписаний о привлечении к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия; предписаний об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия; предписаний об отмене нормативных правовых актов или о внесении в них изменений.
Из приведенных норм следует, что должностные лица территориальных органов при осуществлении государственной функции по контролю за полнотой и качеством осуществления государственными органами субъектов РФ переданных им полномочий вправе применять при выявлении нарушений только такие меры реагирования как внесение предписаний.
Возбуждение дела об административном правонарушении по итогам проверки в таком случае не предусмотрено, ввиду чего судья приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении, составленный в отношении Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области вопреки требованиям приведенных выше нормативно-правовых актов, не может являться допустимым доказательством и основанием для привлечения Службы к административной ответственности.
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области подлежит прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 24.5, 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии. Жалоба или протест могут быть поданы непосредственно в Иркутский областной суд, либо через Кировский районный суд г. Иркутска.
Судья: С.В. Почепова