ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3407/2021 от 04.10.2021 Советского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

5-3407/2021

УИД 61RS0008-01-2021-007888-77

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону 04 октября 2021 года

Судья Советского районного суда г. Ростова-на-Дону Капитанюк О.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.21 КоАП РФ, в отношении АО «Меринос» (ИНН , ОГРН ), юридический адрес: <адрес>),

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону на основании поручения прокуратуры Ростовской области от 16.08.2021 проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства и санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности АО «Меринос» зарегистрированного по адресу: <адрес>

В рамках проведенной проверки прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону 31.08.2021 года в присутствии представителя по доверенности юрисконсульта Гюльмалова В.В. экспертной организацией Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу» проведены мероприятия по отбору проб промышленных выбросов на работающих источниках выбросов:

Объект негативного воздействия на окружающую среду расположенный по адресу: <адрес>, цех производства ПП нити, дымовая труба (источник 0005), по следующим веществам: углерод оксид, ацетальдегид, формальдегид, этановая кислота;

Объект негативного воздействия на окружающую среду расположенный по адресу: Ростов-на-Дону, <адрес>, цех производства ПП нити, дымовая труба (источник 0006), по следующим веществам: углерод оксид, ацетальдегид, формальдегид, этановая кислота;

Объект негативного воздействия на окружающую среду расположенный по адресу: Ростов-на-Дону, <адрес>, цех производства ПП нити, вентиляционная труба (источник 0007), по следующим веществам: углерод оксид, ацетальдегид, формальдегид, этановая кислота;

Объект негативного воздействия на окружающую среду расположенный по адресу: Ростов-на-Дону, <адрес>, отделочный цех, вентиляционная труба (источник 0009), по следующим веществам: этенилацетат (винилацетат);

Объект негативного воздействия на окружающую среду расположенный по адресу: <адрес>, отделочный цех, вентиляционная труба (источник 0010 по следующим веществам: гексан, этанол, керосин;

Объект негативного воздействия на окружающую среду расположенный по адресу: <адрес>, отделочный цех, вентиляционная труба (источник 0011) по следующим веществам: углерод оксид, ацетальдегид, формальдегид, этановая кислота;

Объект негативного воздействия на окружающую среду расположенный по адресу: <адрес>, котельная, вентиляционная труба (источник 0012), по следующим веществам: азота оксид, сера диоксид, азота диоксид, углерод оксид;

Объект негативного воздействия на окружающую среду расположенный по адресу: <адрес>, котельная, вентиляционная труба (источник 0014), по следующим веществам: азота оксид, сера диоксид, азота диоксид, углерод оксид;

Объект негативного воздействия на окружающую среду расположенный по адресу: <адрес>, вспомогательное производство, вентиляционная (источник 0019), по следующим веществам: метилбензол, сероводород, диметилбензол, бутан-1-ол, бутилацетат, алканы С12-19.

По результатам проведенных лабораторных исследований установлено наличие превышения нормативов выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источникам выбросов на источнике 0007 по загрязняющему веществу «углерода оксид» в 5,5 раза. Фактически на источнике 0007 осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без очистки.

Определением от 27.09.2021 года, ведущего специалиста Ростовского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии РО – государственного инспектора РО в области окружающей среды Хомюк К.О., дело об административном правонарушении в отношении АО «Меринос» было передано для рассмотрения в суд.

Представители АО «Меринос» по доверенности Гюльмалов В.В., Зимина С.А., представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ростовской области Ливаднова В.В. в судебном заседании, просили назначить наказание в виде административного штрафа, по основаниям, указанным в отзыве, обращая внимание суда на то, что в настоящее время АО «Меринос» предприняты все возможные меры по устранению нарушения, а именно, Приказом Общества от 29.09.2021 № 457 с 16.00 29.09.2021 запрещена эксплуатация оборудования (вентиляционная труба (выход из печей обжига фильер) – цех производства полипропиленовой нити АО «Меринос», номер источника 007 сроком на 90 суток.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии РО, в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом

Помощник прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону Пикалева А.Г. в судебном заседании пояснила, что АО «Меринос» не обеспечено выполнение требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха, просила назначить наказание в виде штрафа.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд считает, что вина АО «Меринос» в совершении административного правонарушения доказана и подтверждается материалами дела.

Из представленных материалов следует, что основным видом деятельности АО «Меринос», зарегистрированного и расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Доватора, 168, является производство ковров и ковровых изделий.

На основании поручения прокуратуры Ростовской области от 16.08.2021 года в рамках проверки 31.08.2021 года в присутствии представителя АО «Меринос» специализированной организацией ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» проведены мероприятия по отбору проб промышленных выбросов на работающих источниках выбросов загрязняющих веществ юридического лица.

В соответствии с представленным экспертным заключением от 07.09.2021 года № 47 установлено наличие превышения нормативов выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источникам выбросов на источнике 0007 по загрязняющему веществу «углерода оксид» в 5,5 раза. Фактически на источнике 0007 осуществляется выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух без очистки.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

Пунктом 1 ст.16 Федерального закона №96-ФЗ, при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений, должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическим, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. Запрещается размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют, предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха, установок очистки газов и качества контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно ст. 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.

В соответствии с п.п.8, 9 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды РФ от 15.09.2017г. №498, запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют, предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха, установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и(или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования(установки) в течении всего периода работы этого оборудования на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ.

В нарушение указанных норм, эксплуатация АО «Меринос» источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, производится без установки очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что приводит к загрязнению атмосферного воздуха.

Факт совершения юридическим лицом указанного административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, а именно: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 20.09.2021 года (л.д.5-10), решением о проведении проверки от 26.08.2021 года (л.д.12), уведомлением от 26.08.2021 года, выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.13-30), сопроводительным письмом с запросом о предоставлении документов (л.д.97), уставом АО «Меринос ковры и ковровые изделия» (л.д.31-58), свидетельством об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (л.д.60-61), экспертным заключением на проектную документацию нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) № 07-14/225 от 21.02.2020 года (л.д.62-76), техническим отчетом по контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для АО «Меринос» (л.д.77-86), актом проверки от 31.08.2021 года (л.д.89), дополнением к справке по результатам проверки исполнения законодательства по охране окружающей среды (л.д.90-92) экспертным заключением от 07 сентября 2021 года (л.д.93-96), письменными объяснениями представителя АО «Меринос» Зиминой С.А. (л.д.98-99), допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Представленные доказательства составлены надлежащим образом, добыты прокуратурой в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, суд признает их допустимыми доказательствами.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у АО «Меринос» имелась возможность для соблюдения природного законодательства РФ, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что АО «Меринос» приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений приведенного выше законодательства, и, при этом, судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у АО «Меринос» имелась.

Вина АО «Меринос» выражается в нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры, что влечет за собой наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о доказанности наличия состава административного правонарушения в действиях АО «Меринос», предусмотренного ч.3 ст.8.21 КоАП РФ.

По смыслу ст. 4.1 КоАП РФ наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 КРФ об АП, не истекли

При назначении наказания суд установил отсутствие отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Вместе с тем из материалов дела следует, что допущенные нарушения могли повлечь наступление вредных последствий в области охраны окружающей среды, что свидетельствует о существенном нарушении охраняемых общественных отношений.

Приказом № 457 от 29 сентября 2021 года № 457 с 16.00 29.09.2021 запрещена эксплуатация оборудования (вентиляционная труба (выход из печей обжига фильер) – цех производства полипропиленовой нити АО «Меринос», номер источника 007 сроком на 90 суток.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для назначения штрафа, поскольку в данном случае, с учетом характера правонарушения и обстоятельства дела, ввиду возникновения угрозы здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, принятие мер к устранению нарушений не влечет признание назначенного наказания в виде приостановления деятельности чрезмерно суровым.

При этом суд считает необходимым разъяснить, что в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, судом может быть разрешен вопрос о его досрочном прекращении.

Согласно ст.32.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление судьи, назначившего административное наказание в виде административного приостановления деятельности, исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.

Руководствуясь ст.ст.29.7, 29.9-29.10 Кодекса РФ об АП,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать АО «Меринос» (ИНН , ОГРН ), юридический адрес: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.21 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности объекта – цеха производства полипропиленовой нити АО «Меринос», вентиляционная труба, номер источника 0007, по адресу: <адрес>, сроком на 90 (девяносто) суток.

Исполнение постановления поручить соответствующему отделу судебных приставов УФССП России по г. Ростову-на-Дону.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

СУДЬЯ: